Мастер-класс
«Социо-игровая педагогическая технология»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения поосвоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Ход мастер-класса
1. Теоретическая часть
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.
Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов. Сам термин «социо-игровой стиль» появился в 1988 году.
В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо-игровой педагогики (Е. Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата. Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программ
Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект — субъектные отношения) Диктат воспитателя (субъект — объектные отношения)
Развитие самостоятельности Послушное повторение формулировок
Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом) Наличие дискретности — дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты)
Занятие-игра — жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):
1. Игра для рабочего настроя.
2. Игры разминки.
3. Игры социо-игрового характера.
4. Игры творческого самоутверждения.
5. Игры вольные, требующие передвижения.
Сегодня мы рассмотрим некоторые приемы данной технологии.
1. Практическая часть.
Для начала я вам предлагаю немного познакомиться друг с другом.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Справа друг и слева друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Группа стоит в кругу. Участники передают мяч по кругу, называют свое имя и качество на первую букву своего имени.
Молодцы! Можете присаживаться. Мы продолжим
Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.
Я предлагаю использовать один из приемов, он называется «Волшебная палочка» (в качестве «волшебной палочки» можно использовать любой предмет: карандаш, линейка, зонт…)
Передачу палочки из рук в руки надо сопровождать речью по заданному правилу. В нашем случае Вам необходимо назвать свою любимую игру из детства. (Участники передают полочку друг другу и называют игры, в которые играли в детстве, н-р: догонялки, прятки и др.)
А теперь усложним задачу: Вам нужно передавая палочку, назвать игру и почему она вам нравилась. (Играми группой, был лидер организатор, была подвижность, менялись места игр).
Я показала вам один из приемов, а вы в это время озвучили три золотых правила социо-игровой технологии:
1. Двигательная активность обучаемых. (Почему нравилась, потому что мы двигались)
2. Смена мезасцен и ролей в ходе деятельности. (Нам нравилось играть в разных местах во дворе, дома и т.д.)
3. Работа в малых группах. (Играли небольшой группой)
Вывод: Вот эти три принципа заложены в основу социо-игровой технологии. И педагогу в работе с детьми нужно их придерживаться, чтобы все получилось.
После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходитьк следующему этапу: Игры социо-игрового характера (для приобщения к делу).
Мне нужна группа из 6-ти человек. Посмотрите на сидение своего стула, те, у кого приклеен синий кружок – выходите.
Следующий прием называется «Видимо, не видимо». Я вам дам листок, на котором разбросаны буквы, вам нужно будет найти среди этих букв название времени года, когда найдете название в слух, не произносить. (Группа работает).
Для приема «Видимо, не видимо» можно использовать плакат, интерактивную доску. В работе с родителями на плакате можно написать, н-р качества человека, и предложить выбрать те качества, которые присуще их ребенку.
Следующий прием «Оживление» вам надо показать это время года пантомимой.
Данный прием способствует развитию творческого мышления, соблюдается работа с малой группой, не ограничивается место проведения.
Следующим этапом становится игры разминки, которые объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
Предлагаю использовать игру «Зеркало». Выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое – либо движение, а другой повторяет эти движения за ним.
В своей работе вы используете прием деления детей. Какие? Назовите?
Процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.
Можно поделиться:
- по цвету и длине волос,
- по цвету, виду (брюки, платье) одежды,
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
- кто на каком этаже живет
- по их желанию,
- по сходству или жизненным ситуациям
- по сезону рождения
- по разрезному материалу и др.
Мы поступим иначе: Вам надо взять из мешочка любую пуговицу, найти коллег с точно такой же пуговицей и организовать своё гнездышко.
Последним станет этап игры для творческого самоутверждения. Такие задания, под своим выполнением подразумевают художественно-исполнительский результат.
Итак, Вы поделились на пары и сейчас будете работать в месте, но для этого вам нужно самостоятельно приготовить рабочее место (стол и стульчики). Я умышленно этого не сделала. Когда ребёнок сам выбирает и готовит место для своей деятельности – результат его работы приобретает наибольшую значимость. Даже если ребёнок не рационально выбрал место с вашей точки зрения, уступите ему, значит ему так комфортно.
Каждая пара сейчас должны, узнать друг у друга какая рука является умелой не ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера. Почему умелая, потому что я умею, что-то делать данной рукой. Вы будете рисовать осенний пейзаж. Подумайте, что вы сможете, умело нарисовать. Рисовать вы должны все вместе на одном листе умелой рукой, а на другом листе вы нарисуете пейзаж, но уже неумелой рукой и тоже вместе.
Важно: Ребенок, который не хочет, например, рисовать, он может выступить в роли снабженца (подносить нужные материалы)
Особенность состоит в том, что Игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.
А теперь, вы должны описать то, что нарисовали. (Каждый член микрогруппы рассказывает, что изображено на рисунке и высказывает свое мнение об успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Рефлексия. Я предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и ответов». Участники сами сочиняют вопросы - записки друг для друга, помещают их в шапку, потом вытягивают, кому какая достанется. Ответы готовят в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия.
Вопросы могут быть самые разнообразные. Например:
1. Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?
2. Что было сложным?
3. Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?
4. Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?
5. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?
Данный прием хорошо подойдет в работе с родителями. Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).
Социо-игровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социо - игровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые В.М.Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.
Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:
· дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
· у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
· дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
· у них не будет чувства страха за ошибку.