Симптоматический диагноз




ПАМЯТКА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

 

В разделе АНАМНЕЗ можно отметить наследственность, перенесенные заболевания, раннее физическое развитие, если были задержки (когда стал сидеть, ходить) раннее речевое развитие (когда появились первые слова, фразы), медленно, нормально, или бурно развивалась речь после появления первых фраз; была ли энцефалопатия, состояли ли на учёте у невропатолога, психоневролога, были ли ушибы головы.

 

В разделе СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА отмечаем губы (толстые, тонкие), зубы (редкие, мелкие, крупные), прикус, язык (большой мясистый, длинный и узкий, маленький) уздечка, нёбо (высокое, узкое, укороченное, нормальное)

 

В разделе СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ можно зафиксировать подвижность губ (малоподвижные губы) подвижность языка (моторно неловок, малоподвижен, кренится при высовывании в сторону, склонен к сужению, проверить способность к переключению, удержание позы, нет ли тремора) повышена ли саливация. Возможно, указать особенности темпа речи, дикция (нечеткая, смазанная)

 

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

- Назови звуки по порядку в слове ДОМ, КОЖА, СУМКА, РЫБАК

- выделение начального звука

 

СИНТЕЗА

-составление из звуков, данных в ненарушенной последовательности слова М,А,К; P,У,K,A; C,Ы,H,O,K

 

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

-припоминание слов на данный звук Ж -жук, жаба …,

-из предложенных разных картинок подобрать те, в названии которых есть данный звук.

 

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

- повторение ряда слогов с оппозиционными звуками

па-ба-па, та-та-да, слова: мышка-мишка, миска-мишка, уточка-удочка, малина-Марина

 

СТРУКТУРА СЛОВ

-повторение слов сложной СТРУКТУРЫ: СЕРВАНТ, СЕРПАНТИН, ЛЕКАРСТВО, ПАРИКМАХЕРСКАЯ, АКВАРИУМ, ТЕМПЕРАТУРА, СКОВОРОДА, ПРОСТОКВАША и т. д.

 

ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО 3АПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

-Словарный запас в пределах обихода, шире, беден, ограничен

-употребление обобщающих слов, антонимов, и' т. д.

- наличие в самостоятельных высказываниях глаголов, прилагательных, наречий, предлогов и т.д.

 

-Грамматический строй

-образование родительного падежа ед и мн ч. (яблоко, дерево, мяч...)

-согласование сущ-х с числительными 2 и 5

-образование относительных прилагательных

-образование глаголов движения с помощью приставок

- употре6ление предлогов.

 

СОСТОЯНИЕ ФРАЗОВОЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

-умение составить предложение и рассказ, отметить типы употребляемых предложений (простые, сложные)

СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ

1. Техника чтения – побуквенное, послоговое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, монотонное

2. Ошибки при чтении – пропуски, замены букв, перестановки, недочитывание концов слов, неправильное ударение

3. Понимание прочитанного – пересказ полный или краткий, ответы на вопросы по прочитанному

 

Состояние процесса письма

-Знание букв (узнавание, называние); отметить неправильное изображение элементов букв; замены букв близких по начертанию и по расположению в пространстве.

-Нарушение структуры слова (пропуски, перестановки, вставки букв и слогов)

-слияния слов, раздельное написание частей слов, пропуски предлогов или слитное написание их со словами

-замены букв (дефекты озвончения, неправильное употребление йотированных гласных)

-дефекты смягчения

-аграмматизмы (согласование в роде, числе, падеже, ошибки в суффиксах)

-орфографические оши6ки, незнание написания словарных слов

Можно отметить темп письма, умение списывать и проверять.

 

При заключении следует учитывать:

ДИСЛAЛИЯ МОТОРНАЯ характеризуется

- звукопроизношением по типу искажений

- анамнез благополучный

 

ДИСЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ

- звукопроизношение по типу замен

- нарушен фонематический слух

 

ДИЗАРТРИЯ (отметить)

- состояние речевой моторики

- анамнез осложнен

- серьезное нарушение фонематического слуха при корковой дизартрии.

- отметить особенности темпа и интонации

 

ДИСГРАФИЯ ОПТИЧЕСКАЯ

- снижены рече-зрительные функции (конструирует и реконструирует плохо)

 

ДИСГРАФИЯ AKУСТИЧЕСКАЯ

- нарушены рече-слуховые функции, анализ и синтез

 

ДИСГРАФИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ

- первично нарушено звукопроизношение по типу замен

- нарушен фонематический слух

 

ДИСГРАФИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ

- нарушение лексико-грамматического строя речи

- возможны пробелы в анализе и синтезе

 

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

- характерен бедный словарный запас

- нарушены функции анализа и синтеза

 

ДИСГРАФИЯ СЛОЖНАЯ

- нарушены все компоненты

- показывает, что письмо не является средством общения, поэтому является самой тяжелой

Симптоматический диагноз

ФОНЕТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ (по звукопроизношению)

- это в основном дислалия и дизартрия

 

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (по звукопроизношению и состоянию фонематического восприятия)

- это могут быть: сенсорно-моторная, сенсорная дислалия, дизартрия и дисграфия

 

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

- нарушены звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, фонематический слух

- это могут быть: дислалии, дизартрии, дисграфии, дислексии

 

НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

- может быть - незначительно нарушен лексико-грамматический строй речи, звукопроизношение - не больше одного звука, но серьезное нарушение фонематического восприятия

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: