ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Баскетбол для начинающих» для 5-6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального Закона РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012г.
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Краткосрочная программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:
· способствовать всестороннему физическому развитию;
· способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Направление - спортивно-физкультурное.
Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
При создании программы учитывались потребности современного российского
общества в физически крепком, подрастающем поколении,
способным
активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать
ценности игры в баскетбол для
самовоспитания, саморазвития и самореализации. Программа предназначена для детей
11-12 лет. Срок реализации – 1 год
Цели программы:
- Обеспечивать учащихся знаниями о специальных приемах и действиях баскетболистов;
- Содействовать укреплению здоровья детей;
- Воспитывать моральные и волевые качества;
- Обеспечить разностороннее физическое развитие.
Задачи:
1. Укрепление здоровья школьников посредством развития физических
качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих
систем организма.
2. Формирование общих представлений о баскетболе, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
3. Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения баскетболу.
4. Изучение и совершенствование технических приемов игры.
5. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств.
Основные задачи:
1. Оздоровительная задача.
· Укрепление здоровья.
· Совершенствование физического развития.
2.Образовательная задача.
· Обучение основам техники и тактики игры баскетбол.
· Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
· Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
· Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом.
· Воспитание моральных и волевых качеств.
Программа направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
- принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
- принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно метапредметными и предметными результатами.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда;
Предметные результаты:
-формирование знаний о баскетболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
- определяют, где применяют действия с мячом,
- используют общие приёмы решения поставленных задач,
- ставят и формулируют проблемы,
- ориентируются в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные:
- принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре,
- принимают инструкцию педагога и четко следуют ей,
- осуществляют итоговый и шаговый контроль,
- выполняют действия в соответствии с поставленной задачей и условиям её реализации,
- используют установленные правила в контроле способа решения,
- планируют свои действия.
Коммуникативные:
- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности,
- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии,
- используют речь для регуляции своего действия,
- формулируют собственное мнение и позицию,
Личностные:
- проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей,
- умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
- оказывают бескорыстную помощь своим сверстникам, умеют находить общий язык и общие интересы,
- ориентируются на понимании причин успеха в учебной деятельности,
- самоанализ и самооценка результата,
- понимают значение знаний для человека и принимают его, стремятся хорошо учиться,
- раскрывают внутреннюю позицию школьника.
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
· потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
· умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
· спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
· стремление индивида вовлечь в занятия баскетболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Место программы в учебном плане.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов. Рассчитана на 12 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных внеурочных занятий со школьниками.
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45мин).
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся 5 -6 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся – 12-15 человек.
Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-презентация, урок-марафон
Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.
Содержание программы.
Баскетбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
1. Основы знаний.
2. Общая физическая подготовка.
3. Специальная подготовка.
4. Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по баскетболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
· Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
· Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения
Значение баскетбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
Место и время проведения общеразвивающих и специальных
упражнений во время тренировочных занятий.
Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и
специальных упражнений для различных видов спорта.
Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее
физическое воспитание и развитие основных физических качеств:
Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов,
на снарядах и со снарядами в парах.
Для развития быстроты - упражнения на быстроту двигательной
реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.
Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной
интенсивности.
Для развития ловкости и гибкости - упражнения с высокими
требованиями к координации и амплитуде движений.
Планируемый результат освоения программы «Баскетбол»
ЛИЧНОСТНЫЕ.
· положительное отношение к систематическим занятиям баскетболом;
· понимание роли баскетбола в укреплении здоровья.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· Рассказывать об истории развития баскетбола в России;
· Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма;
· Технически правильно выполнять двигательные действия в баскетболе;
· Играть в баскетбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· Следовать при выполнении задания инструкциям учителя;
· Понимать цель выполняемых действий;
Различать подвижные и спортивные игры;
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
-состояние и развитие баскетбола в России;
-правила техники безопасности;
- правила игры;
-терминологию баскетбола.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
-точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атакавать, работать в защите и нападении;
- анализировать и оценивать игровую ситуацию;
- обладать тактикой нападения и защиты.
· Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Форма организации занятия: беседа, состязания, подвижные игры, эстафеты, товарищеские встречи.
·
· Виды деятельности: познавательная, игровая, спортивная.
·
· Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 5 - 6 классе 1 раз в неделю (12 часов в год).
·
· Формы подведения итогов реализации
·
· -сдача нормативов
·
· -результативность товарищеских игр и соревнований.
Содержание программы
Основы знаний (теоретическая часть):
· Основы истории развития баскетбола в России;
· Сведения о строении и функциях организма человека;
· Правила игры в баскетбол
· Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
· Строевые упражнения;
· Гимнастические упражнения;
· Легкоатлетические упражнения;
· Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
· Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
· Подвижные игры;
· Упражнения для развития прыгучести;
· Упражнения для развития качеств, необходимых приловли и передачах мяча;
· Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении бросков мяча;
Техника нападения (практическая часть):
· Перемещения и стойки;
· Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты:
· Действия без мяча: остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
· Индивидуальные действия
· Командные действия
Тактика защиты:
· Индивидуальные действия
· Командные действия
Контрольные игры и соревнования:
Теоретическая часть
· Правила соревнований
практическая часть:
· Соревнования по подвижным играм с элементами баскетбола
· Учебно-тренировочные игры