Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Баскетбол для начинающих» для 5-6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального Закона РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012г.
  • Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Краткосрочная программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:

· способствовать всестороннему физическому развитию;

· способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.

В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Направление - спортивно-физкультурное.

Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

 

При создании программы учитывались потребности современного российского

 

общества в физически крепком, подрастающем поколении,

способным

 

активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать

 

ценности игры в баскетбол для

 

самовоспитания, саморазвития и самореализации. Программа предназначена для детей

 

11-12 лет. Срок реализации – 1 год

 

Цели программы:

- Обеспечивать учащихся знаниями о специальных приемах и действиях баскетболистов;

- Содействовать укреплению здоровья детей;

- Воспитывать моральные и волевые качества;

- Обеспечить разностороннее физическое развитие.

 

Задачи:

 

1. Укрепление здоровья школьников посредством развития физических

 

качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих

 

систем организма.

 

2. Формирование общих представлений о баскетболе, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.

 

3. Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения баскетболу.

 

4. Изучение и совершенствование технических приемов игры.

 

5. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств.

 

 

Основные задачи:

1. Оздоровительная задача.

· Укрепление здоровья.

· Совершенствование физического развития.

2.Образовательная задача.

· Обучение основам техники и тактики игры баскетбол.

· Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

· Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

3.Воспитательная задача.

· Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом.

· Воспитание моральных и волевых качеств.

Программа направлена на реализацию следующих принципов:

- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.

- принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.

- принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.

- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно метапредметными и предметными результатами.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда;

Предметные результаты:

-формирование знаний о баскетболе и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

- определяют, где применяют действия с мячом,

- используют общие приёмы решения поставленных задач,

- ставят и формулируют проблемы,

- ориентируются в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре,

- принимают инструкцию педагога и четко следуют ей,

- осуществляют итоговый и шаговый контроль,

- выполняют действия в соответствии с поставленной задачей и условиям её реализации,

- используют установленные правила в контроле способа решения,

- планируют свои действия.

Коммуникативные:

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности,

- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии,

- используют речь для регуляции своего действия,

- формулируют собственное мнение и позицию,

Личностные:

- проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей,

- умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,

- оказывают бескорыстную помощь своим сверстникам, умеют находить общий язык и общие интересы,

- ориентируются на понимании причин успеха в учебной деятельности,

- самоанализ и самооценка результата,

- понимают значение знаний для человека и принимают его, стремятся хорошо учиться,

- раскрывают внутреннюю позицию школьника.

Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

· потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

· умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

· спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

· стремление индивида вовлечь в занятия баскетболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

Место программы в учебном плане.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов. Рассчитана на 12 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных внеурочных занятий со школьниками.

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45мин).

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.

Особенности набора детей – учащиеся 5 -6 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).

Количество обучающихся – 12-15 человек.

Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-презентация, урок-марафон

Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.

Содержание программы.

Баскетбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.

Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

В предложенной программе выделяются четыре раздела:

1. Основы знаний.

2. Общая физическая подготовка.

3. Специальная подготовка.

4. Примерные показатели двигательной подготовленности.

В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.

В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.

В разделе «специальной подготовки» представлен материал по баскетболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.

В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:

· Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.

· Нормативы по физической подготовке.

Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций.

 

Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения

Значение баскетбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.

Место и время проведения общеразвивающих и специальных
упражнений во время тренировочных занятий.

Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и
специальных упражнений для различных видов спорта.

Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее
физическое воспитание и развитие основных физических качеств:

Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов,
на снарядах и со снарядами в парах.

Для развития быстроты - упражнения на быстроту двигательной
реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.

Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной
интенсивности.

Для развития ловкости и гибкости - упражнения с высокими
требованиями к координации и амплитуде движений.

Планируемый результат освоения программы «Баскетбол»

ЛИЧНОСТНЫЕ.

· положительное отношение к систематическим занятиям баскетболом;

· понимание роли баскетбола в укреплении здоровья.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

· Рассказывать об истории развития баскетбола в России;

· Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма;

· Технически правильно выполнять двигательные действия в баскетболе;

· Играть в баскетбол по упрощенным правилам.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

· Следовать при выполнении задания инструкциям учителя;

· Понимать цель выполняемых действий;

Различать подвижные и спортивные игры;

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

-состояние и развитие баскетбола в России;

-правила техники безопасности;

- правила игры;

-терминологию баскетбола.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

-точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атакавать, работать в защите и нападении;

- анализировать и оценивать игровую ситуацию;

- обладать тактикой нападения и защиты.

 

 

· Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

 

Форма организации занятия: беседа, состязания, подвижные игры, эстафеты, товарищеские встречи.

·

· Виды деятельности: познавательная, игровая, спортивная.

·

· Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 5 - 6 классе 1 раз в неделю (12 часов в год).

·

· Формы подведения итогов реализации

·

· -сдача нормативов

·

· -результативность товарищеских игр и соревнований.

 

 

 

Содержание программы

Основы знаний (теоретическая часть):

· Основы истории развития баскетбола в России;

· Сведения о строении и функциях организма человека;

· Правила игры в баскетбол

· Места занятий, инвентарь.

Общефизическая подготовка (практическая часть):

· Строевые упражнения;

· Гимнастические упражнения;

· Легкоатлетические упражнения;

· Подвижные и спортивные игры.

Специальная физическая подготовка (практическая часть):

· Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;

· Подвижные игры;

· Упражнения для развития прыгучести;

· Упражнения для развития качеств, необходимых приловли и передачах мяча;

· Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении бросков мяча;

Техника нападения (практическая часть):

· Перемещения и стойки;

· Действия с мячом. Передачи мяча;

Техника защиты:

· Действия без мяча: остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

Тактическая подготовка. Тактика нападения:

· Индивидуальные действия

· Командные действия

Тактика защиты:

· Индивидуальные действия

· Командные действия

Контрольные игры и соревнования:

Теоретическая часть

· Правила соревнований

практическая часть:

· Соревнования по подвижным играм с элементами баскетбола

· Учебно-тренировочные игры



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: