Развитие творческой личности в личностно – деятельностном подходе обучения и воспитания с использованием новых образовательных технологий




 

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».

Шалва Амонашвили

Творческая группа учителей 4 - ых классов школы в 2019 – 2020 учебном году работала по теме «Развитие творческой личности в личностно – деятельностном подходе обучения и воспитания с использованием новых образовательных технологий».

Ведущие направления деятельности:

1. Информационно-аналитическая деятельность.

2. Организационно-методическая деятельность.

Работа творческой группы была направлена на решение следующих задач:

1. Овладение учителями 4-ых классов современными технологиями деятельностного типа в учебно-воспитательном процессе и во внеклассных мероприятиях.

2. Организовать работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, развитию мотивации деятельности педагогов.

3. Приобретение практических навыков в проведении современных уроков с учетом требований ГОС НОО.

На заседаниях творческой группы учителя знакомились с основным содержанием комплексного использования технологий деятельностного типа для достижения предметных и метапредметных образовательных результатов, необходимыми требованиями по их внедрению в образовательный процесс, рассматривались вопросы:

· Личностно - ориентированные технологии в работе с одаренными детьми.

· Современные образовательные технологии в учебно - воспитательном процессе как механизм для повышения качества обучения в условиях реализации нового образовательного стандарта.

· Современный урок на основе системно - деятельностного подхода в условиях внедрения ГОС ООО.

· Организация учебно-воспитательного процесса с учетом требований нового образовательного стандарта

· Личностная компетентность школьника и методы её оценивания

· Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности

В ходе совместной деятельности члены группы пришли к выводу, что развивать творческие способности детей — это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания. Важнейшими вопросами педагогики являются: «как научить творчеству каждого обучающегося?», «как развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал?». Для этого их надо обучить приемам нестандартного мышления, которые являются общими для научного и прикладного творчества.

Главная цель образования – усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента:

· знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;

· опыт осуществления основных способов деятельности;

· опыт творческой деятельности;

· опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.

Значит, процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:

· самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;

· обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации;

· установление целостной структуры объекта;

· видение новой функции объекта;

· разработка и учет альтернатив при решении проблемы;

· комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.

Педагогический опыт убеждает, что творчество на учебных занятиях есть не что-то уникальное, свойственное лишь отдельным «творчески» работающим педагогам, а обязательный компонент профессиональной деятельности учителя, призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных жизненных ситуациях.

Среди теоретических подходов к организации образования школьников как учебно-творческой деятельности особое место принадлежит личностно-ориентированному подходу. Суть этого подхода заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью, что требует от школы, обучающих ребенка педагогов признания его уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков: урок открытия нового знания, урок рефлексии, урок построения системы знаний, урок развивающего контроля. Вся система заданий на этих уроках строится таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это требует от педагогов поиска продуктивных образовательных технологий освоения знаний с целью их практического применения в непредвиденных ситуациях. Эти технологии призваны «выращивать» в ребенке творческие способности и потребность в творчестве (социальном, этическом, техническом, художественном), ориентировать его на самоопределение и самоактуализацию, помогать раскрытию уникальности и неповторимости его личности. В теории и практике образования они называются личностно-ориентированными или развивающими технологиями.

Необходимым условием организации образования как учебно-творческой деятельности, создается с опорой на следующие принципы:

· принцип адаптивности, т.е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!);

· принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации своих способностей;

· принцип психологической комфортности, нацеленный создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы;

· принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире;

· принцип ориентировочной функции знаний, требующий, «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, а помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П.П. Блонский); ребёнок формируется не только как знающая, но и как созидающая;

· принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но и ставить цели деятельности, и определять задачи, решение которых ведет к достижению цели, контролировать и корректировать ход деятельности;

· креативный принцип, направленный на обучение ребенка способности и потребности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач.

Известно, что механизмами любой деятельности, требующей творческого подхода, являются:

· ассоциации, то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;

· анаксиоматизация, то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения.

В педагогике под творчеством понимают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения не известны. Творчество не возможно без вдохновения, эмоционального подъема, которые стимулируют этот процесс. Творчество раздвигает границы возможностей человеческого развития, способствует все более богатому и глубокому проявлению индивидуальности.

Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы такие, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.

Цель метода «мозговой атаки» заключается в сборе как можно большего количества идей, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода – запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток.

Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей. Методика использования данного метода такова:

1 этап – распределение учащихся по группам (по 7-8 человек, психологически совместимых);

2 этап – выделение группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи;

3 этап – генерирование идей по правилам «мозговой атаки»;

4 этап – отбор, систематизация и классификация идей;

5 этап – деструктирование идей, т.е. оценка идей в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» здесь имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей.

6 этап – окончательный выбор идей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей требует сотворчества, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимальное сочетание интуитивного и логического.

Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы или наводящие – дополнительный стимул для формирования новой стратегии и тактики решения творческой задачи.

Примеры вариантов эвристических вопросов.

1. Для осмысления предложенной задачи, надо поставить перед собой вопросы: что известно? Что дано? В чем состоит условие?

2. Для осуществления поиска решения задачи: как найти связь между данными задачи и неизвестным? Известна ли вам похожая задача? Можно ли ею воспользоваться? Можно ли воспользоваться методом ее решения? Можно ли сформулировать задачу иначе? Можно ли найти более доступную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную? Что полезное можно извлечь из данных? Все ли данные уже использованы?

3. При осуществлении плана решения контролируйте каждый свой шаг: правильно ли вы поступили? Обосновывайте, что ваши шаги правильные.

4. Контроль и самоконтроль полученного решения: нельзя ли проверить результат? Как проверить ход решения? Как и где можно использовать полученный результат? Можно ли составить и решить задачу, обратную данной?

Достоинства метода эвристических вопросов – в его простоте и эффективности для решения любых задач. Недостаток – мало оригинальных идей и решений.

Метод аналогий – важный эвристический метод решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т.д

Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять поэтапно.

Эффективным направлением учебно-творческой деятельности учащихся являются деловые и ролевые игры.

Деловая игра – это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности. Достоинством деловых игр является включенность учащихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В деловых играх формируется особый мир отношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это – отношения конструктивного сотрудничества, созидания и взаиморазвития личности каждого участника. Деловая игра способствует тому, что учащийся обретает свое собственное творческое лицо, иногда неожиданное для соучеников и преподавателя.

Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умениям решать задачи, через которые формируется способность анализировать, оценивать действия и поступки, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.

Одним из обязательных условий развития творческого потенциала учащихся является достаточно высокая степень проблемности предлагаемых им задач. Проблемность задач и уровень познавательной самостоятельности важно увеличивать так, чтобы не вызвать эффект непосильности. При высокой проблемности учебно-познавательной задачи большое внимание должно уделяться различным эвристикам: подсказке, дополнительным вопросам и др.

Процесс решения учебных задач, кроме интеллектуальной и практической готовности, включает в себя эмоциональный компонент. Положительные эмоции, чувство удовлетворения, вера в себя – это те стимулы, благодаря которым возникает желание творить. Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование примеров из художественной и научной литературы, шутки, загадки, головоломки, аналогии, интересных фактов, игр, опоры на опыт выдающихся личностей.

Самоанализ эмоциональных состояний описывается как рефлексивная практика личности, а рефлексивные способности – как системообразующий компонент личностного роста. Успешное развитие творческого потенциала учащихся невозможно без обогащения их рефлексивного опыта. Поэтому овладение рефлексивными технологиями в учебно-познавательной деятельности учащихся должно занимать важное место. Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность обучающегося.

Показателями развития рефлексивных способностей являются следующие показатели: 1) уяснение для себя содержания материала, представленного в виде текста (схемы, рисунка); 2) владение приемами отработки изучаемого содержания (пересказ своими словами, понимание логики изложения, выделение ключевых понятий усвоенного материала); 3) владение приемами систематизации (составление алгоритмов, схем, таблиц, карточек); 4) умение осуществлять логическую квалификацию текста (вычленять факты); 5) умение составить систему проверочных заданий для определения уровня усвоения.

Учащиеся по-разному усваивают учебную и научную информацию и способы оперирования ею: одни – правильно и достаточно быстро овладевают теоретическими положениями и умело применяют их на практике; другие – понимают, но не умеют применить в конкретной ситуации; третьи – с трудом усваивают учебный материал и не всегда понимают его. Эти различия важно учитывать при организации занятий. Задания могут быть предъявлены на нескольких уровнях: І – ученический (учащийся воспроизводит усвоенный материал с опорой на конспект или учебник); ІІ – типовой (учащийся воспроизводит содержание без подсказки, но по заданному образцу); ІІІ – эвристический (учащийся может не только воспроизводить материал, но и дополнить его, применить знание в новых ситуациях); ІV – творческий (учащийся владеет приемами проверки глубины, гибкости своих знаний, отчетливо рефлексирует каждое из интеллектуальных действий, способен применить знания в незнакомых ситуациях, самостоятельно сформулировать проблемы). Рефлексия позволяет открывать принципиально новый опыт познания, в котором особую значимость имеет проявление собственных чувств, собственной индивидуальности.

Развитие творческого потенциала и нестандартного мышления обучающихся в учебном процессе эффективно осуществляется, если учебно-познавательная деятельность учащихся осуществляется эвристическими, проблемными, исследовательскими, игровыми методами и приемами. Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет учащимся самостоятельно «открывать» новые знания, что естественно способствует развитию познавательных способностей и активизации деятельности на уроке, а так же формированию у детей умения общаться, рассуждать, анализировать, обосновывать свои действия и критически оценивать их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: