Вопросы к экзамену по учебной дисциплине
«Теоретические основы социальной работы. Методология и методы исследования в социальной работе»
Учебный год
1. Понятие о науке. Социальная работа как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального работника.
3. Понятие о методологии и ее уровнях в исследовании в сфере социальной работы.
4. Научное познание и его уровни.
5. Понятие о научном исследовании. Структура научного исследования в социальной работе.
6. Особенности научных исследований в социальной работе.
7. Классификация научных исследований.
8. Понятие о методологическом обосновании исследования в социальной работе. Область исследования и критерии ее выбора.
9. Проблема исследования.
10. Цель и задачи исследования.
11. Объект и предмет исследования.
12. Гипотеза исследования. Правила формулирования научной гипотезы.
13. Факты как первичные результаты исследования.
14. Способы и этапы обработки фактов в исследовании в сфере социальной работы.
15. Понятие о методологических принципах научного исследования и их общая характеристика.
16. Этапы научного исследования и их характеристика.
17. Логика развития научного знания.
18. Понятие о формах организации исследования и их классификация в зависимости от решаемых задач.
19. Повторное исследование, его виды и возможности в социальной работе.
20. Полевое исследование и его возможности в социальной работе.
21. Социальное обследование как форма организации исследования в социальной работе.
22. Инновационные формы организации исследования в социальной работе. Action research.
23. Понятие о методе, методике и технологии исследования. Структура метода исследования.
24. Классификация методов исследования: многообразие подходов.
25. Оптимальная классификация методов исследования.
26. Критерии и принципы выбора методов исследования.
27. Всеобщие методы исследования и их особенности в социальной работе. Диалектико-материалистический метод познания.
28. Общенаучные методы исследования и их использование в социальной работе.
29. Анализ и синтез как методы теоретического исследования.
30. Информационный поиск. Метод анализа научной литературы.
31. Наблюдение как метод исследования в социальной работе.
32. Общая характеристика методов опроса. Виды опроса.
33. Беседа как метод исследования в социальной работе.
34. Анкетирование как метод исследования в социальной работе.
35. Интервьюирование. Виды и этапы интервью.
36. Анализ продуктов деятельности как метод эмпирического исследования в социальной работе.
37. Понятие о документах как источниках эмпирической информации в социальной работе. Качественный и количественный анализ документов.
38. Понятие о социальной диагностике. Структура процесса диагностики. Диагностические методы исследования.
39. Тестирование как метод исследования в социальной работе.
40. Виды тестов и их общая характеристика.
41. Проективные тесты, техники и методики.
42. Рисуночные тесты и их возможности в исследовании в сфере социальной работы.
43. Экспертные методы и их использование в исследовании в сфере социальной работы.
44. Социометрия и референтометрия как методы исследования в социальной работе.
45. Общая характеристика экспериментальных методов. Виды социального эксперимента.
46. Технология экспериментального исследования.
47. Понятие об опытно-экспериментальной работе. Критерии эффективности опытно-экспериментальной социальной работы.
48. Требования к экспериментальному исследованию в социальной работе. Достоинства и недостатки эксперимента в социально-гуманитарных исследованиях.
49. Изучение, анализ и обобщение опыта социальной работы.
50. Изучение случая.
51. Биографический метод исследования.
52. Инновационные методики исследования: метод фокус-групп, дельфи-метод, социальный мониторинг.
53. Обработка и анализ результатов исследования в социальной работе.
54. Качественные методы обработки результатов исследования.
55. Количественные методы и их использование в исследовании в сфере социальной работы. Понятие о выборочном методе.
56. Количественный анализ и его виды.
57. Исследовательский проект и его возможности в социальной работе.
58. Планирование исследования в социальной работе.
59. Требования к исследованию в сфере социальной работы. Показатели качества и критерии его оценки.
60. Этические проблемы научного исследования.
Практико-ориентированные задания, включенные в итоговый контроль (экзамен)
61. Технология наблюдения (показать на примере).
62. План и программа наблюдения (показать на примере).
63. Виды вопросов, применяемых в опросных методиках (приведите примеры).
64. Технология построения опросного листа (показать на примере).
65. Технология разработки анкеты и ее структура (приведите пример).
66. Разработайте календарный план исследования (на примере курсовой работы).
67. Разработайте содержательный план исследования (по теме курсовой работы).
68. Сделайте библиографическое описание литературного источника: статья из журнала (один автор).
69. Сделайте библиографическое описание литературного источника: статья из журнала (два автора).
70. Сделайте библиографическое описание литературного источника: книга (монография, пособие) - один автор.
71. Сделайте библиографическое описание литературного источника: книга (монография, пособие) - два-три автора.
72. Сделайте библиографическое описание литературного источника: книга (монография, пособие) - более трех авторов.
73. Сделайте библиографическое описание литературного источника: статья из сборника научных статей.
74. Графически изобразите схему: «Категории методологического аппарата, последовательность их формирования и взаимосвязь».
75. Сформулируйте категории методологического аппарата исследования: проблему, цель, объект, предмет исследования, если тема исследования «Социальная профилактика девиантного поведения подростков».