Выбор вида транспортного средства




По назначению выделяют две группы транспорта.

1. Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.

2. Транспорт необщего пользования (ведомственный) — внут­рипроизводственный транспорт, а также транспортные средства принадлежащие нетранспортным организациям. Статистические данные 90-х годов XX в. свидетельствуют о росте доли именно этого вида транспорта в общем объеме перевозок грузов.

Главными видами транспорта являются: железнодорожный; авто­мобильный; водный (речной и морской); воздушный; трубопровод­ный. Основные факторы, влияющие на выбор вида транспортного средства, показаны в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Факторы выбора транспортного средства

Вид транс- портного средства Факторы
время доставки периодичность отправлений грузов надежность соблюдения графика доставки способность пере- возить разные грузы способность доставить груз в любую точку территории стоимость перевозки
Железнодорожный            

 

 

Продолжение

Вид транс- портного средства Факторы
время доставки периодичность отправлений грузов надежность соблюдения графика доставки способность пере- возить разные грузы способность доставить груз в любую точку территории стоимость перевозки
Водный            
Автомобильный            
Трубопроводный            
Воздушный            

 

Цифры в табл. 7.1 означают ранги видов транспорта по каждому фактору. Например, «1»(«1» — наилучшее значение фактора) в гра­фе 1 соответствует воздушному транспорту и фактору «время достав­ки» и означает, что при перевозке этим видом транспорта время доставки будет минимальным.

 

Транспортные тарифы

 

Ведущим фактором, определяющим выбор перевозчика, являет­ся стоимость перевозки, а она зависит от тарифа. Транспортные тари­фы применяются на транспорте общего пользования. При использо­вании ведомственного транспорта возникают затраты, включаемые в себестоимость продукции в виде заработной платы водителей и обслуживающего персонала, амортизации, стоимости ремонтных услуг и некоторых других составляющих.

Тариф включает:

1) плату за перевозку грузов (пассажиров);

2) сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов (охрана, сопровождение, страхование).

При определении размера тарифа необходимо знать и правила исчисления плат и сборов на различных видах транспорта.

Тариф является ценой на услуги транспортных организаций. Он должен обеспечивать транспортному предприятию возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли; для покупателя транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют особенности. На железнодорожном транспорте используются общие, исключительные, льготные и местные тарифы. Общие — относятся к перевозке основной массы грузов. Исключительные — это тарифы, которые устанавливаются с отклонениями от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Обычно они распространяются на конкретные грузы. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы устанавливаются на отдельных железных дорогах и действуют лишь в их пределах.

Основные факторы, влияющие на размер платы при перевозке грузов по железной дороге:

■ скорость перевозки;

■ вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая (до 10 т));

■ расстояние перевозки;

■ тип вагона, в котором осуществляется перевозка (универсаль­ные вагоны, изотермические, специализированные, цистерны, платформы);

■ принадлежность вагона или контейнера (кто является соб­ственником);

■ количество перевозимого груза.

На автомобильном транспорте для определения стоимости пере­возки грузов используют следующие виды тарифов:

■ сдельные тарифы на перевозку грузов;

■ тарифы на условиях платных автотонно-часов;

■ тарифы за повременное пользование грузовыми автомоби­лями;

■ тарифы из покилометрового расчета;

■ тарифы за перегон подвижного состава (от одного пункта до другого);

■ договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние: расстояние пере­возки; масса груза; объемный вес груза, характеризующий возмож­ность использования автомобиля; грузоподъемность автомобиля; общий пробег; время использования автомобиля; тип автомобиля; район, в котором осуществляется перевозка.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за пере­грузочные работы и другие услуги определяются пароходствами само­стоятельно, но с учетом конъюнктуры рынка. В тариф закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие; предельный уровень рентабельности, установ­ленный законодательством.

На морском транспорте плата за перевозку грузов осущест­вляется по тарифу либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуще­ствляется по объявленному тарифу. В том случае, когда перевозка не связана с постоянными районами плавания, с постоянными пор­тами погрузки и выгрузки, она оплачивается по фрахтовой ставке, устанавливаемой в зависимости от конъюнктуры фрахтового рын­ка и зависящей от характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ

Постановка и решение транспортной задачи методом «северо-западного угла»

Транспортная задача может быть формализовано описана следу­ющим образом.

Имеется т поставщиков определенного вида продукции (либо т — количество мест, складов, откуда происходит поставка про­дукции). Максимальные объемы возможных поставок заданы и рав­ны соответственно ai, i = 1, 2,…, m. Эта продукция используется п потребителями. Объемы потребностей заданы и равны соответствен­но bj= 1, 2,…, п. Стоимость перевозки единицы продукции от г-го поставщика к j-му потребителю известна для всех i, j и равна cij.

Установите такие объемы перевозок хij от каждого поставщика к каждому потребителю, чтобы суммарные затраты на перевозки были минимальными и потребности всех потребителей были удовлетворе­ны (если только общий объем возможных поставок покрывает общий объем потребностей).

Задача. На двух складах (А и В) имеется соответственно 50 и 40 т продукции.

 

Таблица 1

Исходные данные для решения транспортной задачи

 

 

Стоимость перевозки от складов к потребителям приведена в табл. 1 (в правом верхнем углу каждой клетки). Например, сто­имость перевозки единицы (1т) груза со склада Л потребителю С рав­на 3 у.е.

Спланируйте перевозки к трем потребителям (С, D и Е) так, что­бы потребитель С получил 30 т груза, потребитель D — 20 т, потреби­тель Е — 40 т, а затраты на перевозку были минимальными.

Для решения задачи на первом этапе составляется система огра­ничений и целевая функция. Система ограничений в общем виде (для нашей задачи) имеет вид

 

 

причем xij > 0 для i = 1, 2; j = 1, 2, 3.

Целевая функция затрат на перевозку, значение которой необхо­димо минимизировать при имеющихся ограничениях, выглядит сле­дующим образом:

 

 

Далее перераспределяются объемы поставок грузов методом «северо-западного угла», т.е. первой заполняется верхняя левая (севе­ро-западная) клетка исходной таблицы. Примем объем перевозки со склада А к потребителю С максимально возможным из условий задачи и равным 30 т. Потребитель С полностью удовлетворил свою потребность, и поэтому графу «С» в табл. 1 можно исключить из даль­нейшего рассмотрения.

В таблице 1 найдем «северо-западный угол» (теперь это клетка AD) и укажем максимально возможное значение. Оно рассчитывает­ся следующим образом: со склада А уже перевезено 30 т груза, поэто­му остаток на этом складе составляет 20 т (50—30). Вносим в клетку AD вместо хп значение, равное 20 т. Таким образом, весь груз со скла­да А перевезен потребителям и первая строка табл. 1 исключается из дальнейшего рассмотрения. Потребитель D полностью удовлетво­рил свою потребность в грузе, и графу D можно исключить из даль­нейшего рассмотрения. В оставшейся части табл. 1 найдем новый «северо-западный угол» (клетка BE) и укажем в нем максимально воз­можное значение (40 т). В результате (в табл. 2) получено следующее распределение поставок: х11 = 30; х12 = 20; х23 = 40.

 

 

Таблица 2

Распределение поставок

 

Значение целевой функции будет иметь вид

 

F= 30 х 3 + 20 х 2 + 40 х 6 = 370 (руб.).

 

В результате дальнейших вычислений мы получим оптимальное минимальное значение целевой функции. Расчеты громоздки, но лег­ко реализуются с использованием компьютерных программ.

Задание для самостоятельного решения

Задача. Имеются три склада готовой продукции и четыре потре­бителя. На складах находятся 10, 20 и 15 т продукции. Потребители готовы купить 15, 12, 11 и 7 т этой продукции. Затраты на доставку 1 т продукции со склада 1 потребителям равны соответственно: 45, 15, 26 и 38 у.е.; со склада 2: 19, 25, 65 и 34 у.е.; со склада 3: 20, 24, 18 и 22 у.е.

Сделайте первое распределение методом «северо-западного угла», найдите первое (возможно, неоптимальное) решение.

Тесты

1. От какого фактора зависит время выполнения заказа потре­бителя:

а) от срока доставки продукции транспортом;

б) от количества посредников;

в) от размера партии поставки?

 

2. Длительное время прохождения заказа:

а) уменьшает количество запасов на предприятии;

б) увеличивает уровень запасов на предприятии;

в) не влияет на объем запасов.

 

3. Основные задачи транспортной логистики следующие…

 

4.Основные критерии выбора вида транспортного средства:

а) скорость доставки груза и грузоподъемность транспортного средства;

б) стоимость перевозки и скорость доставки груза;

в) надежность соблюдения графика доставки и стоимость перевозки.

 

5. Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности в перевозках…

 

6. Транспорт необщего пользования — это…

 

7. Основные виды транспорта — это…

 

8. Транспортный тариф включает:

а) плату за перевозку грузов и пассажиров;

б) сборы за дополнительные операции, связанные с перевоз­кой грузов и пассажиров;

в) правила исчисления плат и сборов;

г) все ответы верны;

д) верны ответы (а) и (б).

 

9. Транспортный тариф — это…

 

10. Какая группа факторов, влияющих на размер транспортного тарифа, является общей для всех видов транспорта:

а) грузоподъемность транспортного средства, расстояние перевозки, район;

б) расстояние перевозки, тип транспортного средства, объем­ный вес груза;

в) расстояние перевозки и масса груза?

ВЫВОДЫПО РАЗДЕЛУ

Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конеч­ного потребителя проходит ряд этапов: движение материального потока от источника сырья до предприятия; прохождение материального пото­и внутри предприятия по стадиям производственного процесса; движе­ние материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции. На всех этапах движение обеспечивается раз­личными видами транспорта.

Затраты на выполнение операций по транспортировке материальных потоков и погрузочно-разгрузочные операции составляют до 50% от сум­мы общих затрат на логистику.

Выбор транспортного средства для доставки сырья или продукции зави­сит от стратегии предприятия. Учитываются: размещение производства, источники сырья и потребители; технико-экономические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки. Основными критериями выбора вида транспорта являются стоимость и скорость доставки продукции, зависящие от технико-эксплуатацион­ных характеристик транспорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: