Логистические цепи в распределительной логистике




Под логистической цепью (ЛЦ) — подразумевается организован­ная совокупность логистических операций, обеспечивающая дости­жение общих целей. Логистическая цепь обладает следующими свой­ствами:

■ системность; подразумевается, что каждая отдельно взятая операция не образует логистическую цепь, а возникает лишь в определенном состоянии логистических операций;

■ устойчивость, т.е. способность ЛЦ сохраняться до полного выполнения задач ее организации;

■ гибкость, т.е. изменчивость состава (звеньев) цепи при изме­нении задач и функций;

■ адаптивность, т.е. постоянная настройка элементов ЛЦ на изменяющуюся конъюнктуру рынка;

■ эффективность — ЛЦ сохраняется до тех пор, пока это выгод­но всем ее участникам.

В свойствах реальных ЛЦ заложены их основные преимущества:

■ добровольное объединение ресурсов и усилий субъектов рас­пределительной логистики для достижения общесистемных целей;

■ технологическое и организационное сопряжение логистиче­ских операций для минимизации потерь несопряженности;

■ экономическое единство выражения конечного результата функционирования ЛЦ по каждой операции и для каждого участника;

■ совместное генерирование идей, обеспечивающих повышение эффективности распределительной логистики.

Все разнообразие возможных ЛЦ можно классифицировать по признакам:

■ количеству звеньев (операций) — двух-, трех- и многозвен­ные цепи;

■ составу участников — внутренние, когда участники цепи явля­ются только подразделениями предприятия, и внешние, т.е. цепи, образуемые как результат взаимодействия экономиче­ски самостоятельных субъектов;

■ времени действия — постоянные или долговременные, перио­дического действия и разовые;

■ обслуживаемым рынкам — глобальные, региональные и локальные цепи.

Эта классификация, безусловно, не охватывает все разнообразие ЛЦ, поэтому сосредоточим внимание лишь на определяющем при­знаке — на количестве звеньев и главным образом на составе участ­ников ЛЦ.

По составу участников ЛЦ распределительной логистики разли­чают двух-, трех- и многозвенные. Формально они совпадают с кана­лами сбыта (рис. 8.4).

 

Простейшая ЛЦ, получившая название «прямой сбыт», включает только двух участников: товаропроизводителя и потребителя. Обычно она целесообразна при значительных объемах потребления или при изготовлении продукции на заказ (в частности, при созда­нии инвестиционного продукта). Розничное звено между товаропро­изводителем и покупателем возникает тогда, когда появляется потреб­ность в небольших покупках массового товара массовым потребите­лем (обычно товары широкого потребления). Впрочем, именно по товарам массового спроса подразделения розничной сети редко вза­имодействуют с товаропроизводителями (за исключением, пожалуй, супермаркетов). Им экономически выгоднее покупать товар у посред­ника, роль которого чаще всего выполняет оптовое звено (торгово-закупочная база, оптовый склад и т.п.).

Роли дилера, дистрибьютора и торгового представительства в Л Ц обычно определяются степенью их самостоятельности. Торговое пред­ставительство чаще всего является дочерним предприятием товаро­производителя и обладает тем большей экономической самостоятель­ностью, чем оно дальше (территориально) расположено от головного завода. Дистрибьютора отличает от дилера помимо масштаба продаж то, что он не только перепродает товар, но и принимает на себя ответ­ственность за операции физического распределения, т.е. хранение, транспортировку, подготовку к потреблению.

Кроме обсужденных выше участников ЛЦ, возможны и иные представители: торговые агенты, брокеры, комиссионеры и др.

При выборе варианта ЛЦ необходимо руководствоваться следу­ющими критериями:

■ полнота, своевременность и комплектность выполнения зака­зов потребителей;

■ минимум предельных затрат на единицу прироста полезного эффекта сбытовой деятельности;

■ возможность возмещения дефектных товаров и организация сервиса;

■ экономическая выгода для каждого участника логистической цепи при сохранении конкурентоспособности товара на рынке.

Формальная целостность Л Ц распределительной логистики есть не что иное, как номинальное единство интересов всех участников. Реально приходится всегда поддерживать баланс интересов на осно­ве различных методов сотрудничества.

Интегрированные Л Ц образуют логистические системы распре­деления продукции. Под такими системами понимают совокупность взаимосвязанных логистических цепей, образующих организацион­но-экономическое единство хозяйствующих субъектов, объединенных общностью сбытового процесса.

Логистические системы могут быть автономными, т.е. независи­мыми, и релятивными, т.е. относительными (зависимыми). По харак­теру взаимосвязи между элементами различают простые и эшелони­рованные (многоуровневые) системы. По способу организации можно выделить системы, построенные на принципах субординации (сопод-чиненности) и координации (взаимозависимости), т.е. субординиро­ванные и координированные системы. По масштабам охвата сбыто­вых процессов правомерно называть макро- и микрологистические системы. Макрологистические системы распределительной логистики достаточно работоспособны в рамках промышленно-финансовых групп или холдингов, а микрологистические системы вполне приме­нимы для моделирования сбытовой деятельности предприятия.

Любая логистическая система распределительной логистики функционирует как открытая, гибкая, адаптивная система организа­ции сбытовой деятельности. На уровне предприятия она включает несколько подсистем: материально-техническую; организационно-экономическую; социально-психологическую; нормативно-правовую (рис. 8.5).

 

Материально-техническая подсистема включает складское и тарное хозяйство, транспортные и информационные коммуникации, средства упаковки и подготовки продукции к потреблению, системы ремонта и обслуживания, а также другие материальные и техниче­ские компоненты сбытовой деятельности.

Организационно-экономическая подсистема строится на вза­имодействии планирования, организации, контроля, оценки, анали­за и регулирования сбытовой деятельности.

Социально-психологическая подсистема объединяет такие вза­имосвязанные элементы, как кадры, стимулы, побудительные моти­вы, интересы участников сбытового процесса.

Нормативно-правовая подсистема образует нормативную базу логистической системы и строится на основе законов, подзаконных актов, а также внутренних нормативов предприятия, регламентиру­ющих порядок организации сбытовой деятельности.

Эффективность системного подхода к управлению сбытом на базе логистического моделирования доказана всесторонне. В частности, развитие комплексного управления товародвижением в системах снабжения и сбыта позволяет сократить перевалки грузов не менее чем в 1,5—2 раза; при комплексном учете совокупных затрат на пере­возку, хранение и погрузочно-разгрузочные работы возможна эконо­мия на 7-20%.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: