Статус парламентария в зарубежных странах.




Статус парламентария (в некоторых странах депутата парламента) определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.

Основные принципы статуса:

1. Независимость: юридически депутаты не должны подчиняться воле избирателей, партийных органов и органов государственной власти. Они рассматриваются как представители всей нации, а не одного избирательного округа. Отсюда - запрет императивного мандата и отзыва депутата. Это принцип свободного мандата. Независимость предполагает также парламентские привилегии: иммунитет (депутатская неприкосновенность) и индемнитет (неответственность за высказывания, голосования и иные действия в стенах парламента; вознаграждение парламентария);

2. Недопустимость совмещений постов: депутаты - профессиональные парламентарии. В силу этого депутатский мандат несовместим ни с какой государственной или иной должностью;

3. Равноправие депутатов: это выражено в праве избирать и быть избранными на парламентские должности, в состав комитетов (комиссий), в праве законодательной инициативы, в праве участия в дебатах и голосовании.

Депутату предоставлены широкие возможности для активного участия в работе парламента и его органов. Он имеет право участвовать в заседаниях парламента (палаты), выступать в прениях, вносить законопроекты или предложения, предлагать по- правки к законопроектам, входить с запросами к представителям исполнительной власти, участвовать в обсуждении и принятии бюджета и осуществлять иные полномочия. Депутат может быть членом постоянных и временных парламентских комиссий и других органов парламента. Он вправе участвовать в работе комиссий, членом которых он не является, но в которых обсуждается его предложение. В таком случае он обладает правом совещательного голоса.

Прекращение срока действия мандата депутата: по окончанию срока полномочий депутата; вследствие смерти депутата; в результате лишения мандата; в результате признания выборов недействительными.

Законодательный процесс в зарубежных странах.

Законодательный процесс включает:

- законодательную инициативу

- обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях

- принятие и утверждение, а также опубликование закона.

Законодательная инициатива.

Законопроект принимается к рассмотрению, если он внесен соответствующими лицами или органами и согласно установленным правилам.

В зависимости от субъекта законодательной инициативы различают следующие виды инициативы:

- правительственная (или главы государства)

- парламентская

- народная

- специальная.

Парламентская инициатива признается во всех государствах. При этом в одних странах депутат вносит законопроект индивидуально (США, Великобритания), в других требуется групповая инициатива. Так, в ФРГ законопроект могут внести 15 депутатов, в Норвегии — 10, в Японии — 20. В большинстве стран депутаты должны вносить свои предложения в форме законопроекта, в то же время в некоторых этого не требуется (Швеция, Франция, Италия).

Народная инициатива заключается в предоставлении ее определенному числу избирателей. Так, в Швейцарии законопроект могут внести не менее 50 тыс. избирателей, а в Австрии — 100 тыс.

Специальной инициатива, которая дает право вносить законопроекты некоторым органам, например, кантональным органам в Швейцарии, Национальному экономическому совету и областным советам в Италии.

Обсуждение законопроекта

Рассмотрение законопроекта в палате (парламенте) принято делить на стадии, называемые чтениями (в некоторых парламентах чтениями считаются различные этапы обсуждения законопроекта до голосования).

Первым чтением обычно является принятие законопроекта к рассмотрению и оглашение его наименования председателем палаты.

Второе чтение — предварительное рассмотрение содержания законопроекта, обсуждение его принципиальных положений.

Третье чтение, как правило, представляет собой постатейное обсуждение законопроекта на пленарном заседании.

Принятие законопроекта палатой

После третьего чтения при наличии кворума проводится голосование (в некоторых парламентах третьим чтением считается принятие законопроекта палатой).

Утверждение и опубликование закона

Принятый парламентом законопроект направляется на подписание главе государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: