Героические коты во время Второй мировой войны.




С незапамятных времен люди исполь­зуют во время ведения войн кошек. Так, зная о религиозном благоговении древних египтян перед кошками, персы брали с собой в бой этих животных. Но сегодня речь у нас пойдет о случаях с кош­ками в годы Второй мировой войны.

В то тяжелое время кошки находились рядом с людьми даже на борту как воздушных, так и морских кораблей. Они «предупреждали» о воздушных налетах, служили индикаторами чистоты воздуха, были просто талисманами для людей и проходили с ними через весь ад войны.
Во время блокады Ленинграда эти маленькие существа согревали своим теплом хо­зяев и вместе с ними гибли от голода-холода. К концу блокады в городе практически не осталось кошек. Крысы же опустошали и так очень скудные запасы продовольствия. Кроме того, возникла угроза возникновения эпидемий. В апреле 1943 года из Ярославской области в город было завезено несколько сотен дымчатых кошек.
Самым известным ленинградским котом, которому удалось пережить блокаду, был кот по кличке Максим. О нем слагали легенды, к нему даже приводили детей-школьников на экскурсии. Кот Максим дожил до 1957 года. Умер он в возрасте 20 лет от старости.
Среди городских легенд сохранилась и история про кота-слухача, который жил у зенитной батареи под Ленинградом. Его удивительной способностью было умение предчувствовать вражеские налеты. На приближение своих же, советских самолетов кот не реагировал. Этот дар был оценен, и кота поставили на довольствие, а один солдат за ним присматривал.

Многие кошки помогали людям во время бомбежек, предупреждая о приближении опасности. Когда хозяева замечали беспокойство питомцев, то быстро брали самое необходимое (в том числе и кошку) и бежали в бомбоубежище.В Европе была даже учреждена медаль, на которой была выбита надпись: «Мы тоже служим родине». Эта награда вручалась кошкам, которые спасли наибольшее количество людей. Так, вблизи от лондонских доков жила кошка Салли. Когда она чувствовала опасность, то выбегала в холл, где висел противогаз. Она начинала колотить его лапами. Потом подбегала к хозяйке и царапала ее. Затем выбегала во двор, неслась к бомбо­убежищу и начинала скрести дверь. После этого перескакивала изгородь, подбегала к соседскому дому и истошно мяукала. Успо­каи­валась кошка только после того, когда все спускались в бомбоубежище.
Одна женщина, которая жила в Плимуте, вспоминала, что когда ее кошка загодя чувствовала угрозу воздушного налета, она осторожно перетаскивала своих котят в безопасное место.
Удивительная история произошла в Порт­смуте. В один из дней хозяева ушли из дома, закрыв в доме кошку и ее котят. Кошка, предчувствуя беду, стала метаться и искать пути выхода. Однако все двери были закрыты. Оставалось открытым лишь окно в спальне, но до земли было высоко. А вблизи окна не было ни дерева, ни водосточной трубы. Лишь телефонный кабель, протянутый рядом с окном. Тогда кошка достала котят и постепенно перенесла их всех по этому кабелю, балансируя на нем и держа в зубах котенка. Так, одного за другим она перетащила всех своих деток в сарай. Через некоторое время рядом с домом упала мощная бомба.

Кот Эндрю был талисманом Клуба союзных войск (The Allied Forces Mascot Club - англ.). Эта организация была создана PDSA (People's Dispensary for Sick Animals - Народный диспансер для больных животных в Великобритании) в 1943 году и ее целью было получить признание для всех животных, которые служили своим странам во время Второй мировой войны.Членами этой организации могли быть звери и птицы, которые состояли на военной службе, а также участвовали в гражданской обороне. А кот Эндрю, хотя и не был на войне и жил в Лондоне, но и там оказался очень полезен. Он чувствовал, когда будет бомбежка близлежащих домов, и прятался. То же самое, глядя на него, делали и жители. Весил котяра более 6 кг. Цвет его был палево-коричневый полосатый с белым животом, носочками, на носу была перевернутая буква U.

Достоянием общественности стала история в Великобритании, связанная с одной вдовой и ее 10-летним сыном. Однажды эта женщина решила усыпить кота, так как ей нечем было его кормить. На следующий день кот исчез. Вернулся он только вечером, держа кролика в зубах. С того дня в течение всей войны кот несколько раз в неделю регулярно ходил охотиться на диких кроликов, которые были гораздо крупнее его самого. И каждый раз, возвращаясь с добычей к хозяйке, он терпеливо сидел, ожидая своей доли.
В той же Великобритании, в 1942 году, в Молдене (графство Эссекс), 19-летний кот по кличке Джим спас своих владельцев. Во время очередной бомбардировки дом загорелся, а хозяева спали. Тогда кот поднялся к ним и разбудил их. Пожар был потушен. Кот удостоен медали «Голубого креста». Эта награда была учреждена для животных, которые спасли людей.
Кот Майк был котом и талисманом радио­станции австралийской армии в Босли – Филде (Бугенвиль) в тогдашней британской колонии на Соломоновых островах.

Полосатого котенка по кличке Пиро обнаружил в 1942 году военный фотограф Боб Берд в Хеленсбурге (Шотландия), там, где создавался экспериментальный морской самолет.Он был назван Пиро (от названия химической реакции пирокатехина).Боб заметил, что кот очень скучал, когда оставался один. Тогда он стал брать его с собой в полеты. Сын Боба Робин говорил: «Пиро любил летать. Он вообще ничего не боялся. Когда Боб собирался лететь, он свистел, и Пиро прибегал». В первый день зимы в начале 1943 года, пролетая на высоте 7000 м, фотограф снял перчатку, чтобы поменять линзы, и тут же обморозил пальцы. Недолго думая, Боб начал тереть свои руки о кота, который сидел у него под курткой. Во время своего двухнедельного пребывания в больнице фотограф рассказывал о том, как кот спас его пальцы. Кот и его хозяин и дальше продолжили свои полеты. Как и сам хозяин кота, так и экипажи самолетов верили, что кот – их талисман во время сложных полетов над Атлантическим океаном. В 1945 году фотограф Боб был переведен на базу Болье (графство Хэмпшир). Он взял кота с собой. Но однажды случилось несчастье – Пиро сбила машина, и он погиб. Сын Боба вспоминал: «Мой отец имел обыкновение говорить о Пиро все время. У него была очень сильная привязанность к нему, и он был в шоке, когда тот погиб». В ноябре 2011 года Пиро был посмертно удостоен специальной премии от диспансера «Народная благотворительность для больных животных» (PDSA). Принимая награду, Робин сказал: «Судя по рассказам моего отца, Пиро заслужил эту честь, поэтому я выдвинул его на эту премию».

Кот Соленый был талисманом береговой охраны США и первым котом, который принял участие в спасательной операции.
Полковник Фред Кристенсен был американским летчиком, асом Второй мировой войны и скончался в 2006 году. Как известно, он сбил 22 вражеских самолета.
Сам Кристенсен относил это в заслугу маленькому черному котенку, которого нашел в Великобритании. Назвал он его Синдбадом, видимо, памятуя о герое арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Котенок летал вместе с ним в кабине его самолета. В один из дней на базу зашел фотограф. Он долго пытался сфотографировать Синдбада, который прыгал по парашютам, и после долгих мучений ему это удалось. Уже потом стало известно, что все пилоты, парашютов которых коснулся котик, благополучно вернулись на базу. Это прибавило популярности коту. Так Кристенсен с Синбадом благополучно отлетали до сентября 1944 года, когда пилот вернулся домой в США. Для всех было удивительно, но Синдбад оказался… кошкой, которая родила много котят! Однако в начале 1950-х годов она попала под машину.
Во время Второй мировой войны в небе над Англией был сбит немецкий бомбардировщик. На борту самолета находился кот, который стал первым котом-военнопленным. Он был определен в приют для животных, находившийся в ведении «Лиги наших немых друзей» (Лига была организована в 1910 году. Как говорится на сайте этой организации: «Когда наша организация была создана, она стала приютом для животных и стала называться «Лига наших немых друзей». В те дни термин «немой» широко использовался для обозначения животных, потому что «они не имеют силы человеческой речи»). Эта Лига потом вошла в PDSA. За свои повадки кот был назван Тигром. Позднее нрав у него изменился, и Тигр оказался послушным и ласковым.
Это лишь некоторые странички о подвигах наших четвероногих друзей, но и они убедительно повествуют нам о том, какой силой, добротой и самоотверженностью обладают кошки – верные спутники человека.

Автор: Екатерина Мурадова.
Статья опубликована в пятом номере журнала «Друг» для любителей кошек за 2013 год.

Положить живот за други своя

Памяти блокадников...

Андрюшка с нетерпением ждал приезда своего питерского дедушки. На то были свои причины. Мальчику исполнялось пять лет, и дед обещал привезти долгожданный подарок - щенка овчарки из хорошего питерского питомника. Но главное - Андрюшка совершенно не помнил своего деда и мечтал наконец - то с ним познакомиться. Мама так много о нём рассказывала, что нетерпение Андрея росло с каждым днём. И вот он пришёл - день приезда дедушки и День рождения Андрюшки. Приезд деда малыш проспал, потому что очень рано поезд прибывал в его город. Когда Андрюшка проснулся, он услышал весёлый смех и разговор на кухне, и со всех ног побежал туда с радостным криком:
- Дедушка! Дедушка приехал!
На кухне сидели мама, папа, дедушка, а по полу бегал толстенький красивый щеночек. Андрюшка остановился в дверях в растерянности: он смотрел то на щенка, то на седого, худощавого мужчину с пышными усами, весело смеющегося и протягивающего руки навстречу внуку.
- Дедушка! - Андрюшка наконец - то выбрал, к кому первому подбежать, - дедушка! Какой ты... сусатый!
Дед засмеялся:
- Ну, здравствуй, внучок! Большой какой стал! Не сусатый я, а усатый...
Ну, помнишь меня?
- Не - а! На фотографии помню, а так - не помню. Вот теперь запомню! Я уже большой! Дед, а эта собачка - мне?
- Тебе, тебе. Звать его Джим. Будет расти вместе с тобой. Хорошая порода, умная. Но ты должен ухаживать за ним и помогать маме и папе воспитывать собаку, понял?
- Ага! Понял, - Андрюшка уже тискал щенка, они вмиг затеяли весёлую возню, и взрослые со смехом смотрели на игру ребёнка и щенка.
Дни визита дедушки пролетели быстро. Андрюшка и дед вместе гуляли, вместе занимались щенком, вместе ходили купаться на море.
Накануне отъезда деда назад, в Питер, взрослые долго сидели на кухне, пели песни, о чём - то говорили, а Андрей играл в комнате с Джимом.
... Тишина на кухне насторожила мальчика, он тихонько подошёл к кухонной двери, прислушался: мама всхлипывала, дедушка о чём - то говорил вполголоса. Андрюша прислушался. Дед рассказывал о блокаде Ленинграда, о диком холоде, голоде, смертях ленинградцев и о собаке. Андрюша ещё не знал, что это такое - блокада, но то, что он услышал, глубоко поразило его маленькое сердечко...
- Эх, доченька! Я мало что помню, мне было столько же, сколько сейчас Андрюшке, нас - то вывезли сразу, а дед и бабушка остались: нужны они были в городе, ты же знаешь, хирургами они были, спасали людей, пострадавших при обстрелах и бомбёжках. Я помню, что у них был пёсик маленький: белый пуделёк Коська. Бабушка просто обожала его. Но я плохо помню деда с бабкой. Работали они всё время, виделись мы редко, да и жили мы в разных концах города... Мама была беременна, вот нас отец быстренько и увёз в деревню. А сам на фронт как уехал, так только в самом конце войны мы и узнали о его гибели.
Так вот. Разбирал я недавно бумаги мамины и нашел её дневник. Я никогда не видел, чтоб она что - то писала. А она, оказывается, много лет вела дневник... И поразила меня одна запись, уже послевоенная, когда мы вернулись в Ленинград, и она встретилась со своими родителями. Выжили они, пережили блокаду. И Коська выжил... А записала она рассказ своей матери об этом самом Коське. В блокаду - то всех кошек - собак съели, ты знаешь, но люди прятали своих питомцев... Не всегда это удавалось, да... Но после снятия блокады на улицах города появились люди с собаками. Мало их было, но были... Вот, значит... Сутками мои дед и бабка в больнице пропадали, а Коська один дома сидел. И до чего умён был: никто не слышал его лая, пёсик как - будто понимал, что если о нём узнают - выкрадут и съедят... Воры один раз всё же забрались в квартиру, но ничего не нашли - пусто было, всё продали, обменяли на еду, Коська же был такой худенький, что смог забиться под низкий диван, его и не увидели... А диван тот был огромный, тяжеленный, этакий динозавр мебельный... С места не сдвинешь. Знаешь, доча, даже в голодающем городе находились люди, покупающие вещи. Было у бабки колечко, старинное, берегла она его, по наследству передавалось. Такое тоненькое, с камушками... Решилась всё - таки продать. Достала из тайника, уронила, и укатилось колечко под диван. Двигали - двигали его, да слабые стали, не смогли сдвинуть, а диван так и остался стоять выдвинутым немного... А колечко уже потом нашли. Осталось оно у бабки. Во как! Не судьба была ему в чужие руки - то попасть... И вот заболела бабка - ослабела. Она, оказывается, подсовывала деду свой пай хлеба, да ещё и Коське тайком совала малюсенький кусочек, вот и ослабла - встать не смогла. Дед ушёл на работу, а она осталась дома лежать - ноги опухли... И вдруг Коська, которого уже шатало от голода, и он почти не вставал, пополз под тот самый диван и вылез оттуда с бубликом в зубах... С таким большим бубликом... с маком... Бублик был чёрствый - чёрствый, весь в паутине, но это был хлеб! Коська притащил бублик бабушке и положил на одеяло. Та не поверила своим глазам! Она сползла с постели, разожгла буржуйку, сварила хлебную похлёбку, и они с Коськой поели тёплое, хлебное варево, не забыв оставить немного деду. На следующий день Коська снова вытащил бублик, и ещё, и ещё... Неделю мои дед и бабушка ели бубличное варево и молились на запасливого Коську. Они вспомнили, что пёсик всегда прятал часть еды или лакомства, которые ему давали, в разных частях квартиры, и вот теперь эти бубличные запасы помогли бабушке встать на ноги, а Коське - выжить... После тщательной ревизии всех потаённых уголков квартиры ещё обнаружились половинка бутерброда с копчёной колбасой и несколько кусочков засохшего варёного мяса. Все эти находки были сварены, честно поделены на три части и съедены. Так Коська оказался спасителем моих родных... Вот такой рассказ я прочёл в дневнике мамы...
- Ну, доча, не плачь! Ведь все остались живы... И Коська ещё пять лет прожил...
За дверью кухни послышалось всхлипывание и поскуливание. Женщина распахнула дверь, и все увидели зарёванного Андрюшку, прижимающего к себе щенка, который, пытаясь вырваться из крепких объятий, недовольно скулил.
- Деда! Мне Коську жалко! И твоих бабушку и дедушку... - уже не скрываясь, в голос, заревел Андрюшка, кинувшись в объятия к деду.
- Ну, ну! Мужчины не плачут! Всё хорошо... Всё хорошо... Хороший человек вырастет, вот увидите! Добросердечный. И Джим ему в этом поможет, - дед ласково гладил вздрагивающие плечи внука и улыбался светлой, мудрой улыбкой...

Джульба́рс — собака минно-розыскной службы (МРС), участник Великой Отечественной войны...
Служебная собака по кличке Джульбарс обнаружила 7468 мин и более 150 снарядов...
21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награждён медалью «За боевые заслуги». Это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды.

В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве. Генерал-майор Григорий Медведев доложил об этом командовавшему парадом маршалу Константину Рокоссовскому, который поставил в известность Иосифа Сталина. Сталин приказал нести этого пса по Красной площади на своём кителе.

«Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади на моём кителе…»

Поношенный китель без погон был доставлен в Центральную школу. Там соорудили нечто вроде лотка. И на Параде Победы командир 37-го отдельного батальона разминирования майор Александр Мазовер строевым шагом пронёс боевого пса мимо трибуны с Верховным Главнокомандующим в колонне Центральной школы военного собаководства...

С Праздником Победы!!!
#никтонезабытничтонезабыто

 

Кошки - участники Великой Отечественной войны

В то время как изобретенные человеком приспособления только сканировали воздух на предмет появления бомбовой угрозы, живые пушистые «радары» уже оповещали людей об опасности, благодаря чему было спасено бесчисленное количество жизней.


Кошка Фэйт
Кошка Фэйт из лондонской церкви Святого Августина и Святой Веры первой из кошек была удостоена медали Марии Дикин. Эта почетная награда равнозначна высшей военной награде в Англии — Кресту Ордена Виктории. 9-го сентября 1940 года Фэйт спасла себя и своего котенка от бомб, укрывшись с ним в подвале за три дня до немецкого налёта. Дом обрушился и сгорел, но бесстрашная кошка оставалась рядом со своим котенком. Ее спасли рано утром, когда развалины еще догорали. Медаль с надписью «За непоколебимую храбрость» Фэйт вручила лично Мария Дикин.

 

Саймон
Необходимо вспомнить и о легендарном коте Саймоне, который служил на военном судне королевского британского флота «Аметист». Он не только уберегал провизию моряков и сам корабль от крыс, но и поддерживал моральный дух всех – от матросов до капитана. Во время захвата китайцами корабля на реке Янцзы, кот был очень серьезно ранен, но не только выжил и продолжил выполнять свои обязанности, но и стал наведываться в корабельный лазарет, чтобы поддерживать дух раненых. По воспоминаниям моряков этот образчик стойкости и преданности был для них самой лучшей моральной поддержкой. Кот пережил и военные дни, и ранение… А вот возвращения на родину ему пережить не удалось. По возвращении в Великобританию, Саймона, как любого из ввозимых в то время в страну зверей, отправили в карантин – в приют для животных. Никакого исключения для героя сделано не было. Саймон провел там несколько дней, подхватил вирусную инфекцию и умер... Кот был удостоен медали Марии Дикин и посмертных почестей…

 

Необходимость в годы войны в кошках была велика — в Ленинграде их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. В Ленинград привезли четыре вагона дымчатых кошек. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали питерцы этих кошек, надежно охранялся. Кошки стали очищать город от грызунов. К моменту прорыва блокады, практически все подвалы были освобождены от крыс.
О возможно, единственном выжившем в блокаду коте – Максиме – ходили легенды. В дом его хозяев в послевоенное время водили целые экскурсии – все хотели посмотреть на это чудо. Умер Максим от старости в 1957 году. Не осталось во время этой чудовищной войны никакого следа от целой обширной популяции немецких карликовых кошек – кенгуровых… Порода была истреблена вся подчистую… Для кошек, спасших наибольшее количество человеческих жизней во время военного времени, была учреждена специальная медаль «Мы тоже служим родине». Эта награда считается одной из самых почётных в зверином мире.

Олени на Войне

Оленно-транспортные батальоны были сформированы в ноябре 1941 года для 14-ой армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении. За годы войны в Заполярье бойцы-оленеводы вывезли с линии фронта более 10 тыс. раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий почти 8 тыс. военнослужащих, перевезли 17 тыс. тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета. Подробнее о фоормировании оленной армии читайте в материала - Призванные из тундры.
Памятник оленно-транспортным батальонам в годы Великой Отечественной войны может быть установлен в Мурманске. С соответствующей инициативой выступили представители коренного малочисленного народа Севера - саами.
Оленно-транспортные батальоны заслужили, чтобы их память была увековечена, чтобы был установлен памятный объект в их честь. Они защитили наши с вами жизни часто ценой своей, - говорится в сообщении общественной организации саамов Мурманской области.
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун поддержала идею установки памятника бойцам-оленеводам.

Северные олени, оленно-транспортный батальон, памятник оленно-транспортным батальонам, война, оленеводы, олени на войне, оленеводы на войне, памятник олено-транспортным батальонам в Мурманске, памятник оленно-транспортным батальонам в Нарьян-Маре

Первый в России памятник оленно-транспортным батальонам был установлен 23 февраля 2012 года в Нарьян-Маре. Памятник архангельского скульптора Сергея Сюхина представляет собой композицию из ненца, северного оленя и тундровой лайки в диске солнца. Кроме того, власти округа учредили день памяти оленно-транспортных батальонов 1941-1945 годов, который отмечается 20 ноября.

Северные олени, оленно-транспортный батальон, памятник оленно-транспортным батальонам, война, оленеводы, олени на войне, оленеводы на войне, памятник олено-транспортным батальонам в Мурманске, памятник оленно-транспортным батальонам в Нарьян-Маре

Оленно-транспортные батальоны

В конце 1941 года для защиты северных рубежей Советского Союза на Карельском фронте поступил приказ сформировать оленно-транспортные батальоны из числа местных жителей. К концу января 1942 года батальоны были сформированы. Своим ходом зимой им предстояло с оружием и припасами добраться до Архангельска. Всего на фронт ушло четыре батальона. Задачей оленно-транспортных было доставлять на передовую грузы, в том числе продовольствие, оружие и снаряды, они также вытаскивали сбитые самолеты. В состав оленно-лыжных и оленно-транспортных батальонов вошли оленеводы - коренные жители Ненецкого округа и республики Коми. Всего с помощью оленей с линии фронта и из глубокого тыла противника было вывезено 10,142 тысячи раненых солдат. Оленные батальоны перевезли к переднему краю 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов.

Северные олени, оленно-транспортный батальон, памятник оленно-транспортным батальонам, война, оленеводы, олени на войне, оленеводы на войне, памятник олено-транспортным батальонам в Мурманске, памятник оленно-транспортным батальонам в Нарьян-Маре

Военные части формировались в Мезенском и Лешуконском районах Архангельской области, на севере Коми АССР под Усть-Цильмой. Самая трагичная судьба ждала четвертый, самый многочисленный батальон. В первые три входило примерно по тысяче оленей и по сто бойцов. Четвертый батальон формировался на территории Ненецкого округа в Малоземельской и Большеземельской тундре. В него вошло 250 бойцов и 4,5 тысячи оленей. Лучшие олени были отправлены на фронт в числе первых трех батальонов, а в четвертый пришлось брать разных по физическому состоянию оленей, многие были не объезжены. На запад караван шел тем же маршрутом, что и первые три, и оленям уже не хватало ягеля. К тому же один отряд при формировании батальона заблудился, отклонился на север в район Волонги и затянул сроки формирования батальона в Нижней Пеше. Из Пеши батальон отправился в путь и только через месяц вышел к Рикасихе под Архангельском, откуда в товарных вагонах был переправлен на фронт.

Сформированная из батальонов 31-я оленно-лыжная бригада через Польшу дошла до Праги. А в 1947 году была направлена на Чукотку. Именно там бойцы бригады закончили свой боевой путь и смогли вернуться домой.

Северные олени, оленно-транспортный батальон, памятник оленно-транспортным батальонам, война, оленеводы, олени на войне, оленеводы на войне, памятник олено-транспортным батальонам в Мурманске, памятник оленно-транспортным батальонам в Нарьян-Маре

Призванные из тундры

20 ноября 2013 года Ненецкий автономный округ впервые отметил славную дату – День памяти участников оленно-транспортных батальонов 1941-1945 годов.

Именно в этот день 72 года назад Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о мобилизации оленно-транспортных батальонов для защиты северных рубежей нашей страны.

«Готовьте две тысячи упряжек….»

Условия фронтовой жизни на самом северном направлении советско-германского фронта были необычайно суровыми. Одной из самых серьёзных проблем, с которой в начале зимы 1941 года столкнулось командование Карельского фронта, было обеспечение транспортного сообщения на огромной по протяжённости линии боевых действий. Передвижение любого транспорта (тракторов, грузовиков, гужевого) практически невозможно из-за отсутствия дорог и глубокого снежного покрова. Надо учитывать, что впервые в истории войн длительные боевые действия велись в условиях полярной зимы такими крупными массами войск. На линии фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых. В этих условиях командующий Карфронтом генерал-лейтенант Фролов отдал единственно верный приказ о формировании армейских оленьих транспортов (АОТ).

Октябрь 1941. Саамские эшелоны

В ноябре 1941-го это решение было одобрено Военным Советом 14-й армии. Главным организатором оленно-транспортных подразделений стал начальник ветеринарного отдела 14-й армии военветврач 1-го ранга Дмитрий Николаевич Тульчинский. Штаты их были разработаны ещё до войны. Каждый транспорт (рота) включал 154 человека, 1015 ездовых оленей, 15 оленогонных лаек, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Он делился на три взвода, а те в свою очередь на отделения. В штат армейского оленьего транспорта входил штаб, хозяйственное отделение, медицинский пункт и ветлазарет.

Первые транспорты формировались за счёт поголовья Ловозерского и Саамского районов Мурманской области. Саамы-оленеводы в силу своего опыта, знания местных условий составляли ядро этих подразделений. Всего для формирования оленно-транспортных отрядов призвали 77 лучших оленеводов-саамов. Кроме того, призывались ловозерские коми и немногочисленные кольские ненцы. Например, взвод 2-го оленного транспорта возглавил ненец Алексей Иванович Летков 1909 года рождения.

В заснеженных сопках и горных ущельях Кольского полуострова, который стал зоной боевых дёйствий, на передовых позициях и в близком от них тылу, в условиях бездорожья оказался незаменимым традиционный транспорт тундры – олени. Лёгкая упряжка промчится по крепкому насту 50-80 километров за сутки. Олень сам себя прокормит в тундре и в лесу. Он не боится холода и вьюги. Не нарушит тишины, даже раненый не издаст звука. Устраивала оленья упряжка с лёгкой нартой и фронтовых медиков: быстрая, повсюду проходимая. Один из бойцов оленно-транспортного дивизиона рассказывал:

«Много раненых на войне наши олени спасли. Раненый человек много крови теряет, тепло из него выходит. Стынет человек, погибает. А вот оленья шкура тепло очень хорошо держит. Завернёшь раненого в шкуру, положишь на нарты и везёшь. Доставишь в госпиталь – человек тёплый, живой».

Сначала было создано три армейских оленно-транспортных дивизиона, потом появились ещё четыре. Ездовые олени появились в боевых порядках наших войск не только на Мурманском, но и на Кандалакшском и Лоухском направлениях. Когда в марте 1942 года образовалась 19-я армия Карельского фронта, один из отрядов передали ей.

Ненецкие эшелоны: начало формирования

Подготовка к формированию оленно-транспортных эшелонов началась в Ненецком национальном округе ещё в сентябре 1941 года. Так, 13 сентября 1941-го начальник строевого управления Северного флота письменно запросил начальника штаба Архангельского военного округа (АрхВО) призвать для нужд флота 50 оленеводов-каюров и направить их в Мурманск. 17 сентября Бюро Ненецкого окружкома ВКП(б) приняло совершенно секретное решение о подготовительных мероприятиях по формирование оленных транспортов для Карельского фронта. В конце сентября областные власти шифрованной телеграммой конкретизировали задание:

«Нужно восемь тысяч ездовых оленей по колхозам и совхозам. Нужно 100-120 человек ездовых, хорошо владеющих русским языком, честных и смелых. Готовность – на 10 октября 1941 года».

В конце сентября началась подготовка контингентов ездовых оленей для РККА. Индигский оленсовхоз направил в распоряжение Архангельского военного округа 715 голов отборных быков (ездовых оленей), 77 грузовых и 19 легковых нарт с упряжью. Это была первая партия ненецких оленей, подготовленная для фронта.

1 октября главный интендант АрхВО полковник Радуто направил в Ненецкий окрисполком требование: в течение месяца «для обеспечения действующей армии» изготовить 2000 комплектов оленьей упряжи. 3 октября первый секретарь Архангельского обкома ВКП(б) Огородников телеграфировал окружным властям: «Готовьте за счёт обобществленного стада 2 тысячи упряжек, для личного пользования впредь до особых указаний не брать». А через несколько дней, 5 октября, Архангельский областной комитет партии обратился в ЦК ВКП (б) с докладной запиской, в которой предлагал широко использовать ездовых оленей на фронте. Окружные власти вели активную подготовительную работу по формированию оленных эшелонов: отбирались олени, готовилась упряжь. В первую очередь был проанализирован полово-возрастной состав оленного поголовья. Колхозы и совхозы округа располагали достаточным количеством ездовых оленей. Сложнее обстояло дело с упряжью и санями: не было материала, некому было их изготовить. Вопрос решался по-военному быстро – недостающее снаряжение стали собирать у оленеводов. Одновременно в течение октября энергично шло выделение оленей для армейских нужд. Так, Ненецкий оленсовхоз к 8 октября подготовил 900 оленей, 25 легковых и 100 грузовых нарт с упряжью в сопровождении 12 пастухов; колхоз «Харп» к 13 октября сформировал стадо в 1013 оленей (из них 872 обученных ездовых). Первый секретарь Ненецкого окружкома ВКП (б) Кузин информировал областное руководство о ходе работы:

«К 15 октября подготовлено 4 тысячи оленей, 685 саней, 632 упряжи, подобрано 80 чел. ездовых. Подготовка продолжается. В кооперации, в колхозах нет кожи».

Вперёд – на запад!

В ноябре-декабре 1941 года Ненецкий национальный округ отправил на фронт более семи тысяч ездовых оленей. Стоит отметить, что ездовыми являются лишь самцы-кастраты, достигшие возраста трех-четырёх лет. С учётом всего поголовья в тот год мобилизовали практически три четверти ездовых оленей округа. В некоторых хозяйствах обученных быков мобилизовали практически полностью. Колхозница Н. Ардеева вспоминала впоследствии:

«Из колхоза «Северный полюс» взяли 400 быков. Многие уходили в армию, забирая своих личных оленей. А потом большинство пастухов ездило на важенках и ланчаках».

Действительно, многие оленеводы брали на фронт личные упряжки. Дочь погибшего ездового Романа Выучейского Валентина Гордеева до сих пор помнит его четвёрку прекрасных быков белее снега. Ещё в памяти осталось обещание отца свернуть Гитлеру шею и вскоре вернуться с победой. Вот как вспоминала об отце, ушедшем на фронт также с личными оленями, Евдокия Егоровна Канюкова:

«Ненцы на войну в то время вместе с оленями уходили, говорили, что фронту нужен транспорт. У моего отца была прекрасная упряжка и очень красивый бык-вожак, он его сам всему научил, выпестовал и вырастил, можно сказать. И на войну ушли все вместе: ненцы и их олени».

Бригадир колхоза «Путь Ильича» Степан Васильевич Хатанзейский рассказывал:

«Помню, во время войны совсем пастухов в тундре было мало. Главный оленевод была женщина. Она и детей нянчила, и обед готовила, и чум на её плечах держался, и стадо пасла».

Поражает стремительность и чёткость решений того сложного времени. В кратчайшие сроки на огромной территории округа было сформировано пять эшелонов, подготовлены команды призывников, собраны упряжь, нарты, чумы. И вся эта масса людей, сопровождая тысячные стада, ни дня не мешкая, отправилась на фронт.

Собаки в ВОВ
Животные герои.

Пес-санитар Мухтар:
Собаке-санитару Мухтару за годы войны удалось спасти порядка 400 раненых советских солдат, в числе которых был и проводник самого пса – ефрейтор Зорин, сильно пострадавший от взрыва вражеской бомбы.

Солдат Джульбарс:
Немецкая овчарка Джульбарс, служившая в период войны в 14-й штурмовой инженерно-саперной бригаде, стала единственной собакой, награжденной медалью «За боевые заслуги». Благодаря превосходному чутью этого четвероногого бойца, за период с сентября 1944 года по август 1945 года было обезврежено 7468 мин и более 150 снарядов на территории Австрии, Венгрии, Румынии и Чехословакии. Участвовал Джульбарс также в разминировании соборов Вены, замков Праги и дворцов над Дунаем.

В 1945 году четвероногий герой Джульбарс стал участником парада на Красной площади, посвященному Великой Победе. Раненого пса после коробки советских солдат пронес на своих руках командир 37-го отдельного батальона разминирования, а также кинолог и майор, Александр Мазовер. Во время парада Джульбарс был завернут в личный китель Иосифа Сталина, который и отдал такое распоряжение в знак уважения за заслуги пса перед Советской Армией.

Диверсант Дина:
Первой собакой диверсантом, участвовавшей в Великой Войне, стала овчарка Дина.
19 августа 1943 года она успешно осуществила подрыв вражеского эшелона на перегоне Полоцк - Дрисса, в результате которого целых 10 вагонов противника были уничтожены, а большая часть железнодорожных путей выведена из строя.
Отличилась Дина и при разминирования города Полоцка, в одном из госпиталей которого немецкие солдаты оставили для наших бойцов мину-сюрприз.

Верблюд Яшка в ВОВ
Во время Великой Отечественной войны в состав советских войск входила резервная 28-я армия, в которой верблюды были тягловой силой для пушек. Она была сформирована во время Сталинградской битвы в Астрахани. Существенная нехватка лошадей и техники вынудила выловить и приручить почти 350 диких верблюдов. Большинство из них погибли в разных сражениях, а тех которые выжили постепенно "демобилизовывали" в зоопарки.
Необходимо отметить, что корабли пустыни весьма успешно справлялись со своими задачами. А верблюд по кличке Яшка даже участвовал в битве за Берлин в 1945.

Лошади в ВОВ

Лошади старались, как умели,
Вынесли героев из атак —
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях…
(М. Щербаков, "Человек судьбой своей играет")

Считается, что история боевого применения лошадей закончилась с появлением на полях сражений в массовом количестве пулеметов. Конь ничем и никак не защищен от пулеметной очереди, а значит, кавалерия автоматически выбыла из дела. Появление на полях сражений танков и самоходной артиллерии довершили дело. Теперь лошадь на войне стали рассматривать как анахронизм. Но тем не менее…

 

Все-таки, несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, кони играли в ней немаловажную роль. И в Советской Армии, и в вермахте лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи.
Так и встают перед глазами кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми. Причина такого широкого использования лошадей весьма проста — по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные.
Однако не только пушки и снаряды были заботой лошадей. Без коня солдата не накормишь — ведь обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Кстати, именно для этих (и некоторых других целей) даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. Невозможно представить себе командиров батальонов и полков без их верных четвероногих помощников. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу. А сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов также были "на конной тяге". Нередко бывало и то, что пехота выезжала на позиции не на грузовиках, а на конных подводах. Ну, а перемещения и рейды партизанских отрядов без подобного вида транспорта вообще невозможно представить.
Да и кавалерию, как оказалось, рановато было отправлять в архив. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: