Глава государства в Италии.




По Конституции президент Республики является главой государства, олицетворяет собой национальное единство, представляет государство в международных отношениях.

В рамках своей компетенции президент осуществляет следующие конкретные полномочия: • в законодательной области президент:

- по инициативе правительства участвует в процедуре представления палатам законопроектов;

- обнародует утвержденные Парламентом законы;

- издает одобренные правительством декреты, обладающие силой закона, и регламентарные акты;

- направляет палатам послания с требованием повторного обсуждения того или иного закона;

- назначает народный референдум в случаях, предусмотренных Конституцией;

- участвует в правительственных инициативах, касающихся возбуждения дел в Конституционном суде, включая вопросы компетенции областных законов;

в сфере деятельности высших государственных органов президент:

- назначает и освобождает от должности председателя Совета министров, назначает по рекомендации последнего министров и государственных секретарей, назначает пять пожизненных сенаторов "по праву", распускает с учетом конституционных рамок своих полномочий палаты Парламента и назначает выборы новых палат;

- может выступить с инициативой созыва палат на чрезвычайную сессию;

• назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц государства;

• аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры с предварительной санкции палат Парламента;

• является командующим вооруженными силами, возглавляет Верховный Совет обороны и по решению палат Парламента объявляет состояние войны;

• распускает на основании предварительного постановления совместной комиссии представителей Палаты депутатов и Сената областные советы;

• в судебной сфере возглавляет Высший Совет магистратуры, назначает по его представлению членов этого Совета, назначает треть судей Конституционного суда;

• обладает правом помилования и снижения меры наказания;

• жалует знаки отличия Республики.

В Конституции Италии предусмотрен непрямой порядок избрания президента. Он избирается не общенародным голосованием, а Парламентом на совместном заседании всех его членов. Кроме парламентариев в выборах участвуют также по три делегата от каждой области. Малочисленная область Балле д'Аоста направляет одного делегата.

Президент избирается на семь лет. Для избрания, которое проводится тайным голосованием, необходимо получить две трети голосов, однако уже после третьего тура достаточно абсолютного большинства.

Президентом Республики может быть избран любой гражданин в возрасте не менее 50 лет, пользующийся гражданскими и политическими правами. Пост президента несовместим с любой другой должностью. Президент при вступлении в должность приносит перед Парламентом на совместном заседании присягу на верность Республике и соблюдение Конституции.

Правительство Италии.

Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти. В его состав входят председатель Совета министров (глава правительства) и министры. Официальное название — Совет министров. Президент Италии назначает председателя Совета министров и по его предложению — министров. Глава государства учитывает при этом расстановку политических сил и итоги парламентских выборов. Италия — парламентская республика, поэтому правительство должно получить доверие обеих палат Парламента: Палаты депутатов и Сената.

Не позднее 10 дней после сформирования Совета министров его правительственная программа представляется палатам для получения вотума доверия. Существенной особенностью Италии является то, что верхняя палата непосредственно участвует в формировании правительства. Совет министров широко использует право законодательной инициативы в Парламенте. Существует институт делегированного законодательства, при котором правительство непосредственно осуществляет законодательные полномочия по поручению или с согласия Парламента. Согласно Конституции (ст. 76) актами делегированного законодательства являются законодательные декреты. Конституцией установлены определенные рамки для передачи полномочий Парламента. Во-первых, адресатом делегирования может быть только правительство; во-вторых, передача законодательных полномочий Парламента ограничена во времени и определенным кругом вопросов; в-третьих, Парламент определяет руководящие критерии и принципы, которым должно следовать правительство в своей деятельности. Совет министров не может издавать декреты-законы по конституционным и избирательным вопросам, ратификации международных договоров, установлению бюджета и сметы расходов. На практике декреты-законы довольно часто использовались для осуществления серьезных реформ организационного характера: создания министерства природного и культурного достояния, регламентации государственной службы, упразднения и введения штатных должностей преподавателей университетов. Правительство издает многочисленные подзаконные акты в сфере компетенции органа публичной администрации и подлежащие регистрации в установленном порядке. Для данных актов характерна определенная субординация: правительственные документы обладают верховенством по отношению к аналогичным актам, изданным другими субъектами. Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров, индивидуально — за деятельность своих ведомств. Голосование в Парламенте одной или обеих палат против какого-либо правительственного предложения необязательно влечет его отставку. Правительство в своей работе учитывает расстановку сил в Парламенте, общественное мнение. Непопулярная политика или ошибки в деятельности исполнительной власти приводят к правительственным кризисам, утрате доверия со стороны Парламента. Так, в 1947—1995 гг. в Италии было 53 правительственных кризиса, в результате чего сменилось 48 правительств. Полномочия председателя Совета министров весьма обширны. Он руководит работой правительства, координирует деятельность министерств. По законодательству существует ограниченный иммунитет членов правительства. В 1988 г. был принят закон о Совете министров, определяющий в соответствии с конституционными нормами статус, структуру правительства, полномочия министров.

Парламент в Италии.

В системе конституционных органов итальянского Государства основное место занимает Парламент. Парламент избирается прямым голосованием граждан. Ему принадлежит исключительная прерогатива определять в полной мере политику государства.

Парламент Италии состоит из двух палат - Палаты депутатов (нижней палаты) и Сената (верхней палаты). Обе палаты обладают равными правами, и Конституция не проводит различия между ними с точки зрения компетенции, внутреннего устройства и процедуры. Палата депутатов состоит из 630 членов (12 депутатов представляют итальянцев, проживающих за рубежом), а Сенат - из 315 членов, избираемых на пять лет путем всеобщего голосования.

Парламент избирает президента Республики, консультирует президента при назначении правительства, участвует в формировании целого ряда других органов государственного управления и суда.

К компетенции Парламента относится объявление состояния войны и предоставление правительству в этой связи необходимой власти, ратификация международных договоров политического характера, а также договоров, предусматривающих арбитраж или судебное урегулирование, влекущее территориальные изменения, финансовые обязательства или изменения законов. Палаты ежегодно утверждают бюджет и отчет о расходах. В исполнительную функцию Парламента входит принятие конституционных законов, касающихся изменений в территориальном устройстве страны или изменений границ провинций.

Члены Парламента не могут подвергаться преследованию за выраженные ими мнения и за свое голосование при выполнении парламентских функций. Конституция предоставляет парламентариям самые широкие иммунитеты от уголовной ответственности. Запрещается, в частности, привлекать члена Парламента к уголовной ответственности без санкции соответствующей палаты Парламента. Работа Палаты депутатов и Сената ведется раздельно. На совместные заседания Парламент собирается только в случаях, установленных Конституцией. Это — избрание президента Республики, принятие им присяги на верность Республике, рассмотрение обвинений президента в государственной измене и в посягательстве на Конституцию, предание суду Парламента председателя Совета министров и членов правительства за преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, формирование Конституционного суда.

Судебная власть Италии.

Систему судебной власти Италии образуют:

- суды общей юрисдикции

- административная

- военная юстиция.

Суды общей юрисдикции.

Низшим звеном судебной системы является мировой суд, который создается в каждой коммуне. Мировой судья выполняет функции примирения сторон в гражданско-правовых спорах и осуществляет судебную юрисдикцию по гражданским делам, которые он решает на основе "права и справедливости".

Преторский суд образуется в административном центре каждого из преторских округов. Претор выполняет функции судьи по гражданским делам в первой и в апелляционной инстанции, судьи по трудовым делам в первой инстанции, а также судьи по уголовным делам и судьи по вопросам опеки.

Трибунал — это основа итальянской судебной системы. Он создается в административных центрах судебных округов, как правило, совпадающих с провинциями. Трибунал рассматривает в первой и апелляционной инстанции гражданские дела, индивидуальные трудовые споры, а также рассматривает в первой и апел- ляционной инстанции уголовные дела.

Трибунал по делам несовершеннолетних создается при каждом апелляционном суде или его местном отделении.

Апелляционный суд создается в специальных апелляционных округах (всего их 23). Он рассматривает апелляции на решения судов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, а также осуществляет следственные функции. В его состав входят следственное отделение, отделение по трудовым спорам, от- деление по делам публичного водопользования и отделение по делам несовершеннолетних.

Суд присяжных учреждается (один или несколько) в каждом апелляционном округе. Суды присяжных рассматривают уголовные дела, отнесенные к их компетенции. Суд присяжных состоит из апелляционного магистрата (глава суда), магистрата трибунала и шести народных судей.

Областной трибунал по делам публичного водопользования создается при апелляционных судах в качестве отделения. В него наряду с магистратами входят три специалиста гражданской инженерной службы. Верховный кассационный суд является верховным органом правосудия, обеспечивает точное применение и единообразное толкование закона, соблюдение сфер компетенции судов различных юрисдикции, разрешает коллизии компетенций и функций.

Административная юстиция осуществляется Государственным советом. В его функции, равно как и в функции других органов административной юстиции, входит осуществление юрисдикции по охране законных интересов граждан, а в особых, оговоренных в законе случаях, также их субъективных прав в отношении действий государственных органов.

Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на воинские преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооруженных сил. Юрисдикция военных трибуналов в военное время устанавливается особым законодательством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: