Управление силами и средствами на месте ЧС




182. При управлении силами и средствами на месте ЧС РЛЧС осуществляется деятельность по руководству проведением АСР и других неотложных работ участниками ликвидации ЧС.

Управление силами и средствами на месте ЧС предусматривает:

оценку обстановки и создание по решению РЛЧС временно формируемого нештатного органа управления действиями по проведению АСР на месте ЧС2;

------------------------------

2 Далее - "оперативный штаб на месте ЧС".

------------------------------

установление компетенции должностных лиц оперативного штаба на месте ЧС;

планирование действий по проведению АСР и других неотложных работ, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации проведения АСР и других неотложных работ;

постановку задач участникам ликвидации ЧС, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки в зоне ЧС;

осуществление учета изменения обстановки в зоне ЧС и другой информации;

своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на месте ЧС;

применение сил и средств подразделений пожарной охраны и РСЧС для проведения АСР и других неотложных работ, а также ведение документации оперативного штаба на месте ЧС (рекомендуемые образцы приведены в приложениях №№ 5 - 7 к настоящему Боевому уставу);

мероприятия, направленные на обеспечение проведения АСР и других неотложных работ.

183. Решения РЛЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации1.

------------------------------

1 Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

------------------------------

184. Никто не вправе вмешиваться в деятельность РЛЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо2.

------------------------------

2 Часть 4 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

------------------------------

185. РЛЧС осуществляет руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия3.

------------------------------

3 Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

------------------------------

186. РЛЧС несет ответственность за проведение АСР и других неотложных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации4.

------------------------------

4 Часть 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

------------------------------

187. Полномочия РЛЧС определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации5.

------------------------------

5 Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

------------------------------

188. В случае крайней необходимости РЛЧС вправе самостоятельно принимать решения:

о проведении эвакуационных мероприятий;

об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;

об ограничении доступа людей в зоны ЧС;

о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;

об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на право ведения АСР;

о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;

о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.

РЛЧС обязан принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях1.

------------------------------

1 Часть 6 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

------------------------------

Информирование о решениях, принятых РЛЧС в случае крайней необходимости, осуществляется через диспетчера гарнизона, а также ДДС.

189. РЛЧС имеет право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации2.

------------------------------

2 Часть 7 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

------------------------------

190. В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР РЛЧС может принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей3.

------------------------------

3 Часть 8 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

------------------------------

191. Передача старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны, исполняющим полномочия РЛЧС, руководства ликвидацией ЧС уполномоченному РЛЧС осуществляется в следующих случаях:

по прибытии уполномоченного РЛЧС на место ЧС - старшее должностное лицо пожарной охраны, исполняющее полномочия РЛЧС, через диспетчера гарнизона должно уточнить правомочность осуществления руководства ликвидацией ЧС уполномоченным РЛЧС (наличие акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации о назначении РЛЧС), после подтверждения указанной информации должно осуществить передачу руководства ликвидацией ЧС уполномоченному РЛЧС, в обязательном порядке сообщить диспетчеру гарнизона и сделать запись в документах оперативного штаба на месте ЧС;

при нахождении уполномоченного РЛЧС не на месте ЧС и при поступлении информации о его назначении от диспетчера гарнизона - старшее должностное лицо пожарной охраны, исполняющее полномочия РЛЧС, должно уточнить у диспетчера гарнизона наличие акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации о назначении уполномоченного РЛЧС, после подтверждения указанной информации должно осуществить передачу руководства ликвидацией ЧС уполномоченному РЛЧС с помощью средств связи (видеоконференц-связь, телефон, радиостанция), в обязательном порядке сообщить диспетчеру гарнизона и сделать запись в документах оперативного штаба на месте ЧС.

192. Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, исполнявшее полномочия РЛЧС, поступает в распоряжение уполномоченного РЛЧС, должно выполнять его указания и осуществлять руководство подчиненным подразделением пожарной охраны в соответствии с настоящим Боевым уставом.

Уполномоченный РЛЧС осуществляет руководство ликвидацией ЧС в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и локальными правовыми актами организаций.

193. Оперативный штаб на месте ЧС создается в обязательном порядке в следующих случаях:

организация на месте ЧС трех и более БУ;

необходимость согласования с администрацией организаций проведения АСР и других неотложных работ.

194. Работой оперативного штаба на месте ЧС должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РЛЧС.

195. В состав оперативного штаба на месте ЧС по решению РЛЧС включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который выполняет обязанности по следующим основным нештатным должностям:

заместитель начальника оперативного штаба;

начальник тыла;

ответственный за охрану труда;

должностные лица ОГ.

В состав оперативного штаба на месте ЧС по решению РЛЧС могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.

196. При ЧС локального характера РЛЧС имеет право назначать должностных лиц, указанных в пункте 195 настоящего Боевого устава, без создания оперативного штаба на месте ЧС.

197. Работа оперативного штаба на месте ЧС осуществляется на основе распоряжений и указаний РЛЧС.

198. Оперативный штаб на месте ЧС располагается в месте, определяемом РЛЧС, и обеспечивается необходимым для управления проведением АСР и других неотложных работ оборудованием.

199. Основными задачами оперативного штаба на месте ЧС являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте ЧС, передача необходимой информации РЛЧС, в ЦУКС, ДДС и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);

организация подготовки и обеспечение проведения АСР и других неотложных работ;

определение потребности в силах и средствах, подготовка предложений для РЛЧС;

обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

ведение документации (рекомендуемые образцы приведены в приложениях №№ 5 - 7 к настоящему Боевому уставу);

составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения АСР и других неотложных работ с использованием условных обозначений и допускаемых сокращений, приведенных в приложениях №№ 10 - 11 к настоящему Боевому уставу;

создание на месте ЧС резерва сил и средств подразделений;

реализация мер по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений, участвующих в проведении АСР и других неотложных работ;

обеспечение связи на месте ЧС;

своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на месте ЧС;

обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности участников ликвидации ЧС при проведении АСР и других неотложных работ на месте ЧС;

организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций и с вышестоящими органами управления.

200. В целях обеспечения деятельности оперативного штаба на месте ЧС по управлению силами и средствами по решению РЛЧС может привлекаться подвижный пункт управления.

201. В состав ОГ территориального гарнизона включаются должностные лица ГУ МЧС России, ЦУКС и другие лица в зависимости от характера ЧС.

В состав ОГ местного гарнизона включается сотрудник государственного пожарного надзора или представитель подразделения пожарной охраны.

202. Должностные лица ОГ на месте ЧС подчиняются начальнику оперативного штаба на месте ЧС, а в случае, если оперативный штаб на месте ЧС не создается, - РЛЧС.

203. Основными задачами ОГ на месте ЧС являются:

обеспечение функционирования оперативного штаба рабочей группы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

предоставление в ЦУКС отчетных и информационных документов;

организация связи (в том числе видеоконференц-связи) с места ЧС;

организация работы с представителями средств массовой информации.

Решение о выдвижении ОГ на место ЧС принимается начальником гарнизона или диспетчером гарнизона.

204. ОГ обеспечивается следующими документами:

образцами распорядительных документов по ликвидации ЧС по всем типам ЧС, характерным для территории муниципального района;

паспортами территорий муниципальных образований, населенных пунктов, паспортами потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей в электронном виде;

позывными радиостанций УКВ-диапазона ДДС, подразделений гарнизона;

планшетами водоисточников;

оперативными планами и карточками (в электронном виде).

205. БУ могут создаваться по решению РЛЧС на части территории на месте ЧС в целях выполнения поставленной задачи, путем сосредоточения сил и средств участников ликвидации ЧС.

БУ могут создаваться как по месту проведения, так и по видам проводимых АСР.

При создании на месте ЧС пяти и более БУ по решению РЛЧС на месте ЧС организуются СПР, объединяющие несколько БУ.

206. Основные работы по проведению АСР и других неотложных работ на БУ возглавляет начальник БУ, в СПР - начальник СПР. При создании СПР начальники БУ подчиняются начальнику СПР.

207. РЛЧС, начальник оперативного штаба на месте ЧС, начальник тыла, начальник БУ (СПР) и связной должны иметь нарукавные повязки (рекомендуемые образцы приведены в приложении № 8 к настоящему Боевому уставу).

208. Для согласованного взаимодействия личного состава подразделений пожарной охраны, участвующего в ликвидации ЧС, на каски указанного личного состава наносятся знаки различия по принадлежности к подразделению пожарной охраны (рекомендуемые образцы приведены в приложении № 9 к настоящему Боевому уставу).

209. При подготовке аналитических материалов по разбору действий по проведению АСР личным составом используются условные обозначения и допускаемые сокращения, приведенные в приложениях №№ 10 - 11 к настоящему Боевому уставу.

Разведка ЧС

210. По характеру решаемых задач разведка ЧС подразделяется на общую и специальную.

Общая разведка ЧС проводится в целях получения данных, необходимых для принятия решений на проведение АСР и других неотложных работ в зонах ЧС.

Общая разведка ЧС ведется личным составом подразделений пожарной охраны, подготовленным и аттестованным на право ведения АСР.

Специальная разведка ЧС проводится с целью получения наиболее полных данных о характере радиоактивного, химического и биологического (бактериологического) заражения местности, воздуха и источников воды, уточнения пожарной, медицинской и инженерной обстановки в районах расположения и действий подразделений, участвующих в ликвидации ЧС.

Общая и специальная разведка ЧС ведутся в тесном взаимодействии с разведывательными подразделениями всех сил, участвующих в ликвидации ЧС.

211. Получение комплекса данных по видам обстановки организуется и ведется с целью:

определения масштаба и границ зон заражения, выявления источников заражения, определения вида и характера заражения, ведения постоянного наблюдения и контроля за изменением обстановки - бактериологическая (биологическая) разведка;

определения состояния наземных транспортных систем, проходимости местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС, мест, границ и характера разрушений, завалов, затоплений, состояния коммунально-энергетических систем в зоне ЧС, установления наличия потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС, установления нахождения пострадавших - инженерная разведка;

уточнения пожарной обстановки в районе ЧС, на направлении и объектах действий, определения мест, объектов и масштабов пожаров, направления и скорости их распространения, выявления опасностей, угрожающих населению, определения способов локализации пожаров, путей эвакуации, способов защиты, обнаружения водоисточников, их объемов и способов использования - пожарная разведка;

обнаружения пораженных лиц, их численности и состояния, определения путей выноса пораженных лиц и маршрутов их эвакуации, районов развертывания медицинских пунктов, мест для сбора и погрузки пораженных лиц на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения, расположенные за пределами зоны ЧС - медицинская разведка;

обнаружения источников радиоактивного загрязнения, определения характера, степени и масштабов радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, организаций, техники и людей в зоне ЧС, направлений и районов с наименьшими уровнями радиации, ведения постоянного наблюдения и контроля за изменением радиационной обстановки, предоставления необходимых данных для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС - радиационная разведка;

определения санитарно-эпидемиологического состояния зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС, предоставления необходимых данных для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина), ведения постоянного наблюдения и контроля за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС - санитарно-эпидемиологическая разведка;

обнаружения источников химического загрязнения, определения вида опасного химического вещества, характера и масштаба заражения местности, воды, воздуха, организаций, техники и людей в зоне ЧС, обходов участков химического заражения, предоставления необходимых данных для обеспечения мер химической безопасности, ведения постоянного наблюдения и контроля за изменением химической обстановки в зоне ЧС - химическая разведка.

Сбор данных может осуществляться с использованием робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов.

212. Разведка ЧС производится наземными и воздушными средствами непрерывно с момента прибытия в район ЧС и до ликвидации ее последствий с целью определения:

наличия и характера угрозы людям, их местонахождения, путей, способов и средств спасения (защиты), а также необходимости защиты (эвакуации) имущества;

наличия и возможности вторичных проявлений опасных факторов ЧС, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства в организациях;

места, площади и источника горения, а также путей распространения огня;

наличия и возможности использования средств противопожарной защиты организаций;

местонахождения ближайших водоисточников и возможных способов их использования;

наличия электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;

возможных путей ввода сил и средств;

мест вскрытия и разборки строительных конструкций, а также расчистки проходов для доставки пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования к месту проведения АСР и других неотложных работ;

наличия опасного радиационного фона и химического заражения;

определения положения источников радиационного излучения;

наличия и определения концентрации аварийно химически опасных веществ.

Подразделения, ведущие разведку ЧС, должны представлять данные об обстановке в органы управления ликвидации ЧС в виде срочных и несрочных донесений.

Срочные донесения представляются в установленное время в формализованном виде, несрочные - по мере необходимости в произвольной форме.

213. Обстановка анализируется по следующим основным элементам:

характер и масштаб развития ЧС, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения) и прогноз их распространения;

виды, объемы и условия проведения неотложных работ;

потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;

количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону ЧС для развертывания работ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: