Возрастные особенности ребенка.




СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(4-5 лет)

Основной вид деятельности – игра. Игры становятся совместными, в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, темы различны, хорошо знакомые детям. Исполнители – дети, взрослые, игрушки. В 4-5 лет игра может продолжаться 40-50 минут. Игра способствует не только общению, но и становлению произвольного поведения ребенка. Формируется контроль поведения, дети начинают контролировать других детей, появляется лидерство, организаторские навыки, развиваются мотивы, появляются цели. Растет словарный запас – до 2500 слов: больше или меньше зависит от условий жизни, усваивает грамматические формы языка, овладевает всеми формами устной речи. Диалоги становятся содержательными, ребенок учится задавать вопросы, думать вслух.

Память становится доминирующей функцией. Начинает формироваться произвольная память, наиболее трудный материал для запоминания ребенок может воспроизвести играя. Память включается в процесс формирования личности. Развитие памяти обусловливает новый уровень развития восприятия. С развитием апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным. В нем появляются произвольные действия: поиск, наблюдение, рассматривание. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Восприятие тесно связано с мышлением, мышление – наглядно-образное. Для того, чтобы ребенок логически правильно рассуждал, нужно, чтобы он наблюдал доступные его пониманию факты.

Тесно связаны друг с другом эмоциональная, мотивационная сферы, формируется самосознание. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, идет дальнейшее развитие соподчинения мотивов, мотивы приобретают разную силу и значимость, появляются мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием (соревнование, успех), мотивация достижения, избегание неудачи. Самооценка завышена, ребенок преувеличивает свои достижения, начинает осознавать свои переживания, эмоции.

 

Возрастные особенности ребенка.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(5-6 лет)

ОБЩАЯ МОТОРИКА:
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

 

Возрастные особенности ребенка.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Подготовительная группа

(6-7 лет)

Готовность к школе

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры.

ПАМЯТЬ:
Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

МЫШЛЕНИЕ:
Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:

Ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.

Важно, чтобы были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ
включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

 

«Возрастные особенности ребенка».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: