Аналитические задания (проблемные ситуации)




ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

 

Декан юридического факультета

Л.Б. Ситдикова 02 июня 2017 года

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Модуль 1 (Раздел 1)

Наименование образовательной программы "Корпоративный юрист"

Направленность программы: "Гражданско-правовая"

Направление подготовки

Юриспруденция

Уровень образования

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ

Наименование квалификации МАГИСТР

Очная, заочная форма обучения

Москва 2017


Фонд оценочных средств к промежуточной аттестации по учебной дисциплине

«Актуальные проблемы гражданского права » разработан на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.02 «Юриспруденция» Квалификация: Магистр, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г.

№ 1763 (ред. от 31.05.2011), учебного плана по основной профессиональной образовательной программы высшего образования «Корпоративный юрист».

 

 

Фонд оценочных средств к промежуточной аттестации по учебной дисциплине разработан рабочей группой в составе: Ленковской Ренаты Романовны, канд. юрид. наук, доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РГСУ.

 

Руководитель основной профессиональной образовательной программы Д.ю.н., профессор         Ситдикова Л.Б.
(подпись)

 

Фонд оценочных средств к промежуточной аттестации по учебной дисциплине обсужден и утвержден на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин.

Протокол № 14 от «02» июня 2017 года

 

Заведующий кафедрой Д.ю.н., профессор   Ситдикова Л.Б.
(подпись)

 

Содержание

1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине................... 4

2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы...................................................................................... 4

3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций........................ 9

 


 

1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине.

Контрольным мероприятием промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине является зачет (в первом семестре обучения), экзамен (во втором семестре обучения), который проводится в устной форме.

 

2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Теоретический блок вопросов: Вопросы к зачету

1. Понятие гражданского права как отрасли права, его место в системе российского права.

2. 2.Предмет и метод гражданского права.

3. Принципы гражданского права.

4. Система гражданского права.

5. Система источников гражданского права.

6. Понятие и виды гражданских правоотношений.

7. Элементы гражданского правоотношения.

8. Понятие субъекта гражданского правоотношения.

9. Понятие объекта гражданского правоотношения.

10. Понятие и виды юридических фактов в гражданском праве.

11. Правоспособность физического лица.

12. Дееспособность физического лица: понятие и содержание

13. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация.

14. Основания, порядок и правовые последствия ограничения дееспособности.

15. Основания, порядок и правовые последствия лишения дееспособности.

16. Опека и попечительство.

17. Признание лица безвестно отсутствующим: правовые последствия.

18. Объявление лица умершим: основания и правовые последствия.

19. Понятие и признаки юридического лица.

20. Виды юридических лиц.

21. Полные и коммандитные товарищества.

22. Акционерные общества.

23. Общество с ограниченной ответственностью.

24. Дочерние общества.

25. Производственные кооперативы.

26. Государственные и муниципальные предприятия.

27. Некоммерческие юридические лица.

28. Филиалы и представительства юридических лиц.

29. Вещи как объекты гражданских правоотношений: понятие и юридическая классификация.

30. Ценные бумаги: понятие, виды.

31. Результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских правоотношений (интеллектуальная собственность).

32. Понятие и формы сделок.

33. Виды сделок.

34. Условия действительности сделки.

35. Виды недействительных сделок.

36. Понятие и виды представительства в гражданском праве.

37. Доверенность: понятие, виды и форма.

38. Понятие и виды сроков в гражданском праве.


 

39. Понятие, формы и виды права собственности.

40. Основания возникновения права собственности.

41. Основания прекращения права собственности.

42. Право общей собственности: понятие и виды.

43. Общая собственность супругов.

44. Ограниченные вещные права: понятие и виды.

45. Право хозяйственного ведения.

46. Право оперативного управления.

47. Способы защиты вещных прав. Виндикационный и негаторный иски.

48. Понятие, основания возникновения и классификация обязательств.

49. Множественность лиц в обязательстве.

50. Способ, место и срок исполнения обязательства.

51. Перемена лиц в обязательстве.

52. Просрочка должника и просрочка кредитора.

53. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательства.

54. Залог как способ обеспечения исполнения обязательства. Ипотека. Порядок обращения взыскания на заложенное имущество.

55. Поручительство и банковская гарантия как способы обеспечения исполнения обязательства.

56. Удержание и задаток как способы обеспечения исполнения обязательства.

57. Изменение и прекращение обязательств.

58. Понятие, основания и виды гражданско-правовой ответственности.

59. Понятие, содержание и форма договора.

60. Классификация договоров.

 

Аналитические задания (проблемные ситуации)

1. Задача. Виктор Петров по случаю окончания школы получил в подарок от бабушки магнитофон. Через некоторое время он спросил бабушку, не будет ли она возражать против того, чтобы он обменял магнитофон на видеокамеру, принадлежащую его знакомому Нестерову. Бабушка не возражала и письменно оформила свое согласие на совершение сделки. Обмен состоялся. Отец Виктора, узнав о состоявшемся обмене, потребовал от Нестерова возвратить магнитофон и взять обратно видеокамеру, поскольку он своего согласия на обмен не давал. Нестеров ответил отказом, пояснив, что, насколько ему известно, магнитофон был подарен Виктору не отцом, а бабушкой, которая дала письменное согласие на совершение сделки. При этих обстоятельствах, как считал Нестеров, несовершеннолетний Виктор не нуждался в согласии отца на совершение сделки.

Вопрос:

Рассмотрите спор по существу.

 

2. Задача. В феврале 2005 года Инспекция ФНС РФ обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации ООО «Каспер». Представленная в Инспекцию отчетность ООО за 2003 и 2004 год свидетельствовала о том, что по окончании каждого из указанных периодов размер стоимости чистых активов общества был ниже минимального размера уставного капитала, установленного законом для обществ с ограниченной ответственностью.

ООО «Каспер» в своих возражениях указал, что в результате переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2005 г. размер чистых активов общества стал превышать допустимый законом минимальный размер уставного капитала, и в связи с указанным обстоятельством общество не подлежит ликвидации.

Вопросы:


 

1. По каким основаниям юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке?

2. Что является основанием для ликвидации юридического лица?

 

3. Задача. Городской суд удовлетворил требования гр. Смолякова к гр. Платонову о взыскании с последнего переведенных на его имя по почте 500 тыс. руб. Истец ссылался на то, что эти деньги он выслал ответчику по его просьбе взаимообразно, однако Смоляков отказался возвратить долг.

Президиум областного суда, рассмотревший дело по протесту заместителя председателя Верховного Суда РФ об отмене вынесенных по делу решения и определения, протест удовлетворил, указав при этом следующее: имеющаяся в деле квитанция о переводе Платонова 500 тыс. руб. не может быть рассмотрена как доказательство наличия такого договора, тем более что истец в таком же порядке послал на имя Смолякова и другие денежные переводы, но в отношении них никаких претензий к ответчику не предъявляет.

Вопрос:

Каковы правовые последствия вынесенного судебного решения?

 

4. Задача. Елене Пчелкиной 17-ти лет органом местного самоуправлении и соответствии с семейным законодательством было разрешено вступить в брак до достижения ею 18 лет. К свадьбе родители подарили ей однокомнатную квартиру, которую молодые решили сдать внаем и получать за нее соответствующую плату.

В регистрационной палате Лене отказали в регистрации заключенного ею договора найма квартиры и потребовали представления письменного согласия родителей на сдачу квартиры внаем, поскольку в соответствии со ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет по общему правилу могут совершать сделки только с согласия родителей, усыновителей или попечителя.

Лене такое требование регистрационной палаты показалось необоснованным.

Вопрос:

Является ли обоснованным требование регистрационной палаты?

 

5. Задача. Найденов был женат, имел двоих детей, работал слесарем на станции автотехобслуживания. Каждый раз после получения заработной платы приносил домой незначительные суммы. Остальные деньги он тратил на приобретение спиртных напитков, а также на возврат приятелям и знакомым долгов, сделанных им перед получением заработной платы. Кроме того, он иногда без согласия жены продавал свои личные вещи. Семья, таким образом, оказывалась в сложном материальном положении.

Поэтому жена Найденова обратилась в суд с заявлением об ограничении дееспособности Найденова. Суд, рассмотрев материалы дела и заключение назначенной по делу экспертизы, принял решение «ограничить Волкова в дееспособности, запретив ему самостоятельно распоряжаться имуществом семьи и получать заработную плату».

Найденов не согласился с решением суда, считая, что оно не соответствует закону.

Вопрос:

Является ли законным в рассматриваемом случае решение суда?

 

6. Задача. При проверке налоговой инспекцией хозяйственной деятельности ООО выяснилось, что один из магазинов, принадлежащих Обществу, закупил крупную партию ликероводочных изделий. В связи с тем, что у Общества не было лицензии на торговлю ликероводочными изделиями, налоговая инспекция объявила совершенную сделку ничтожной и потребовала взыскания всего полученного по сделке в доход государства.


 

Продавец (ликероводочный комбинат) заявил, что с его стороны никаких нарушений закона допущено не было. Кроме того, в уставе Общества, предъявленном при заключении договора, предусмотрен такой вид деятельности, как торговля ликероводочными изделиями.

Вопросы:

1. Есть ли в данном случае основания для признания сделки недействительной?

2. Какие правовые последствия наступят в случае признания договора недействительным?

7. Задача. Васильев предъявил Федорову вексель, полученный им от Камкина, и предложил ему произвести платеж по векселю. Федоров отказался это сделать, обратив внимание Васильева на то, что:

1) в свое время он выдал данный вексель Камкину в результате проигрыша пари, заключенного между ними о результатах спортивного соревнования, а требования, связанные с играми и пари, законом не защищаются;

2) даже если бы вексель был выдан на основании признаваемого правопорядком требования, он все равно не подлежал бы оплате, поскольку Камкин сам задолжал Федорову крупную сумму, и до тех пор, пока он не вернет долг, Федоров не собирается исполнять какие-либо имущественные требования Камкина;

3) вексель не снабжен какими-либо надписями, подтверждающими факт его передачи Камкиным Васильеву.

Вопросы:

1. Перечислите свойства ценных бумаг.

2. Решите дело по существу.

 

8. Задача. По решению Совета Директоров ОАО полномочия единоличного исполнительного органа общества были переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей компании).

Вопрос: Квалифицируйте заключенный договор, сложившийся между сторонами.

 

9. Задача. Мамонтов, на иждивении которого после гибели родителей находились две малолетние сестры, продал Федорову трехкомнатную квартиру, перешедшую к ним по наследству от отца. Сделка была совершена по инициативе Николаева, знавшего о тяжелом материальном положении Мамонтова и его сестер. На вырученные от продажи средства Мамонтов с сестрами приобрели двухкомнатную квартиру.

Спустя полтора года Мамонтов выяснил, что проданная им квартира оценивалась на рынке в тот период значительно выше той суммы, которая была уплачена Николаевым. Мамонтов предъявил в суде иск о признании сделки недействительной, мотивируя свое требование тем, что Федоров воспользовался тяжелым материальным положением Мамонтова и его малолетних сестер. В судебном заседании выяснилось, что Николаев был осведомлен о ценах на квартиры, поскольку возглавлял одно из агентств по продаже недвижимости.

Вопрос

Какое решение вынесет суд?

 

10. Задача. 1. Тринадцатилетний Витя Морозов послал на конкурс в журнал

«Юный техник» предложение об использовании силы течения реки для развода мостов. Его предложение получило первую премию, и редакция журнала рекомендовала Вите оформить заявку на выдачу патента на изобретение. Родители Вити полагали, что автором изобретения должен быть указан кто-либо из родителей, поскольку Вите всего 13 лет и он самостоятельно не сможет осуществлять все права и обязанности, связанные с патентом


 

на изобретение. Родители для подтверждения своей позиции обратились к знакомому изобретателю, который усомнился в правомерности при-знания автором одного из родителей, но и Витя, по его мнению, не сможет самостоятельно осуществлять целый комплекс прав и обязанностей, связанных с созданием изобретения.

Для получения квалифицированного разъяснения родители обратились к юристу.

Вопрос:

Какой ответ должен дать юрист?

 

11. Задача. Перед отъездом в длительную командировку Ларионов Е. оформил право собственности на земельный участок в дачном обществе «Пустоцвет». Через три года, когда он вернулся, то увидел аккуратно обработанный участок, на котором выращивались деревья, кустарники, был вырыт колодец, построена баня и двухэтажный дом. Он обратился за разъяснениями к человеку, работавшему на даче. Тот пояснил, что он заключил договор аренды с администрацией дачного общества «Пустоцвет» на 3 года с последующим выкупом, и в настоящее время готовы документы на оформление права собственности.

Ларионов Е. потребовал от администрации дачного общества «Пустоцвет» немедленно расторгнуть незаконный договор аренды с арендатором и не мешать Ларионову Е. как собственнику использовать принадлежащий ему по закону земельный участок. Администрация же доказала, что участок в течение года не обрабатывался, что дало ей право распорядиться данным участком как бесхозным. Теперь Ларионову Е. следует решать проблему с арендатором, который понес значительные расходы по благоустройству дачного участка.

Ларионов обратился в суд с виндикационным иском к администрации дачного общества «Пустоцвет». В свою очередь, арендатор обратился с иском об установлении права собственности на земельный участок, так как он владеет им уже 4 года, а кроме того вложил в него более 2 млн. руб. Если суд не признает ему права собственности, то Ларионов Е. обязан оплатить все затраты.

Вопросы:

1. Дать правовую оценку действиям участников.

2. Какое решение может вынести суд?

 

12. Задача. Потребительский Союз обратился с иском к акционерному обществу

«Альянс» с иском о признании права собственности на здание магазина, поскольку с 2006 г. фактически занимал это здание без заключения договора аренды. За этот срок здание было поставлено на баланс потребсоюза, неоднократно ремонтировалось, уплачивались все необходимые коммунальные платежи и налоги. Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности, по мнению истца, предоставлена ему статьями 11 и 12 ГК РФ.

Ответчик возражал против иска и просил прекратить производство по делу, поскольку на основании ст. 234 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Вопрос:

Какое решение вынесет суд?

 

13. Задача. Комитет по управлению имуществом обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью о взыскании стоимости помещения магазина, приобретенного по договору купли-продажи, заключенному на основании результатов аукциона, и пеней за просрочку оплаты.

Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме. При рассмотрении спора судом установлено, что сумма основного долга погашена ответчиком до предъявления иска. Во взыскании пеней отказано в связи с тем, что


 

договор не зарегистрирован в установленном порядке, то есть не вступил в законную силу. В этом случае, по мнению суда первой инстанции, договорная ответственность не применяется.

Вопросы:

Какой договор был заключен между Комитетом по управлению имуществом и обществом с ограниченной ответственностью?

Какова предусмотренная законом форма этого договора? Решите дело по существу.

 

3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

В течение учебного семестра до промежуточной аттестации у обучающегося формируется текущий рейтинг по дисциплине, характеризующий уровень сформированности компетенций. Текущий рейтинг обучающегося складывается как сумма рейтинговых баллов, полученных им в течение учебного семестра по всем видам учебных занятий по учебной дисциплине по всем этапам формирования компетенций в соответствии с п.5.3. настоящей рабочей программы.

В течение учебного семестра по каждой учебной дисциплине обучающимся должен быть накоплен текущий рейтинг не менее 55 рейтинговых баллов. Накопление обучающимся меньшего количества рейтинговых баллов, при условии положительного прохождения им всех рубежей текущего контроля, является текущей академической задолженностью, ликвидация которой осуществляется во время контрольного мероприятия промежуточной аттестации посредством выполнения расширенного экзаменационного (зачетного) задания.

Педагогическому работнику предоставляется право поощрять обучающихся за активность (участие в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, публикация статей, выполнение заданий повышенной сложности и т.д.) дополнительными баллами в количестве, не превышающем 10 баллов за семестр. Поощрительные баллы суммируются с текущим рейтингом обучающегося перед промежуточной аттестацией.

Текущий рейтинг обучающегося по каждой учебной дисциплине, количество поощрительных баллов, а также информация о возможности получения оценки промежуточной аттестации по текущему рейтингу, сведения об организации процедуры добора рейтинговых баллов доводятся педагогическим работником по сведения обучающихся на предпоследней неделе обучения в учебном периоде (семестре).

Промежуточная аттестации по учебной дисциплине, реализуемым в формате БРСО, проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся по основным профессиональным образовательным программам в Российском государственном социальном университете.

На промежуточную аттестацию отводится 20 рейтинговых баллов.

Ответы обучающегося на зачете оцениваются каждым педагогическим работником по 20 - балльной шкале, а итоговая оценка по учебной дисциплине в целом по пятибалльной системе для экзамена/дифференцированного зачета и зачтено/не зачтено для зачета и выставляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в Российском государственном социальном университете, утвержденном приказом РГСУ от 25.04.2016г. № 707 (в ред. приказа от 27.05.2016 № 935).

 

Критерии оценки ответа на вопросы зачета/экзамена/дифференцированного зачета:


Критерии оценки ответа на вопросы теоретического блока:

9-10 баллов – обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с задачами и будущей деятельностью, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;

7-8 – баллов - обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий;

5-6 баллов - обучающийся освоил основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий;

0-4 баллов - обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

 

Критерии оценки аналитического задания:

9-10 баллов – задание выполнено верно, даны ясные аналитические выводы к решению задания, подкрепленные теорией;

7-8 баллов – задание выполнено верно, отмечается хорошее развитие аргумента, однако отмечены погрешности в ответе, скорректированные при собеседовании;

5-6 баллов – задание выполнено с математическими ошибками, отсутствуют логические выводы и заключения к решению;

0-4 баллов – задание не выполнено вообще или задание выполнено не до конца, нет четких выводов и заключений по решению задания, сделаны неверные выводы по решению задания.

 

Итоговая оценка по дисциплине определяется как сумма баллов, полученных за ответы на вопросы теоретического блока и решение аналитического задания в целом по пятибалльной системе для экзамена/дифференцированного зачета и зачтено/не зачтено для зачета и выставляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в Российском государственном социальном университете, утвержденном приказом РГСУ от 25.04.2016г. № 707 (в ред. приказа от 27.05.2016 № 935).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: