Примерные упражнения на развитие воображения




1. Закончи рассказ.

2. Подумай, на что похожи эти линии. Дорисуй их.

Подобные и многие другие упражнения на развитие про­цесса воображения Вы найдете в следующей литературе

1. Боровик О.В. Развитие воображения -М.: 2000 г.

2. Гаврина С.Е. Учимся фантазировать. - Ярославль: Акаде­мия развития, 1997 г.

3. Город невидимок (развитие воображения)/Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль; Академия развития, 1997 г.

4. Субботина Л.Ю.. Развитие воображения у детей. - Яро­славль: Академия развития, 1997 г.

5. Развиваем воображение. - М.: Розовый слон, 2001 г.


Развитие МЫШЛЕНИЯ

МЫШЛЕНИЕ - это одна из высших форм деятельности че­ловека.

Мышление выходит за пределы чувственно познания, про­должает, расширяет и обобщает ощущения, восприятия, пред­ставления. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью.

Мышление - наиболее высокая ступень познания. В процес­се мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Анализ и синтез - основные мыслительные операции, без которых невозможна никакая умственная деятельность. В се обучение грамоте, счету идет с помощью аналитико-синтетического метода. Во всех видах учебной деятельности имеет место разделение целого на части, вычисление части из целого и соединение частей в целое.

Все эти операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты:

- анализ предметов они проводят бессистемно, пропускает ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части;

- затруднения в установлении связи между частями предмета;

- при анализе предметов выделяют общие свойства предме­тов, а не их индивидуальные признаки;

- затруднен синтез предметов; выделяя в предметах отдель­ные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом;

- не умея, выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, затрудняют­ся устанавливать различия в сходных предметах и общее в отли­чающихся.

Большое место должно быть уделено обучению операции сравнения, с помощью которой устанавливаются сходства и раз­личия предметов и явлений окружающего мира.

Обучая умению сравнивать предметы, мы учим выделять ос­новные свойства, признаки предметов (величина, цвет и т.д.). За­тем учим сравнивать один предмет с другим, непохожим, а после этого - с похожими объектами. Детей необходимо учить выделять в предметах и явлениях главные существенные признаки, устанавливать причинно-следственные зависимости. Необходим постепенный переход от практической деятельности с предмета­ми и наглядных опор к становлению внутреннего плана действия.

Примерные упражнения на развитие мышления:

1. Чем похожи или чем отличаются животные или предметы в каждой паре?

2. Найди как можно больше сходства или отличий.

3. Назови все предметы, нарисованные на картинке. Как их можно назвать одним словом?

4. Зачеркни (убери) лишний предмет и объясни, почему он не подходит к остальным.

Другие упражнения по развитию мышления Вы найдетев следующей литературе:

1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. -М.: Новая школа, 2000 г.

2. Учимся думать./Сост. Гаврина С.Е. -Ярославль: Академия развития, 2000 г.

3. Я готовлюсь к школе./Сост. Гаврина С.Е. и др. - Яро­славль: Академия развития, 2000 г.

4. Догадки (развитие мышления)/Сост. Гаврина С.Е. и др, -Ярославль: Академия развития, 1997 г.

5. Колпак мудреца (развитие мышления)/Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

6. Логическое мышлсние./Сост. Дорофеева А. - М.: 1997 г. (Серия подготовим ребенка к школе).

7. Развиваем мышление. - М.: Розовый слон, 2001 г.

Развитие РЕЧИ

РЕЧЬ - орудие мышления и средство общения.

У умственно отсталого ребенка, как слуховое различие, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь его скудна и неправильна. Ребенок дол­го не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Умственно отсталые де­ти плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Кроме того, оно затрудняет звуковой анализ слова. Грамматический строй речи умственно отсталых детей не­совершенен. Их фразы односложны. Они затрудняются в подборе слов для выражения мысли.

Только систематическая работа педагогов и родителей по­могает скорригировать недостатки речевого развития умственно отсталого ребенка. Упражнения, используемые для развития связной речи:

1. Расскажи, что ты видишь на картинке.

2. Послушай сказку. А теперь повтори.

3. Закончи рассказ (сказку).

Как развивать речь ребенка, и какие упражнения можно использовать в работе с ним, Вы найдете в следующей лите­ратуре:

1. Развиваем речь. - М.: Розовый слон, 2001 г.

2. Готовимся к чтению - М.: Розовый слон, 2001 г.

3. Учимся читагь. - М.: Розовый слон, 2001 г.

4. Играем в слова. /Сост. Гаврипа С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 1997г.

5. На дворе трава (развитие речи). /Сост. Гаврина С.Е. и др. -Ярославль: Академия развития, 1997 г.

6. Считалки (развитие речи) /Сост. Гаврина С.Е. и др. - Яро­славль: Академия развития, 1997г.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: