1. Закончи рассказ.
2. Подумай, на что похожи эти линии. Дорисуй их.
Подобные и многие другие упражнения на развитие процесса воображения Вы найдете в следующей литературе
1. Боровик О.В. Развитие воображения -М.: 2000 г.
2. Гаврина С.Е. Учимся фантазировать. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.
3. Город невидимок (развитие воображения)/Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль; Академия развития, 1997 г.
4. Субботина Л.Ю.. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.
5. Развиваем воображение. - М.: Розовый слон, 2001 г.
Развитие МЫШЛЕНИЯ
МЫШЛЕНИЕ - это одна из высших форм деятельности человека.
Мышление выходит за пределы чувственно познания, продолжает, расширяет и обобщает ощущения, восприятия, представления. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью.
Мышление - наиболее высокая ступень познания. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Анализ и синтез - основные мыслительные операции, без которых невозможна никакая умственная деятельность. В се обучение грамоте, счету идет с помощью аналитико-синтетического метода. Во всех видах учебной деятельности имеет место разделение целого на части, вычисление части из целого и соединение частей в целое.
Все эти операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты:
- анализ предметов они проводят бессистемно, пропускает ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части;
- затруднения в установлении связи между частями предмета;
- при анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки;
- затруднен синтез предметов; выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом;
- не умея, выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся.
Большое место должно быть уделено обучению операции сравнения, с помощью которой устанавливаются сходства и различия предметов и явлений окружающего мира.
Обучая умению сравнивать предметы, мы учим выделять основные свойства, признаки предметов (величина, цвет и т.д.). Затем учим сравнивать один предмет с другим, непохожим, а после этого - с похожими объектами. Детей необходимо учить выделять в предметах и явлениях главные существенные признаки, устанавливать причинно-следственные зависимости. Необходим постепенный переход от практической деятельности с предметами и наглядных опор к становлению внутреннего плана действия.
Примерные упражнения на развитие мышления:
1. Чем похожи или чем отличаются животные или предметы в каждой паре?
2. Найди как можно больше сходства или отличий.
3. Назови все предметы, нарисованные на картинке. Как их можно назвать одним словом?
4. Зачеркни (убери) лишний предмет и объясни, почему он не подходит к остальным.
Другие упражнения по развитию мышления Вы найдетев следующей литературе:
1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. -М.: Новая школа, 2000 г.
2. Учимся думать./Сост. Гаврина С.Е. -Ярославль: Академия развития, 2000 г.
3. Я готовлюсь к школе./Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 2000 г.
4. Догадки (развитие мышления)/Сост. Гаврина С.Е. и др, -Ярославль: Академия развития, 1997 г.
5. Колпак мудреца (развитие мышления)/Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.
6. Логическое мышлсние./Сост. Дорофеева А. - М.: 1997 г. (Серия подготовим ребенка к школе).
7. Развиваем мышление. - М.: Розовый слон, 2001 г.
Развитие РЕЧИ
РЕЧЬ - орудие мышления и средство общения.
У умственно отсталого ребенка, как слуховое различие, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь его скудна и неправильна. Ребенок долго не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Кроме того, оно затрудняет звуковой анализ слова. Грамматический строй речи умственно отсталых детей несовершенен. Их фразы односложны. Они затрудняются в подборе слов для выражения мысли.
Только систематическая работа педагогов и родителей помогает скорригировать недостатки речевого развития умственно отсталого ребенка. Упражнения, используемые для развития связной речи:
1. Расскажи, что ты видишь на картинке.
2. Послушай сказку. А теперь повтори.
3. Закончи рассказ (сказку).
Как развивать речь ребенка, и какие упражнения можно использовать в работе с ним, Вы найдете в следующей литературе:
1. Развиваем речь. - М.: Розовый слон, 2001 г.
2. Готовимся к чтению - М.: Розовый слон, 2001 г.
3. Учимся читагь. - М.: Розовый слон, 2001 г.
4. Играем в слова. /Сост. Гаврипа С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 1997г.
5. На дворе трава (развитие речи). /Сост. Гаврина С.Е. и др. -Ярославль: Академия развития, 1997 г.
6. Считалки (развитие речи) /Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 1997г.