Дифференциация Н – П. Буква «п».
Конспект группового занятия.
Цель:
— развивать фонетический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
— вырабатывать четкую дифференциацию [п] и [я], в слогах и словах;
— активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
— развивать зрительное внимание и память.
Дидактические средства:
— демонстрационные предметные картинки;
— фишки зеленого и синего цвета и «беговые дорожки» для игр «Кто первый?» (раздаточный материал);
— конверты с элементами письменных букв;
— кодопозитивы для демонстрации через графопроектор;
— демонстрационные карточки для игры в домино;
— карточки с записью слов полубуковками:
— демонстрационная таблица с буквами Пп, Пп.
— шуточный рисунок буквы П.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сядет тот, кто отгадает загадки или ответит на вопрос:
— Нахлобучил старичок ярко-красный колпачок.
Колпачок красив на вид, только горечью набит. (Перец.)
— Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух.)
— Ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб. (Пила.)
— Какое слово получится, если заменить первый звук в слове «мальчик» на [п]? (Пальчик.)
— Назовите слово, которое получится, если в слове «шпионы» отбросить первый звук. (Пионы.)
2. Сообщение темы занятия.
— Вспомните слова-отгадки и выделите голосом первые звуки в них.
(Выставляются на наборное полотно предметные картинки: перец, подсолнух, пила, пальчик, пионы.)
— Одинаковы ли первые звуки в этих словах?
— Чем они отличаются? (Твердостью, мягкостью.)
— Что общего у [ п ] и [ п ']? (Оба звука — взрывные, глухие, губные.)
— Кто догадался, что будем изучать на занятии?
Правильно. Будем различать на слух согласные [ п ] и [ п '] и обозначать твердость и мягкость соответствующими буквами гласных звуков.
Вывешивается таблица с печатными и письменными буквами:
Как называется буква звуков [ п ] и [ п ']? (пэ)
Конструирование букв.
— Соберите из элементов строчную и прописную букву «я». Она сегодня будет «дежурной». (Каждый ученик получает конверт с набором элементов букв:
А на что похожа печатная буква «П»? (На перекладину, турник). «Букву «П» в спортивном зале перекладиной назвали». (Вывешивается картинка с текстом стихотворения А. Шибаева.)
Изучение нового материала.
На доску проекцируется изображение гласных:
Инструкция:
— Какие гласные являются показателем твердости, мягкости согласных?
— Выходите к доске и записывайте по порядку букву «л», где она стоит в слоге-слиянии, который я назову.
На доске появляется слоговая таблица:
п а п о п у (э) п ы
п я п ё п ю п е п и
Какие гласные приказали согласным: «Звучи твердо, звучи мягко, ласково?»
— Подчеркни твердую согласную одной чертой, а мягкую — двумя.
— Прочитай слоги только с твердой согласной, с мягкой, парами: с твердой и соответствующей ей мягкой согласной.
Игра «Кто первый?»
Каждому учащемуся раздается игровое поле из двух дорожек синего и зеленого цвета и двух фишек таких же цветов.
— Как вы думаете, по какой беговой дорожке будет бежать «спортсмен» (фишка), если я назову мягкий согласный (п!), а твердый (п)?
— Правильно, я буду называть слоги с «дежурными звуками», а вы делайте ходы: па, пе, пу, по, пю, пи, пя, пе, спи, спы...
— Подведите итоги: какой «спортсмен» победил и с каким счетом?
— А теперь по звуковым дорожкам побегут «спортсмены»-слова: пил, пыл, петь, пить, перо, пир, пень, опята, пестрый, пуля,...
(Подводится итог.)
6. Физкультурная минутка со скороговорками:
— П етр п ень п илил п илой.
— Рас п илил весь п ень п илой.
(Дети имитируют работу пилой.)
- Какие слова со звуком [п'] ты запомнил?
— В этой скороговорке есть звук [ п ]?
От топота копыт
Пыль до полю летит. (Прыжки на месте.)
А в этой скороговорке слышался какой звук?
7. Игра в домино.
Раздаются карточки, на которых предметная картинка с буквой «п» в позиции твердого и мягкого звука. На карточках слоги с буквой «п» и картинки:
Вопросы:
— Назовите слова, которые требуют проверки. Запись слов на доске и в тетрадях:
письмо — письма (Назови орфограммы) печенье — печь, печка пароход, подснежник.
— Словарные слова: капуста, перчатки, апельсин, альпинист.
Образование слов.
На доску проецируется запись глаголов прошедшего времени и приставок:
по- -бежал
при- -вязал
пере- -лежал
про-
9. Эстафета:
— Образуй слово и передай мягкую игрушку. Будь вниматель-
ным!
(Прилежал, провязал — таких слов нет.) Разъяснить лексический смысл образованных слов. — Составь с образованными словами словосочетания и предложения. (Выборочная запись в тетрадях и на доске.)
10. На доске — демонстрационная таблица с трансформацией слов для чтения:
— Назовите слова с мягким согласным «дежурным звуком», с твердым. (Уточнение лексического смысла слов: пика, пимы, пумы. Предъявление предметных картинок на наборном полотне.)
Запись предложения из слов-анаграмм.
Слоги «перепутали» свои места в словах. канПол жалбепо к тупеху. (Полкан побежал к петуху.)