Запись предложения из слов-анаграмм.




Дифференциация Н – П. Буква «п».

Конспект группового занятия.

Цель:

— развивать фонетический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

— вырабатывать четкую дифференциацию [п] и [я], в слогах и словах;

— активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;

— развивать зрительное внимание и память.

Дидактические средства:

— демонстрационные предметные картинки;

— фишки зеленого и синего цвета и «беговые дорожки» для игр «Кто первый?» (раздаточный материал);

— конверты с элементами письменных букв;

— кодопозитивы для демонстрации через графопроектор;

— демонстрационные карточки для игры в домино;

— карточки с записью слов полубуковками:

 

 

— демонстрационная таблица с буквами Пп, Пп.

— шуточный рисунок буквы П.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сядет тот, кто отгадает загадки или ответит на вопрос:

— Нахлобучил старичок ярко-красный колпачок.

Колпачок красив на вид, только горечью набит. (Перец.)

— Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух.)

— Ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб. (Пила.)

— Какое слово получится, если заменить первый звук в слове «мальчик» на [п]? (Пальчик.)

— Назовите слово, которое получится, если в слове «шпионы» отбросить первый звук. (Пионы.)

2. Сообщение темы занятия.

— Вспомните слова-отгадки и выделите голосом первые звуки в них.

(Выставляются на наборное полотно предметные картинки: пе­рец, подсолнух, пила, пальчик, пионы.)

— Одинаковы ли первые звуки в этих словах?

— Чем они отличаются? (Твердостью, мягкостью.)

— Что общего у [ п ] и [ п ']? (Оба звука — взрывные, глухие, губные.)

— Кто догадался, что будем изучать на занятии?

Правильно. Будем различать на слух согласные [ п ] и [ п '] и обо­значать твердость и мягкость соответствующими буквами гласных звуков.

Вывешивается таблица с печатными и письменными буквами:

Как называется буква звуков [ п ] и [ п ']? (пэ)

Конструирование букв.

— Соберите из элементов строчную и прописную букву «я». Она сегодня будет «дежурной». (Каждый ученик получает конверт с набором элементов букв:

А на что похожа печатная буква «П»? (На перекладину, турник). «Букву «П» в спортивном зале перекладиной назвали». (Выве­шивается картинка с текстом стихотворения А. Шибаева.)

Изучение нового материала.

На доску проекцируется изображение гласных:

Инструкция:

— Какие гласные являются показателем твердости, мягкости согласных?

— Выходите к доске и записывайте по порядку букву «л», где она стоит в слоге-слиянии, который я назову.

На доске появляется слоговая таблица:

п а п о п у (э) п ы

п я п ё п ю п е п и

Какие гласные приказали согласным: «Звучи твердо, звучи мягко, ласково?»

— Подчеркни твердую согласную одной чертой, а мягкую — двумя.

— Прочитай слоги только с твердой согласной, с мягкой, парами: с твердой и соответствующей ей мягкой согласной.

Игра «Кто первый?»

Каждому учащемуся раздается игровое поле из двух дорожек синего и зеленого цвета и двух фишек таких же цветов.

— Как вы думаете, по какой беговой дорожке будет бежать «спортсмен» (фишка), если я назову мягкий согласный (п!), а твердый (п)?

— Правильно, я буду называть слоги с «дежурными звуками», а вы делайте ходы: па, пе, пу, по, пю, пи, пя, пе, спи, спы...

— Подведите итоги: какой «спортсмен» победил и с каким счетом?

— А теперь по звуковым дорожкам побегут «спортсмены»-слова: пил, пыл, петь, пить, перо, пир, пень, опята, пестрый, пуля,...

(Подводится итог.)

6. Физкультурная минутка со скороговорками:

П етр п ень п илил п илой.

— Рас п илил весь п ень п илой.

(Дети имитируют работу пилой.)

- Какие слова со звуком [п'] ты запомнил?

— В этой скороговорке есть звук [ п ]?

От топота копыт

Пыль до полю летит. (Прыжки на месте.)

А в этой скороговорке слышался какой звук?

7. Игра в домино.

Раздаются карточки, на которых предметная картинка с буквой «п» в позиции твердого и мягкого звука. На карточках слоги с бук­вой «п» и картинки:

 

Вопросы:

Назовите слова, которые требуют проверки. Запись слов на доске и в тетрадях:

письмо — письма (Назови орфограммы) печенье — печь, печка пароход, подснежник.

Словарные слова: капуста, перчатки, апельсин, альпинист.

Образование слов.

На доску проецируется запись глаголов прошедшего времени и приставок:

по- -бежал

при- -вязал

пере- -лежал
про-

9. Эстафета:

— Образуй слово и передай мягкую игрушку. Будь вниматель-

ным!

(Прилежал, провязал — таких слов нет.) Разъяснить лексический смысл образованных слов. — Составь с образованными словами словосочетания и пред­ложения. (Выборочная запись в тетрадях и на доске.)

 

 

10. На доске — демонстрационная таблица с трансформацией слов для чтения:

— Назовите слова с мягким согласным «дежурным звуком», с твердым. (Уточнение лексического смысла слов: пика, пимы, пумы. Предъявление предметных картинок на наборном по­лотне.)

Запись предложения из слов-анаграмм.

Слоги «перепутали» свои места в словах. канПол жалбепо к тупеху. (Полкан побежал к петуху.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: