Методика как наука. Русский язык как учебный предмет. Принципы методики. Методы педагогических исследований.
МПРЯ – наука, которая изучает цели, содержание, принципы, средства и методы обучения русскому языку. МПРЯ представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков).
Объектом изучения методики является естественный язык.
Предметом методики является процесс обучения. Поскольку предмет методики совпадает с предметом других педагогических дисциплин, методику обычно относят к разряду педагогических наук.
Задачи методики преподавания русского языка состоят в определении целей, содержания и методов процесса обучения русскому языку как учебному предмету.
Цели обучения — это определение воспитательной, познавательной и практической цели учебного предмета, то есть его места в системе образования (на сегодняшний день с учетом разных типов учебных заведений).
В понятие содержания обучения входят:
-выбор определенной научной концепции;
-отбор необходимого и достаточного понятийного и терминологи- ческого аппарата;
-определение тех знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся при изучении учебного предмета.
Методы обучения включают помимо собственно методов обучения разработку и изучение организационных форм и средств обучения.
Таким образом, методика призвана ответить на вопросы, зачем, чему и как учить. При ответе на последний вопрос встает дополнительно проблема того, как контролировать результаты обучения.
У методики, как и у любой дисциплины, есть определенные методы исследования, то есть способы выявления актуальных вопросов методики, поиски средств их решения и проверка эффективности. Выделяют следующие методы:
1.Метод наблюдения — целенаправленное наблюдение за работой учащихся на уроках и анализ домашней работы учеников, выявление тенденций в усвоении знаний и приобретении умений и навыков при из учении различного материала.
2.Эксперимент:
1.поисковый (ориентирующий) эксперимент — выявление проблем- ных зон в процессе обучения определенному предмету, разделу, теме;
1.констатирующий эксперимент — экспериментальный срез, про- водящийся для подтверждения определенной гипотезы посредством тестирования и анкетирования;
3.обучающий эксперимент - процесс обучения определенной группы учащихся по какой-либо новой методике, программе, учебному пособию и т, д.;
4.корректирующий эксперимент — устранение недостатков, выяв- ленных в процессе обучающего эксперимента;
5.контрольный эксперимент — констатация результатов обучения посредством вторичного тестирования и анкетирования (часто с исполь- зованием тех же вопросов) для выявления эффективности обучающего эксперимента.
Принципы методики
Пр и н ц и п ы — основные исходные положения, определяющие цель, содержание, методы, средства и организационные формы обучения. Различаются о б щ е д и д а к т и ч е с к и е принципы, рассматриваемые как исходные положения любой частной методики, и ч а с т н о м е т о д и ч е с к и е принципы, на основе которых строится обучение русскому языку.
К общедидактическим относятся принципы научности, систематичности и последовательности в обучении, преемственности, перспективности, доступности, сознательности, активности, наглядности, связи теории с практикой, прочности, индивидуального подхода к учащимся.
Все перечисленные принципы, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, реализуются применительно к методике русского языка и раскрываются на материале школьного курса.
Н а у ч н о с т ь предполагает достоверность излагаемых фактов, верное толкование сущности языковых явлений в соответствии с логикой и понятиями лингвистической науки. Принцип научности диктует необходимость строгого отбора научных сведений для изучения в школе. В школьный курс русского языка включаются только проверенные, общепризнанные с точки зрения современной лингвистической науки сведения, имеющие практическую значимость для обучения русскому языку положения.
В соответствии с п р и н ц и п а м и с и с т е м а т и ч н о с т и и п о с л е д о в а т е л ь н о с т и все языковые явления в школьной практике рассматриваются в целостной системе, в их семантическом, грамматическом и функциональном (коммуникативном) аспектах. Опора на принцип систематичности и последовательности способствует осознанному усвоению языковых единиц в единстве по определенной системе.
 решении теоретических и практических вопросов методики большую роль играет принцип п р е е м с т в е н н о с т и, который заключается в систематичности изучаемого материала и последовательности его расположения. Основой принципа преемственности является опора на изученный материал. Особенно важно соблюдать преемственность между начальной школой и средним звеном, между средними и старшими классами. Начальная школа — важный этап развития мышления и речи школьников. В этот момент идет активное расширение словарного запаса учащихся, обогащение грамматического строя их речи, проводится работа по развитию связной речи.
Преемственность учитывается и при изучении отдельных тем и разделов русского языка. Например, при изучении систематического курса синтаксиса ученики опираются на знания о словосо- четании, простом и сложном предложении, полученные в V классе при изучении пропедевтического курса.
Принцип преемственности неразрывно связан с п р и н ц и п о м п е р с п е к т и в н о с т и, предполагающим установление связей с материалом, который будет изучаться позже. Перспективность нацеливает учителя на то, чтобы он не только видел цель одного, конкретного урока по теме, но и предвидел, какие сведения будут необходимы школьникам при изучении следующих тем.
Д о с т у п н о с т ь обучения предполагает отбор языкового материала (понятий, терминов и т.д.) с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их развития. Учителю следует помнить, что труднодоступный материал не воспринимается детьми, поэтому некоторые теоретические понятия вводятся в программу не сразу, а постепенно — по классам.
П р и н ц и п с о з н а т е л ь н о с т и основан на единстве деятельности учителя (преподавания) и деятельности школьников (уче- ния) и предполагает осознанное усвоение языкового материала. Учителю следует стремиться к тому, чтобы учащиеся не заучивали механически то или иное правило, а осмысливали его в процессе учебной деятельности, при выполнении вариативных заданий, упражнений, в ходе наблюдения над языковым материалом, конструированием и др. Таким образом, сознательность обучения неразрывно связана с активностью школьников в познавательной деятельности.
А к т и в н о с т ь рассматривается как учебная деятельность, при которой школьники участвуют в «добывании» знаний путем наблюдения над языковыми фактами, анализа языковых явлений, выполнения исследовательских, проблемных заданий и др. Степень познавательной активности учащихся зависит от разнообразия методов, приемов и форм работы учителя, который должен заботиться о заинтересованности школьников учебным предметом, о прочности усвоения учебного материала.
Одним из важнейших дидактических принципов является п р и н ц и п н а г л я д н о с т и. Еще Я.Коменский сформулировал это «золотое правило» дидактики. Согласно принципу наглядности эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала. Использование наглядности позволяет установить связи между конкретным и абстрактным в языке, более осознанно и глубоко познать языковые явления.
Наглядные средства различаются по характеру материала (схемы, конкретные языковые единицы и их модели, словесные и изобразительные), по восприятию (слуховые, зрительные, зритель- но-слуховые),по способу подачи материала (с использованием технических средств обучения и без них.
П р и н ц и п п р о ч н о с т и усвоения учебного материала определяет способность школьников свободно воспроизводить ранее изученный материал и использовать его при выполнении практи- ческих заданий.
У ч е т и н д и в и д у а л ь н о г о п о д х о д а к у ч а щ и м с я — это дидактический принцип, который предполагает знание учителем психологии школьного возраста, уровня развития, способностей каждого ученика. Учет индивидуальных особенностей школьников предполагает дифференциацию заданий по степени трудности с использованием дополнительных видов работы для более способных учащихся. Зная индивидуальные особенности каждого ученика и наблюдая за его работой, учитель может корректировать свою деятельность: подробнее останавливаться на наиболее сложных вопросах усвоения материала, изменять темп урока, использовать разнообразные формы работы, вводить упражнения на развитие устной и письменной речи и под.
Кроме общедидактических принципов методика обучения русскому языку опирается на частнометодические принципы, вытекающие из особенностей учебного предмета. Вопрос о собственно методических принципах в науке не имеет однозначного решения.
Вот наиболее общие принципы методики русского языка.
П р и н ц и п в з а и м о с в я з а н н о с т и р а з л и ч н ы х р а з д е л о в курса русского языка — грамматики и лексики, морфологии и синтаксиса, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации и т.д. — занимает одно из центральных мест в методике. Основой этого принципа является всестороннее рассмотрение факта или явления языка. Обучение русскому языку будет эффективным, если учитывается специфика каждого из разделов курса, различ- ные стороны одного и того же языкового явления или факта. Так, например, в процессе изучения морфологии рассматриваются вопросы орфографии, связанные с правописанием знаменательных и служебных частей речи. Пунктуационные навыки школьников формируются в процессе изучения синтаксических тем и частично при изучении морфологии (причастный, деепричастный обороты).
Принцип взаимосвязанности отдельных разделов языка наиболее ярко проявляется в процессе изучения морфологии на синтаксической основе. Идею взаимосвязанного изучения единиц морфологии и синтаксиса высказывал еще A.M.Пешковский. Указывая, что предложение является основной единицей школьного курса русского языка, Пешковский обращал внимание на органическое взаимосвязанное изучение морфологических и синтаксических единиц, на осуществление «необходимой связи правописания с грамматикой, пунктуации с синтаксисом»1.
Основой изучения морфологии на синтаксической основе является работа со специально подобранным синтаксически и стилистически организованным дидактическим материалом с опорой на чувство родного языка, т.е. с текстом2. Школьники не только наблюдают за изучаемыми морфологическими категориями, но и включают их в свою речь в ходе выполнения практических заданий: моделирования и конструирования предложений.
В настоящее время обучение русскому языку приобретает более четкую коммуникативную направленность. Это обусловлено подготовкой школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной формах. В соответствии с этим положением одним из ведущих принципов развития речи следует счи- тать к о м м у н и к а т и в н ы й принцип, который лежит в основе обучения родному языку на функциональной основе.
Коммуникативный принцип связан прежде всего с изучением языка как средства общения. В соответствии с этим основной дидактической единицей обучения становится текст как продукт речевой деятельности человека. В настоящее время проблема текста, его восприятия и порождения, приобрела особую значимость
в связи с ориентацией обучения русскому языку на конечную цель — формирование коммуникативной компетенции и развитие личности в целом.
К о н т е к с т н ы й принцип — очень важный принцип методики речевого развития, так как он предполагает анализ номинативных единиц языка (слова, словосочетания) в их синтаксических связях в связной речи (тексте), с учетом стилистических возможностей, выразительности, текстообразующей функции.
Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАБОТЫПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Познавательные цели
- формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);
- вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
- эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
Практические цели
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- вооружение учащихся нормами литературного языка;
- развитие умения связно излагать свои мысли.
ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- воспитание учащихся;
- развитие логического мышления;
- обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
Цель курса русского языка в школе - изучение русского языка и обучение связной речи. Основные задачи: изучение основ науки о языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных навыков
ПРИНЦИПЫОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- функционально-стилистические
- взаимосвязь изучения разделов языка с развитием речи
- структурно семантический, а лучше семантико-структурный (единство формы и содержания при изучении грамматики)
- практическая направленность
- системный
Структура курса русского (родного) языка
Структура школьного курса русского языка определяется:
- целями, задачами и содержанием школьного курса русского языка;
- возрастными особенностями учащихся, связанными с этапами формирования логического мышления, и ведущими типами деятельности, характерными для учащихся разных возрастных групп (учебная деятельность – для младших школьников, общественно-значимая деятельность – для подросткового возраста, учебно-профессиональная деятельность – для учащихся старших классов), а также с этапами речевого развития ребенка;
- преемственностью между этапами обучения, основывающейся на определенном круге умений и навыков, которые соотносятся с умениями и навыками, сформированными на предыдущем этапе обучения;
- необходимостью перераспределения учебного материала между основной и старшей школой с целью повышения качества обучения русскому языку на основе увеличения сроков его изучения и переноса наиболее сложных и обобщающих тем в старшие профильные классы.
- На I ступени (начальное общее образование, 1 - 4 классы) предполагается:
- формирование представления о родном языке как средстве выражения и постижения национальной культуры русского народа;
- формирование первоначальных сведений о русском языке как системе;
- формирование навыков, связанных с основными видами речевой деятельности (чтением, говорением, слушанием и письмом).
II ступень (основная школа 5-10 классы) содержит:
- углубление представлений о национальной самобытности, своеобразии русского языка, его национально-культурной ценности, особенностях исторического развития, формах существования и функциях, о литературном языке и его стилях;
- расширение сведений о богатейших ресурсах русского языка, в том числе и его изобразительно-выразительных средствах;
- формирование лингвистической компетенции;
- совершенствование языковой компетенции и речевой деятельности на основе научных знаний о системных отношениях языковых явлений различных уровней и их семантико-функциональных особенностей.
В содержание обучения русскому языку на III ступени (среднее (полное) общее образование, 11-12 классы) для общекультурного уровня в качестве основных компонентов должны входить:
- формирование способности анализировать и оценивать с прагматической и эстетической точек зрения различные языковые явления в текстах разных функциональных стилей литературного языка;
- развитие способности речевого самосовершенствования и на этой основе дальнейшее совершенствование системы знаний, умений и навыков в области русского языка, а также основных общеучебных умений;
- обобщенное изложение важнейших тем основного курса с упором на совершенствование коммуникативной компетенции учащихся (включая правописание);
- расширение лингвистических сведений (особенно в области терминологии и профессиональной речи);
- национально ориентированное и объективное ознакомление с современной языковой ситуацией в РФ и мире и статусом и функциями русского языка в его связях и отношениях с другими языками.
В содержании обучения в школах социально-гуманитарного профиля расширяются и углубляются основные компоненты общекультурного уровня, а узкая специализация осуществляется за счет курсов по выбору в их содержательной согласованности и преемственности.