Государственное управление охраной труда




Государственное управление охраной труда осуществля­ется соответствующими органами государственного управ­ления в пределах их полномочий.

Основная структура государственной системы управления охраной труда зафиксирована ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что «государственное управление охра­ной труда осуществляется Правительством Российской Федера­ции непосредственно или по его поручению федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Фе­деральные органы исполнительной власти, которым предостав­лено право осуществлять отдельные функции по нормативно-пра­вовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согла­совывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по нор­мативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на террито­риях субъектов Российской Федерации осуществляется фе­деральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной тру­да могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральны­ми законами и законами субъектов Российской Федерации».

Статья 6 Трудового кодекса Российской Федерации разграничивает полномо­чия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосред­ственно связанных с ними отношений, в том числе, следова­тельно, и в сфере охраны труда.

«К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для приме­нения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

· основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

· основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нор­мативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

· обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

· порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

· основы социального партнерства, порядок ведения кол­лективных переговоров, заключения и изменения коллек­тивных договоров и соглашений;

· порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

· принципы и порядок осуществления государственного над­зора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществ­ляющих указанный надзор и контроль;

· порядок расследования несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний;

· систему и порядок проведения специальной оценки рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требовани­ям охраны труда;

· порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением, им трудовых обязанностей;

· виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

· систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

· особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные право­вые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государствен­ной власти».

Законы или иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации не должны вступать в противоречие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Государственное управление охраной труда на террито­риях субъектов Российской Федерации осуществляется фе­деральными органами исполнительной власти и органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Заметим, что государственное управление органически включает в себя правоустанавливающее нормотворчество и организацию соответствующей правоприменительной практики. Всеобщность охраны труда как части трудовых и связанных с ними отношений, затрагивающих интересы миллионов работников и работодателей, объективно не по­зволяет принимать на региональном уровне управления нормативные правовые акты в сфере охраны труда, сущест­венно (по существу принципиальных моментов) отличаю­щиеся от федеральных. Да и Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 6 фактически это запрещает. По сути дела, не нарушая тру­довых прав работников на безопасные и здоровые условия труда, на региональном уровне можно только ужесточить требования к этим условиям, в большем объеме обеспе­чить реализацию трудовых прав, т.е. улучшить положение работников, а необходимые для этого затраты изыскивать в региональном бюджете. В силу этого, в отличие от фе­дерального уровня управления, где доминирует право­устанавливающее нормотворчество, на региональном уровне государственного управления объективно долж­на доминировать организация правоприменительной практики (в соответствии с федеральными нормами), предусматривающая и необходимое для этого нормотворчество.

Поэтому важнейшими задачами и функциональными обя­занностями регионального уровня управления охраной труда являются:

1) организация правоприменительной практики и адаптация правовой базы государственного управления охраной труда применительно к специфике региона;

2) координация деятельности органов государственного надзора и контроля, регио­нальных административных структур в сфере управления охраной труда и безопасностью производственной деятель­ности, социальных партнеров;

3) организация научно-внедренческой и образовательно-ин­формационной инфраструктуры корпоративного управле­ния охраной труда (создание и регулирование рынка услуг по охране труда);

4) оперативное (административное) управление всей этой дея­тельностью на территории региона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: