Показатели личностной сферы по методикам




«Рисунок человека» и КРС.

Показатели общения.

Руки – ведущий показатель сферы общения. Редуцированные кисти рук или отсутствие кистей свидетельствует о сниженной практике общения. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Она может быть высокой, но подавленной. В КРС рисование семьи с соединенными руками является индикатором психологического благополучия. Ребенок нарисовал руки у всех членов семьи, но «забыл» нарисовать их себе (или нарисовал непропорционально маленькими) – это может быть связанно с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.

Голова. Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Уши обозначают открытость восприятия или настороженность к окружающему миру. Открытый рот признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера. Рисование зубов и выделение рта часты у детей, склонных к вербальной агрессии. В КРС если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Поза – интровертная или экстравертная говорит о широте круга общения. Интровертная поза при хорошо прорисованных кистях рук может интерпретироваться как высокая избирательность в общении. Сочетание интровертной позы с отсутствием кистей рук дает основание предполагать аутизацию как снижение потребности в общении, влекущее бедность эмоциональных контактов. Экстравертная поза при отсутствии кистей рук интерпретируется как предельно широкое, но крайне формальное, поверхностное общение.

Резкая преувеличенность кистей при экстравертной позе – это, как правило, показательно очень напряженной, но неудовлетворенной потребности в общении.

Грубые искажения пропорций фигуры человека (резкая вытянутость, сплющенность, подчеркнутая геометричность, роботообразность) отчасти связаны со сферой общения и обычно указывают на шизоидный вариант развития ребенка. Некоторые авторы полагают, что эти признаки в рисунке человека отражают отклонения в схеме собственного тела.

Показатели тревожности.

Тревожность хорошо прочитывается в рисунке человека. На нее указывают подчеркнуто прорисованные, преувеличенные глаза (особенно зачерненные). Тенденция к штриховке (особенно – к размашистой) здесь, как и в КРС, также свидетельствует о тревожности. Самоисправления (особенно частые, бессмысленные: когда они не ведут к улучшению результата) – показатель тревоги не только в рисуночных пробах, но и практически во всех поведенческих проявлениях. «Тревожная линия» - длинная линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок как бы боится ее провести всю сразу. К показателям тревоги относиться линия с сильным нажимом и преувеличенное внимание к деталям.

Показатели демонстративности.

Наличие украшений, необязательных деталей (сорочки, цветочки на платье, перья на шляпке, цепочки, бантики и пр.) При выраженной демонстративности дети изображают «демонстративных персонажей» (клоунов, принцесс, бандитов, фей).

Дополнительные показатели по изображению человека.

Девочки больше чем мальчики уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки. Пухлые губы у девочки, также, - признак половой идентификации. Если мальчик хорошо прорисовывает лицо, то это может указывать на озабоченность своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

Длинная шея может означать любопытство.

При высокой технике рисования (и только в этом случае) высокодиагностично отсутствие или редуцированность в рисунке человека каких-либо первостепенных деталей. Так, например, отсутствие или чрезвычайно примитивное изображение ног может указывать на низкую бытовую, житейскую ориентацию ребенка, на возможность ухода от реальной деятельности в сферу воображения.

Дополнительными диагностическими показателями могут служить размеры фигуры и ее расположение на листе. Так, очень маленькая фигурка (особенно – загнанная в угол) рассматривается как признак снижения настроения, депрессивных тенденций. Иногда маленькую фигурку рисует ребенок с конфликтной самооценкой, надеясь, что на мельком изображении несовершенства техники рисунка не так заметны. Резкое увеличение фигуры может говорить о тревоге, если оно сочетается с другими показателями тревоги.

Дополнительные показатели по изображению семьи.

Показатели благоприятной семейной ситуации: изображение всех членов семьи, преобладание в рисунке людей (по сравнению с предметами), отсутствие изолированных членов семьи, общая деятельность членов семьи или их повернутость друг к другу.

Уменьшение или увеличение состава семьи является признаком нарушения межличностных отношений. Отсутствие какого-либо члена семьи говорит о конфликтных отношениях ребенка с ним, негативных эмоциях по отношению к нему. Часто в рисунке отсутствуют братья и сестры, что связанно с конкуренцией с ними. К показателям конфликтности в семье относятся барьеры между фигурами, например, разделенность фигур «деревьями в лесу», несоответствие словесного описания и рисунка.

Враждебность в семейной ситуации показывает агрессивная позиция какой-нибудь фигуры, зачеркнутые фигуры или обратные профили, деформированная фигура. На агрессивность указывают также поднятые вверх или раздвинутые руки с длинными пальцами у какой-либо фигуры.

Случай, когда ребенок не рисует себя (или рисует себя непропорционально маленьким, или в изоляции от других, или неподвижным по сравнению с другими фигурами, или стоящим спиной), особенно в сочетании с расположением фигур на нижней части листа, общим уменьшением размера фигур, слабой, прерывистой линией, - указывает на неприятие ребенка в семье, чувство неполноценности в семейной ситуации, отверженность. Это же следует предположить в случае, когда ребенок вместо семьи рисует только себя.

При анализе особенностей рисования фигур следует сравнивать их между собой по величине, презентации отдельных деталей, особенностей изображения отдельных частей тела. Все эти признаки интерпретируются также как в рисунке человека. Выражение лиц нарисованных членов семьи может быть выражением чувств ребенка к ним или представлений ребенка об отношении к нему.

Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим количеством деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов.

Большая схематичность, неоконеченность рисунка, пропуск существенных деталей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к человеку также на агрессивные побуждения к нему.

Если ребенок нарисовал себя самым большим или равным по величине с родителями, то это связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь. Большие, через весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к лидерству дети.

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на последовательность изображения членов семьи, возвращение к уже нарисованным фигурам, деталям, последовательность изображения отдельных частей фигур, стирания, спонтанные высказывания.

Как правило, первым ребенок изображает наиболее значимого, эмоционально близкого человека. Чаще – это фигура матери или самого ребенка, реже – отца или братьев и сестер. Если ребенок рисует мать последней, то чаще всего это связано с негативным отношение к ней.

Если ребенок начинает рисунок с изображения различных предметов, то это, вероятнее всего, защита от неприятного ему задания.

Возращение к доработке уже нарисованных фигур отражает их значимость для ребенка. Стирание нарисованного может быть обусловлено как позитивным, так и негативным отношением ребенка к тому, что он нарисовал. Определяющим моментом является конечный результат перерисовывания: если оно не привело к значительному улучшению изображения, то это выражает конфликтное отношение ребенка к изображаемому члену семьи. На конфликтность отношений указывают паузы перед рисованием.

Аналогичные детали и цвета в рисовании двух фигур, например, матери и дочки, можно объяснить, как стремление дочки быть похожей на мать, идентификацию с ней, хорошие эмоциональные контакты.

Если ребенок раскрашивает рисунок, то следует обратить внимание на такие цвета: черный, который символизирует агрессию, неуравновешенность; красный – активность, общительность, склонность к лидерству; коричневый - нездоровье. Насыщенность темных тонов – это показатели напряженного эмоционального состояния ребенка, усталости. Дополнительную информацию о цветовой интерпретации можно получить в цветовом тесте Люшера.

Опросник для диагностики наличия страхов.

Материалы: текст опросника.

Инструкция: « Скажи, пожалуйста, чего ты боишься или не боишься:

1. Когда остаешься один?

2. Заболеть?

3. Умереть?

4. Каких-то детей?

5. Кого-то из воспитателей?

6. Того, что они тебя накажут?

7. Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея-Горыныча?

8. Страшных снов?

9. Темноты?

10. Волка, медведя, собак, пауков, змей?

11. Машин, поездов, самолетов?

12. Бури, грозы, урагана, наводнения?

13. Когда очень высоко?

14. В маленькой тесной комнате, в туалете?

15. Воды?

16. Огня, пожара?

17. Войны?

18. Врачей? (кроме зубных)

19. Крови?

20. Уколов?

21. Боли?

22. Неожиданных звуков?

Обработка результатов: ответы фиксируются и положительные, т.е. ответы «да», классифицируются по группам страхов:

¨ «медицинские» страхи;

¨ страх своей смерти;

¨ страх кошмарных снов;

¨ страх темноты;

¨ страх персонажей;

¨ «пространственные» страхи.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ.

ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫПО МЕТОДИКАМ

ЗАДАНИЕ 15.

«РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА» И КРС.

Сразу отметим, что рисуночные пробы не могут служить достаточно надежным основанием для подробной характеристики особенностей умственного развития ребенка, однако позволяют строить предположения об уровне развития его интеллекта.

Надо учитывать то, что различные искажения фигур, не гармоничность размеров могут быть вызваны личностными, а не интеллектуальными особенностями.

Для оценки развития интеллектуальной сферы рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты рисунка.

Использование основных изобразительных средств (пространство листа, цветозаполнение, перспектива, соразмерность).

Показатели хорошего уровня:

· равномерная плотность рисунка (изображение распределено по всему пространству листа; детали такого рисунка, как правило, тематически связаны).

· Адекватность цветового решения: отсутствие не раскрашенных мест (цветовых пустот).

· Наличие в рисунке перспективы: изображения «не прозрачны» – более далекие объекты частично скрыты за более близкими и имеют относительно меньшие размеры;

Детализированность изображения.

Стандартизированная шкала оценки возрастных норм детализированности в изображении человека для детей 6-7 лет разработана в тесте Йирасека.

Высший уровень: синтетическое изображение головы, туловища, конечностей. Шея, соединяющая голову с туловищем, не больше туловища. На голове – волосы (или головной убор), уши, глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пальцами. Ноги снизу загнуты. Приведены детали одежды.

Высокий уровень отличается от высшего либо отсутствием синтетичности изображения, либо отсутствием трех деталей (шея, волосы, один палец, но не части лица).

Средний уровень: в изображении есть голова, туловище, конечности, нарисованные двойной линией. Но могут отсутствовать уши, волосы, одежда, пальцы, ступни.

Низкий уровень: примитивный рисунок с туловищем, конечности рисуются простыми линиями.

Низший уровень: «головоног», не хватает ясного изображения туловища или обеих конечностей.

Пропорциональность объектов.

Соразмерность изображаемых объектов и их частей – важный положительный показатель. Например, на рисунке человека длина рук должна соответствовать размерам тела.

Оригинальность изображения.

Хорошо, если изображение типичных видов рисунков несет отпечаток своеобразия, – например, девочка рисует не «принцессу в длинном платье», а «бегущую девочку со скакалкой». Хотя стандартное изображение не является признаком низкого уровня интеллектуального развития, а отражает стремление ребенка овладеть образцом, приобщиться к ценностям своей группы.

Соответствие рисунка исходному замыслу (заданию).

Для детей младшего дошкольного возраста характерен уход от первоначальной темы рисования, следование в назывании рисунка за получившимся изображением. Показателем психологической готовности к школе является устойчивое следование цели, замыслу рисунка.

ЗАДАНИЕ 16.

МЕТОДИКА «ЗАПОМНИ ЧЕРЕЗ КАРТИНКУ» (СУБТЕСТ ИЗ МЕТОДИКИ А.Н.ЛЕОНТЬЕВА).

Ц уровня опосредованного запоминания.

Время: 10-12 минут.

Материалы: 16 карточек (рис. № 6).

Ход исследования. Проведение исследования предполагает, что экспериментатор при участии ребенка разложит на столе карточки, уточнит, знакомы ли ребенку наиболее трудные из них. Затем дается инструкция: «Сейчас ты опять будешь запоминать слова, но уже немного по-другому (до этого предполагается провести методику «10 слов»). Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из этих карточек, но такую, которая потом поможет вспомнить тебе это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде не нарисованы, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово».

Слова для запоминания: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Первым предъявляется слово «пожар». Если ребенок в течение 15 с. не начинает работу, возможно не понимая инструкцию, она предъявляется повторно, в уточненном варианте: «Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая карточка может тебе напомнить про пожар».

Если в течение 30 с. ребенок не сможет сделать выбора, то ему дается урок на примере слова «пожар». Берется карточка с изображением заводских труб и поясняется: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. Этот дым и напомнить тебе слово «пожар», потому что при пожаре всегда бывает дым».

Затем последовательно предъявляются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор карточки отводиться время до одной минуты. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается, возможна лишь организующая помощь: «Подумай, какая карточка напомнит тебе слово…?» После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи: «Как тебе эта карточка напомнит про слово…?» Обязательно фиксируется время каждого выбора.

При оценке результатов учитываются такие факторы, как понимание ребенком инструкции, способность к нахождению опосредованных символов, содержательность объяснения того или иного выбора, продуктивность опосредования в целях запоминания, необходимость и количество оказанной помощи, способность воспроизвести слова через некоторое время.

Рис. №4.

 

 
 

 


Рис. № 4 (продолжение)

 

 

 


ЗАДАНИЕ 17.

МЕТОДИКА РАЗРЕЗАННЫХ КАРТИНОК.

Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления.

Материалы: 4-5разрезанных картинок.

Ход проведения: ребенку даются части рисунка, которые нужно сложить, чтобы получилось целостное изображение – ослик, или петух, или чайник и т.п.

Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». (Рис. № 5.1 или 5.2).

Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант (см. рис. № 5.3 или 5.4).

 

Рис. № 5.1. Рис. № 5.2.

 
 

 

 


Рис. № 5.3. Рис. № 5.4.

 
 

 


Интерпретация. Уровень наглядно-образного мышления оценивается как «высокий», когда ребенок без помощи взрослого собирает рисунки 7.1, 7.2, а рисунки 7.3 и 7.4 вообще не вызывают трудностей. Уровень оценивается как «низкий» если ребенок не выполняет задания. В промежуточных случаях уровень оценивается как «средний».

ЗАДАНИЕ 18.

МЕТОДИКА «ОБЪЯСНЕНИЕ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК».

Цель: определение уровня развития понятийного или словестно-логического мышления.

Материалы: сюжетная картинка (можно использовать открытку).

Ход проведения. Ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот простой прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь. Можно предложить ребенку придумать название к рисунку.

ЗАДАНИЕ 19.

МЕТОДИКА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ».

Цель: определение уровня развития понятийного или словестно-логического мышления.

Материалы: серия сюжетных картинок (от 3-6), на которых изображены этапы, какого-либо знакомого ребенку действия (рис. № 9).

Ход проведения. Ребенок должен выстроить из сюжетных рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. Например, легкой является следующая последовательность событий: семья обедает, потом моется посуда, в самом конце тарелки вытираются полотенцем. К трудным относятся сюжеты, предполагающие понимание эмоциональных реакций персонажей и их отношения. Например, взаимодействие двух мальчиков, один из которых построил башню из кубиков, а второй ее разрушил; завершается серия картинкой, в которой первый мальчик плачет.

При интерпретации обратить внимание насколько верно ребенок понимает причинно-следственные связи, смысл изображенного, насколько развита его речь. «Высокий» уровень развития понятийного мышления наблюдается при правильном расположении картинок ребенком и правильном описании изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком. «Средний» уровень развития понятийного мышления – ребенок логично выстраивает последовательность событий, но не может ее обосновать. «Низкий» уровень развития понятийного мышления – последовательность картинок случайна.

ЗАДАНИЕ 20.

МЕТОДИКА «СОХРАНЕНИЕ МАССЫ»(НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ Ж.ПИАЖЕ).

Цель: определение уровня развития понятийного или словестно-логического мышления; исследование сохранения массы.

Материалы: два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре.

Ход проведения. Экспериментатор показывает ребенку два пластилиновых шарика и просит его уравнять оба шарика так, чтобы они были одинаковыми. «Вот два шарика. Я бы хотел, чтобы в каждом из них было одинаковое количество пластилина. Если представить себе, что это тесто для пирога, и ты ешь этот шарик теста, а я ем другой шарик, то у нас будет одинаково? Или у тебя больше? Или у меня? Как ты думаешь?»

После этого экспериментатор берет один из шариков и делает из него галету (плоский овал) длиной приблизительно 8 см. «А теперь в шарике и галете одинаково пластилина? Или в шарике больше? Или в галете? (Больше для еды) Почему? Ты можешь мне сказать? Откуда ты знаешь? И.Т.П. В зависимости от ответов ребенка экспериментатор формулирует контраргументы, касающиеся либо начальных количеств (в случае не сохранения), либо воспринимаемых размеров (в случае сохранения). Так, например, он говорит: «Посмотри на галету, она плоская, очень тоненькая. Тебе не кажется, что в шарике можно съесть больше?» Прежде чем снова скатать шарик из галеты, как в начале, у ребенка спрашивают: «Если я из этой галеты сделаю шарик, то у меня будет так же много, как и сейчас?» Экспериментатор делает из галеты шарик и показывает, что вещества осталось столько же.

Третья процедура с пластилином заключается в делении одного из шариков на мелкие кусочки (приблизительно на 8-10 «крошек»), а затем в сравнении, подобно предыдущим случаям, всех полученных крошек с шариком.

Интерпретация.

Ответы, указывающие на преобладание логического мышления:

· «Здесь столько же, потому что ничего отсюда не взяли, ничего не прибавили» (идентичность);

· «И здесь и там одинаково, потому что если снова сделать шарик, то будет, то же самое» (обратимость);

Ответы, указывающие на преобладание наглядно-образного мышления:

· «В шарике больше, потому что колбаска тоньше»;

· «Галета длиннее, но она тонкая, поэтому здесь одинаково»;

· «В галете больше, потому-что она длиннее».

ЗАДАНИЕ 21.

МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ».

Цель: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ход обследования. Ребенку показывают картинку (рис. № 6), во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Расскажи, как на самом деле все должно быть».

Сначала ребенок называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время ограниченно тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов.

10 баллов – такая оценка ставиться ребенку, если за отведенное время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не успел до конца объяснить и сказать, как должно быть.

2-3 балла - ребенок не успел заметить 1-4 из 8 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц.

 
 

Рис. № 6.

Рис. № 9


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

 

ЗАДАНИЕ 23.

ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ.

Материалы: иллюстрации игровых ситуаций, коллективные игры, где ярко выражен лидер и подчиненные; по три картинки для мальчиков и девочек.

Ход обследования: дети должны рассмотреть картинки и выбрать ту роль, которую хотели бы выполнять.

Результаты: если ребенок выбирает позицию лидера в двух случаях, то сформированы мотивы самоутверждения, необходимые для учебной деятельности в школе.

ЗАДАНИЕ 24.

МЕТОДИКА Т.В. ДЕМБО И С.Я. РУБИНШТЕЙНА.

Цель: диагностика уровня и адекватности самооценки.

Материалы: картинка с изображениями лестниц.

Ход обследования: ребенку предлагается четыре изображения лестниц, состоящих из девяти ступенек. Нарисованные лестницы обозначают:

ü Здоровье людей (1-я ступенька – самые больные; 2-я ступенька – очень больные; 3-я ступенька – больные; 4-я ступенька – более или менее больные; 5-я ступенька – среднего здоровья; 6-я ступенька – более или менее здоровые; 7-я ступенька – здоровые; 8-я ступенька – очень здоровые; 9-я ступенька – самые здоровые).

ü Умственное развитие (1-я ступенька – самые глупые; и т.д.).

ü Характер (аналогично).

ü Счастье (аналогично).

Ребенку дается следующая инструкция: «Если на этих лестницах расположить всех людей, то на верхней ступеньке лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней «самые больные» (по аналогичному принципу распложаться люди и на остальных лестницах). Укажи свое место на всех ступеньках лестниц».

Интерпретация.

Нормой является, если ребенок не склонен к крайностям и указывает свое место, как правило, чуть выше среднего или ближе к середине.

ЗАДАНИЕ 24.

МЕТОДИКА «ДВА ДОМА».

Цель: диагностика сферы общения.

Материалы: бумага, фломастеры (красный и черный обязательно).

Ход обследования. Кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. «А теперь, - предлагает взрослый, - давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз, подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы для тебя его построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, взрослый записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух – трех новоселов в красный дом, исследователь рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Надо, чтобы им тоже было, где жить». Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого списки жильцов обоих домов дополняются.

Интерпретация. Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом) и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда ребенок поселит родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата, воспитателя, сверстников. Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то можно спросить о нем впрямую: «Ой, а бабашку мы вообще никуда не поселили. А ведь ей надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь бабушку с собой или отдельно?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: