Рекомендации по организации профориентационной деятельности выпускников средних школ в Культурном центре «Каскад».




Проведя анализ деятельности Культурного центра «Каскад», выяснилось, что в данной организации есть все необходимые ресурсы (время, кадры, помещения и т.д.) для проекта по профориентационной деятельности выпускников школ.

Предлагается в сентябре, для учеников восьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классов, провести ряд семинаров, с периодичностью раз в неделю, призванных выяснить какая профессия ближе индивидам. Так же, данные мероприятия призваны заинтересовать аудиторию проблемой выбора своей будущей профессии.

Семинары будут проводиться профессиональными психологистами. На первые собрания учеников приведут учителя школ. Для старшеклассников предварительно будет проведён опрос, с целью определить их уровень заинтересованности в поиске будущей профессии, а так же выявления уже имеющихся склонностей к различным дисциплинам и направлениям будущей работы. Исходя из результатов опроса, учеников разделят на несколько рабочих групп, учитывая их склонности, интерес и другие, влияющие на процесс, факторы.

Далее с группами будут работать специально обученные люди, предоставляя максимально необходимую и актуальную для каждого конкретного круга лиц информацию. Данные семинары являются диагностическим этапом по отношению ко второй части проекта - «ПрофАрт» театру. По завершении первого этапа будет проведён новый опрос в добровольном порядке, предлагающий всем интересующимся ученикам предварительно определить себя на понравившуюся должность из предоставленного списка имеющихся «вакансий» театра. Далее, после подсчёта кандидатов и анализа полученных результатов, стартует второй этап.

ПрофАрт» театр — деловая игра — второй этап проекта. Исходя из анализа деятельности культурного центра «Каскад», предполагается наличие всех необходимых для реализации данного проекта ресурсов, имеются свободные помещения, необходимые кадры, время. На данном этапе круг аудитории сужается, этот этап предлагается для заинтересованных учеников, прошедших семинары.

По результатам семинаров и тестов, пройденных на них, старшеклассникам предлагается выбор профессий ориентированных на их индивидуальные особенности и направленных на деятельности театра, учитывая результат предварительного распределения. Выбор профессии на период деловой игры, которая будет длиться от месяца до двух, будет проходить под руководством психолога. Участников ознакомят со всеми особенностями выбранных ими профессий, чтобы дать возможность принять чёткое и взвешенное решение о своей будущей карьере. Это поможет будущим соискателям в поисках реальных рабочих мест и предоставит необходимый опыт в планировании своей жизни. Данный этап крайне важен для развития навыков разумного и логического мышления направленных не на абстрактные задачи и желания, а на определение собственных целей, расстановку приоритетов и объективную оценку своих возможностей.

Следующий этап деловой игры, это проигрывание деятельности театра. Исходя из выбранных профессий, ученики самостоятельно организуют свой труд и распоряжаются своим временем в соответствии с установленными нормами, которые будут заранее оговорены. Участники будут принимать собственные решения, но опираясь по возможности на деятельность наставников которые будут следить за соблюдением правил и направлять их. Психолог, и сотрудники Культурного центра «Каскад» будут в меру своих возможностей способствовать развитию у учеников всех необходимых для работы навыков. Так, например, «бухгалтер» «ПрофАрт» театра может советоваться с бухгалтером «Каскада». За наставничество над учениками сотрудникам предоставляется материальное или нематериальное поощрение. Результатом данной деловой игры, помимо самой театральной постановки, будет апробирование различных профессий учениками и выявление интереса к ним, а так же разговор с психологом, в ходе которого будут сделаны выводы, насколько данная профессия подходит индивиду. Это поможет предупредить возможные проблемы в дальнейшем выборе своей профессии и привить участникам ответственность к проделанной работе.

Впоследствии со всеми участниками проекта будет проведён ещё один семинар, который будет направлен на подготовку к выбору реальной профессии. Уже получив определённый опыт и навыки, ученики смогут более трезво оценить свои желания, возможности и ресурсы, которые потребуются для той или иной работы. На семинаре будут представлены списки учебных заведений по каждой из разыгранных профессий, а так же других, не вошедших в программу «ПрофАрт» театра. Основная идея мероприятия это дать участникам возможность ознакомиться не только с самими профессиями, но и узнать больше о перспективах в дальнейшем образовании. Это поможет более чётко определить своё направление и раскрыть весь потенциал своей будущей жизни.

Профессии, не вошедшие в программу деловой игры «ПрофАрт» театр, буду представлены на выставке в холле культурного центра «Каскад», здесь у старшеклассников будет возможность побеседовать и проконсультироваться с представителями различных профессий, например с пожарными, врачами, строителями, инженерами и др.

Наиболее существенной проблемой проекта является отсутствие у учеников, в большинстве своём, заинтересованности поиском своей профессии, будущей работы и жизненного пути в целом. Это вызвано отсутствием ряда внешних раздражителей, которые обычно заставляют человека искать себе занятие приносящее прибыль. Решению этой проблемы следует посвятить значительную часть проекта, так как привитие желания работать и получать за это поощрение очень важно для существования индивидуума. Следует учесть, что любая попытка силой повлиять на это влечёт за собой абсолютно противоположную реакцию, так как при отсутствии интереса ученики отреагируют на любую работу в корне негативно и результаты проекта будут отрицательными, а эффективность низкой. Поэтому стоит установить особый порядок работы с участниками проекта, с целью избежать возможных проблем и получить больше пользы от проводимых мероприятий.

Предполагаемый результат данной программы: выбор выпускниками школ профессий, соответствующих их индивидуальным способностям, психологическим и физическим особенностям, личному интересу, привитие необходимых привычек, а так же развитие заинтересованности в выборе будущей работы. Ознакомление участников с востребованными профессиями, передача культурного и профессионального опыта от сотрудников центра «Каскад». Раскрытие потенциала каждого индивидуума в отдельности и помощь в здравой оценке своих возможностей. Так же следует изучить поведение учеников, их интересы и привычки. Чтобы впоследствии модифицировать программу профориентации и избежать возможных проблем, с целью развития и адаптации проекта к реальным нуждам и возможностям участников.


Выводы по 2 главе:

Для осуществления предлагаемого проекта в Культурном центре «Каскад» есть все необходимые ресурсы. Предполагается, что данный проект приведёт в «Каскад» подростковую и молодёжную аудиторию, и, помимо основной задачи - профориентационной работы, у Культурного центра есть возможность заинтересовать ребят своей деятельностью и другими проектами. Семинары, «ПрофАрт» театра, и выставка профессий — все они реализуемы, так их можно вписать в государственный план работы учреждения, как культурно-просветительскую работу.

Заключение

Выполнив задачи указанные в ведении и исходя из написанного выше, можно сделать вывод, потенциал социально-культурной деятельности в профориентации выпускников средних школ велик, но не достаточно раскрыт. И так как социально-культурная деятельность обладает широким спектром форм, средств и методов, использование её в профориентационной работе будет эффективным. Применив некоторые интерактивные методы и формы культурно-досуговой деятельности, учтывая психолого-педагогические особенности аудитории и особенности проблемы профориентационного выбора, а так же, предоставив комплексный подход к решению проблемы и создавая условия выбора профессий, предполагается, можно создать эффективную программу, позволяющую подросткам выбрать не только свою профессию, но и своё будущее.

Профориентация старшеклассников перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать когнитивные задачи: справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе, а так же формировать морально-эмоциональную устойчивость старшеклассника, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем. И, учитывая выше написанное, можно ещё раз убедиться, что используя широкий потенциал социально-культурной деятельности, учитываются все факторы, указанные в данной работе, что позволяет вести эффективную профориентационную работу с выпускниками средних школ.

Список использованной литературы:

1) Абрамова Г.С. Возрастная психология М., 1997.

2) Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

3) Дубровина И.В.Активные методы в работе школьного психолога: сборник научных трудов - М.: изд. АПН СССР, 1989. - 165 с.

4) Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.

5) Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.

6) Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 399 с.

7) Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.

8) Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов М.: Генезис, 2010. — 48 с.

9) Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости М.: Сфера, 2005, 128 с.

10) Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998.

11) Психология подростков / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987

12) Профориентология: Теория и практика Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О

13) Профессиональное самоопределение: теория и практика Пряжников Н.С.

14) Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - Профориентация, Академия М: 2006

12) Пряжникова Е.Ю.; Пряжников Н. С. - Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2009.

13) Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М.: Академия, 2009. 128 с.

14) Современный психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 490, [6] с. - (Научный бестселлер).

15) Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 1: Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг М.: Генезис, 2008. - 208 с

16) Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников М.: Глобус, 2006. 146с.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: