Состав класса по возрасту – 15, 16 лет.
2. Девочек – 8, юношей – 7.
3. Обучающихся с ослабленным здоровьем – 4.
4. Класс занимает ведущее место, осознает себя единым целым. Участвует во всех школьных мероприятиях, учащиеся посещают кружки и спортивные секции.
Коллектив детей моего класса существует десятый год, я работаю шестой.
Уровень воспитанности обучающихся хороший: нет учащихся, которые грубят и ведут себя наглым образом. На уроках формируется познавательный интерес к учебному процессу. В классе нет неуспевающих, группа обучающихся нацелена на учебу, серьезно относится к школьным предметам. Обращает на себя внимание излишняя шумливость на уроках, но в целом дисциплина хорошая. Есть чувство коллективизма.
Состояние здоровья у детей разное, основные пропуски из-за простудных заболеваний.
Развитие обучающихся в классе по результатам анкетирования познавательных потребностей показало, что у некоторых учащихся сильно выражена интенсивность познавательной деятельности, но имеется и умеренная познавательная деятельность.
Дети со слабо выраженной познавательной деятельностью испытывают трудности в учебе. Уровень качества знаний составил 57%.
Некоторые учащиеся класса читают много дополнительной литературы, занимаются в предметных кружках по математике и по русскому языку.
Как и во всяком коллективе, в моем классе есть свои лидеры, есть дети, выпадающие по тем или иным причинам, поэтому во внеклассные мероприятия я старалась вовлечь абсолютно всех детей. И это мне удавалось, так как многим нравилось участвовать во всевозможных внеклассных делах. В результате пускай не все дружны (некоторые явно не симпатизируют друг другу), но вспышек агрессии, явного антагонизма удалось избежать (хотя конфликты были).
Наиболее значимым для большинства детей являются: друзья -50%; родители – 25%, 25% - затруднялись определить. В социальном развитии детей классное сообщество играет огромную роль. Индивидуальные беседы с родителями и анкетирование показали, что в основном все учащиеся имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребенку, а в некоторых наоборот не хватает контроля со стороны родителей.
Праздники и мероприятия, проводимые в классе, дали возможность увидеть творческие способности детей, их наклонности, проследить систему взаимодействия детей между собой и взрослыми. Выяснилось, что в классе много детей, тяготеющих к театральному творчеству, практически все с удовольствием принимали участие в подготовке концертных программ. Были подготовлены общешкольные новогодние утренники, праздник Масленицы, литературно-музыкальная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода» и другие.
Наиболее положительно влияет на развитие обучающихся индивидуальный подход, постоянный контроль, поддержка и поощрение.
Основными мотивами участия обучающихся класса в школьных мероприятиях была их личная заинтересованность, интерес к проводимому мероприятию.
Учащиеся участвуют в школьном самоуправлении, в течение нескольких лет посещают хореографический кружок, театральный, столярно-конструкторский, туристический, шахматно-шашечный, которые влияют на эстетическое и культурное развитие личности.
Большую помощь в воспитательной работе оказывают родители. У нас с ними одна задача - обеспечить психологический комфорт ребенка. Важно, что у нас с большинством родителей схожие представления о том, что это такое. Многие родители заинтересованы в воспитании своих детей, регулярно посещают родительские собрания, участвуют в классных мероприятиях.
Осуществляется контакт с учителями - предметниками, проводится координация за учебной деятельностью и посещаемостью обучающимися.
Основные направления и дела классного сообщества
№ п/п | Содержание деятельности | Дата |
День Знаний - торжественная линейка | 1.09 | |
Они сражались за Родину – классный час | 1.09 | |
Классный час «Школа и наши дела» | 11.09 | |
Календарь жизни замечательных людей | 18.09 | |
Опасные газы. С ними не шутят. | 25.09 | |
Разрешите Вас поздравить… | 2.10 | |
Здравствуйте! Будьте здоровы! На здоровье! | 9.10 | |
Герои земли русской | 16.10 | |
Мое село, моя глубинка… | 23.10 | |
«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать…» | 30.10 | |
Символы России | 13.11 | |
«Модно быть здоровым» | 20.11 | |
Святые защитники земли Русской | 27.11 | |
Труд красит человека | 4.12 | |
Опасные ситуации. Что следует знать об оказании первой помощи | 11.12 | |
«Театр и мы» | 18.12 | |
С новым годом! | 25.12 | |
Устный журнал «Здоровье» | 15.01 | |
Мы промчимся по звонкому льду | 22.01 | |
Противопожарная безопасность | 29.01 | |
«Тепло любимых песен» | 5.02 | |
«Мозаика личности» | 12.02 | |
«Искатели приключений» | 19.02 | |
Я живу! Я люблю жить! А ты? | 26.02 | |
«На балу у Золушки» | 6.03 | |
Конкурс «Эрудит» | 13.03 | |
Непростые истины | 20.03 | |
«Молодые, озорные, прозорливые…» | 3.04 | |
«Мой край родной» | 10.04 | |
Путешествие по заповедным местам | 17.04 | |
Экологическая тропа | 24.04 | |
Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне | 8.05 | |
Сделай Землю красивой | 15.05 | |
Вперед! Без страха и сомненья | 22.05 | |
День славянской письменности | 24.05 | |
Последний звонок |
Второй вариант возможных формулировокцели и задач воспитательной деятельности кл.руководителя
Цели и задачи деятельности классного руководителя:
Цель:
· создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;
· воспитание гражданских и патриотических качеств личности через пропаганду и утверждение здорового образа жизни.
Задачи:
1. Коллективный уровень:
· Продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;
· Через деятельность микроколлективов показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края;
· Продолжать формировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.
2. Групповой уровень:
· Организовывать разнообразную творческую, личностную и общественно значимую деятельность микроколлективов в классе, школе;
· Учить вести обсуждения вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;
· Развивать умение микроколлективов организовывать свою деятельность по участию в коллективно творческих делах и коллективно общественных делах, вырабатывать алгоритмы выполнения поручений;
· Развивать умение работать в коллективе, команде, решать творческие способности;
· Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, споров;
· Продолжить традиции домашних сборов коллективов.
3. Индивидуальный уровень:
· Продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа жизни;
· Активизировать участие каждого учащегося в КТД, в выполнении поручений;
· Разъяснять важность для каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить по правилам;
· Развивать культуру общения.
Формы работы с обучающимися:
Индивидуальные: беседа, дискуссии, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решений, совместное решение проблемы, диагностика, тестирование, анкетирование…
Групповые: творческие группы, органы самоуправления, классные часы, тренинги…
Коллективные: конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, праздники, игры, трудовые акции…
Направления воспитательной деятельности на 2013-2014 уч.год:
1. «Здоровый образ жизни учащихся»
Цель: способствуя гармоничному развитию организма, привить учащимся определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки, воспитать сознание высокого предназначения человека, ответственность его за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения.
Задачи:
· Проводить профилактические мероприятия,
· Пропагандировать здоровый образ жизни,
· Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья, приучать к навыкам, сохраняющим и преумножающим его,
· Заботиться о развитии души ребенка (в первую очередь нравственного), чтобы вырастить самостоятельного человека с развитой душой и высоким уровнем духовных запросов, разумными потребностями, личным достоинством,
· Усиление связей семьи и школы,
· Нравственное, социально-гигиеническое, семейно-нравственное воспитание учащихся.
«Мое здоровье»
· формирование осознанного отношения к своему здоровью;
· развитие здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни;
· формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения;
· формировать представления и системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.
2. «Этих дней не смолкнет слава»
Цель: военно-патриотическое воспитание учащихся в системе, способной обеспечить решение задач по воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
· Воспитание чувства долга перед народом, Отчизной, осознанной необходимости увековечивания памяти воинов, павших в Великой Отечественной Войне,
· Воспитание личности учащегося – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны,
· Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения,
· Воспитание уважения к своей истории,
· Развитие творческих способностей.
3. «Правилам дорожного движения – почет и уважение»
Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и передвижения по улицам и дорогам.
Задачи:
· Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов,
· Сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения,
· Применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах,
· Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения,
· Использовать материально-технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
4. «Я среди людей»
Цель: помочь подросткам осознать роль самоанализа и самовоспитания в становлении личности, формировать у подростков адекватное «Я» в области осознания умений и способностей, воспитывать, развивать и совершенствовать свою личность.
Задачи:
· Дать возможность учащимся оценить особенности своего характера и исходя из этого заняться самосовершенствованием,
· Способствовать личностному росту ребенка, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей,
· Научить учащихся развивать свою память, тренировать мышление, вырабатывать деловые качества,
· Раскрывать творческий потенциал подростка, развивать коммуникабельность.
Используемые методы:
· Метод исследования личности (диагностика),
· Метод творческого самовыражения в движении, рисунках, письменных работах,
· Метод анализа конкретных ситуаций,
· Лекции, игры, беседы.
«Я – гражданин!»
Цель: формирование навыков социально-активного поведения личности, проявляющихся в осознанно правомерном поведении, эффективной реализации своих прав и свобод, умелой и цивилизованной их защите, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, способности в любых ситуациях действовать юридически грамотно, активно проявлять гражданские качества, отстаивать свою гражданскую позицию, бережно относиться к историческому наследию нашего народа.
Задачи:
- Создать условия для самореализации и адаптации учащихся к конкретной ситуации из общественной жизни полноправного гражданина,
- Способствовать формированию собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмыслению своей социальной принадлежности, социальных ролей, формированию самооценки и саморегуляции,
- Привлекать учащихся к занятиям через сознание игровой ситуации, ученическое сотрудничество, создание ситуации личного успеха,
- Способствовать обогащению содержания и форм общения, раскрытию социальных норм, регулирующих взаимодействие людей, развитию умений общения.
6. «Пожарная безопасность»
Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых знаний о пожарах и мерах профилактики пожаров.
Задачи:
· Способствовать формированию знаний о видах и причинах возникновения пожаров, правилах поведения во время пожаров, возникших в разных местах, порядке оказания первой помощи при термических ожогах.
· Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов,
· Сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил противовопожарной профилактики,
· Применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение пожароопасных ситуаций.
Третий вариант возможных формулировок цели и задач воспитательной деятельности кл.руководителя
Цель: Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить, с одноклассниками, отношения доверия, уважения и взаимной помощи.
Задачи:
· способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности учащихся;
· поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
· создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и. развития личности ребенка в нем.
1. Воспитание гражданина-патриота:
· воспитание гражданской ответственности;
· уважение к истории, культуре своей страны, хранение традиций Кубани;
2. Воспитание здорового образа жизни человека:
· создание условий для физического развития ребенка, воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
3. Воспитание носителя культуры:
· создание условий для раскрытия творческих способностей детей, приобщение к истинным культурным ценностям;
4. Воспитание труженика:
· воспитание ответственности за порученное дело, привитие стойких навыков самообслуживания, воспитание чувства хозяина своего дома, школы, села, района.
Четвертый вариант возможных формулировок цели и задач воспитательной деятельности кл.руководителя
Любой учитель при гражданско-патриотическом воспитании (и любом другом направлении) обучающихся в своей работе должен опираться на 3 основных документа:
1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.
2. Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025)
3. Федеральные государственные образовательные стандарты.
Выпускник основной школы должен быть (в ФГОС-е ООО Вы найдете портрет выпускника основной школы под п.6):
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника основной школы»):
1. любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
5. социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
6. уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
7. осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
8. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Учить добру и миру- это важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания в школе.
Так как патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:
1. формировать представление об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой Родине;
2. формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине, готовности служить Отечеству;
3. воспитывать уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края;
4. создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
5. развивать гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Направления реализации программы гражданско-патриотического воспитания в школе (в скобках по каждому направлению представлены возможные формулировки воспитательных задач):
1. Историко-краеведческое (воспитание у обучающихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.)
2. Военно-патриотическое (изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч обучающихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.)
3. Спортивно-оздоровительное (направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.)
4. Интеллектуально-познавательное (внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений школьников; интеллектуальные игры, викторины, конкурсы внутри класса и параллели; участие в районных и всероссийских олимпиадах; участие в интернет - олимпиадах и конкурсах; проведение тематических недель)
5. Духовно-нравственное (Осознание обучающимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.)
6. Семейное (организация и совместное проведение досуга детей родителей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей; обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Возможный вариант определения ожидаемых результатов
Качественные:
· повышение уровня знаний обучающихся об истоках и традициях народов, проживающих на территории Российской Федерации;
· снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних на территории микрорайона;
· снятие детей, состоящих на учёте КДН и ЗП, внутришкольном контроле;
· повышение качества проводимых общешкольных мероприятий по патриотическому воспитанию путём совершенствования нормативно-правовой базы школы и регулирования процессов, протекающих в системе воспитательной работы с детьми и подростками;
· издание сборника методических материалов по итогам мероприятий «Мы вместе!»: фото-коллаж лучших моментов мероприятий и акций программы;
· публикация опыта работы школы по проекту во всероссийских изданиях;
· разработка комплексной программы по патриотическому воспитанию на территории микрорайона.
Количественные:
· повышение уровня воспитанности обучающихся до 85 %;
· повышение уровня развития нравственных качеств детей и подростков до 85 %;
· повышение уровня сплочения классных коллективов на 25 %;
· повышение уровня активности участия обучающихся и родителей в конкурсах и мероприятиях различного уровня до 90 %;
· повышение уровня результативности участия детей в конкурсных мероприятиях патриотической и духовно-нравственной направленности на 12 %;
· открытие добровольческих детских объединений на территории микрорайона, активно пропагандирующих духовно-нравственные ценности среди молодёжи.
II. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования (извлечения из ФГОС ООО)
При определении планируемых результатов опирайтесь на данные формулировки результатов
8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.