ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ




 

Эффективная реализация проекта основана на последовательном выполнении всех процессов управления. Процесс управления проектом можно определить как совокупность действий, приносящую измеримый результат.

Процесс управления проектом формирует прямую и обратную связь между субъектами и объектами управления. Под субъектами управления понимают основных участников проекта, а под объектами — проект, совокупность нескольких взаимосвязанных проектов, проектно-ориентированные предприятия, а также фазы проектного цикла.

Процессы могут быть разбиты на шесть основных групп: инициации, планирования, исполнения и контроля, анализа, управления и завершения. Также выделяют такие основные процессы, как разработка и гарантийные обязательства.

Инициация (инициирование) может быть определена как процесс формулирования идеи проекта и принятия решения о санкционировании начала проекта.

Последовательность основных этапов процесса инициации проекта приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 − Этапы процесса инициации проекта

В качестве условий реализации проекта могут выступать: новый или неудовлетворённый спрос; изменение требований рынка к существующему предложению, различные непредвиденные ситуации и т. п.

Конкретные методы, средства и критерии отбора проекта определяются лицом и группой лиц, принимающих решение относительно процесса разработки и реализации проекта. Согласно ряду международных стандартов в области управления проектами можно выделить две категории методов отбора: методы измерения дохода и методы оптимизации с ограничениями.

Процедура отбора проектов представляет собой чёткий пошаговый алгоритм принятия, рассмотрения, оценки и отбора проектных идей. А основными критериями отбора выступают предпринимательский и рыночный потенциал проекта, а в случае с инновационными проектами - научный и инновационный потенциал.

Устав проекта является документом, определяющим деловую необходимость проекта, нацеленным на создание эффективной системы управления проектом. Он обозначает идею проекта, главные цели и принципы управления проектом. По сути, это нормативный документ, регламентирующий реализацию проекта, устанавливающий правила организации работ по проекту и порядок взаимодействия его участников.

Грамотно подготовленный устав проекта содержит не только терминологию, цели и методологию ведения проекта, но и стратегию, организационную структуру управления проектом, функциональные обязанности основных его участников.

После подписания устава заказчиком и менеджером проекта, данный документ вступает в силу и его положения являются обязательными для выполнения всеми участниками проекта. В процессе выполнения работ по проекту в него могут быть внесены существенные изменения.

В отличие от инициатора проекта, который идентифицирует потребность в проекте и который может быть представителем любого подразделения и уровня организации, менеджер проекта — лицо, назначаемое для формирования команды проекта, для ежедневного управления проектом в разрезе основных управленческих функций. Именно менеджер проекта несёт ответственность за достижение целей проекта в рамках установленного бюджета, в заданные сроки и с заданным уровнем качества.

Процесс разработки и планирования направлен на выявление и согласование наилучшего объёма и порядка действий, необходимых для достижения целей проекта.

В процессе разработки проекта осуществляется обоснование общего объёма необходимых инвестиций, разрабатывается очерёдность выполнения технологических процессов, выполняется расчёт эффективности. Главное — в процессе разработки составляется бизнес-план проекта.

Планирование в управлении проектом призвано уменьшить или устранить неопределённость в отношении объёма работ, ресурсов и сроков реализации проекта, согласованность действий участников и эффективность операций. Кроме того, планирование является платформой для текущего и итогового контроля за ходом реализации проекта.

Процесс планирования включает как основные, так и второстепенные процедуры.

Основные процедуры имеют чёткие логические и информационные взаимосвязи, выполняются по несколько раз на протяжении каждой фазы проекта (рисунок 2).

Рисунок 2 − Основные процедуры процесса планирования

 

Планирование целей подразумевает постановку конкретных задач. Основой построения планов на разных уровнях управления является декомпозиция целей и работ, т. е. их разбивка на более мелкие составляющие. Это позволяет наглядно представить не только уровни подчинённости целей и работ, но и зоны ответственности, а также порядок отчётности.

Конкретное число уровней декомпозиции определяется сложностью и продолжительностью проекта. На низшем уровне декомпозиции располагают конечные работы, требующие одного или нескольких исполнителей.

Декомпозицию работ проводят:

− по сфере ответственности (разделяют работы, выполняемые генеральным контрактором и субконтракторами);

− по категориям работ (в зависимости от требований к конечным исполнителям, к оборудованию или материалам, таким как бетон, древесина или сталь);

− по отдельным конструктивным элементам (крыша, стены и др.);

− по месту нахождения проекта (если проект реализуют различные исполнители);

− по потребностям заказчика (например, для целей подготовки тендерной документации или осуществления различных денежных расчётов);

− по потребностям контрактора (например, для целей учёта затрат).

Определение состава и взаимосвязей операций (работ) проекта позволяет задокументировать не только перечень операций, из которых состоит выполнение различных этапов проекта, но и технологические и информационные взаимосвязи между ними.

Оценка длительностей или объёмов заключается в определении количества рабочих временных интервалов или объёмов работ, необходимых для завершения отдельных операций.

Определение общего количества всех видов ресурсов, которые могут быть использованы на работах проекта и их характеристика, составляющие основу процедуры определения ресурсов, отличается от процедуры назначения ресурсов, т. е. определение ресурсов, необходимых для выполнения отдельных операций проекта.

Определение составляющих стоимостей операций проекта является основой для оценки как общего бюджета проекта, так и отдельных бюджетов для различных фаз и этапов проекта.

Составление расписания работ заключается в определении последовательности и длительностей выполнения операций, распределения во времени потребностей в различных ресурсах с учётом наложенных ограничений и взаимосвязей.

Обобщение результатов выполнения ранее перечисленных процедур сводится к разработке плана исполнения проекта и определению критериев оценки его исполнения.

Вспомогательные процедуры планирования используются в зависимости от содержания конкретного проекта. К ним можно отнести процедуры организационного планирования, планирования поставок и контрактов, управления рисками и реагирования, планирования качества и т. д.

Важно отметить, что основные и вспомогательные процедуры процесса планирования пронизывают проект практически на каждом этапе жизненного цикла.

Основой для процессов планирования и исполнения является иерархическая структура работ проекта, формируемая методами детализации общих задач или обобщения частных.

Существует целый ряд специальных моделей, используемых в ходе структуризации: дерево целей и дерево работ, организационная структура исполнителей, матрица ответственности, сетевая модель, структура потребляемых ресурсов и структура затрат.

Дерево целей — это схематичное изображение разбиения главной цели проекта на подцели следующего уровня, отражающее соподчинённость элементов и их взаимосвязи. Важно, что каждая цель верхнего уровня должна быть представлена целями нижестоящего уровня исчерпывающим образом (рисунок 3).

Рисунок 3 −. Дерево целей (слева) и дерево работ (справа) проекта

 

Дерево работ представляет собой иерархическую структуру последовательного разбиения проекта на пакеты работ различного уровня и пакеты детальных работ. На его основе распределяется ответственность между исполнителями по проекту, создаётся система отчётности, формируется система коммуникаций, производится оценка стоимости и формируется график работ.

Основанием декомпозиции работ могут служить:

− подразделения управленческой структуры организации, реализующей проект отвечающие за относительно независимые фрагменты проекта;

− компоненты объекта, получаемого в результате реализации проекта;

− элементы процессов или функций в деятельности организации, реализующей проект;

− этапы жизненного цикла проекта;

− размещение частей распределённых проектов.

Разбиение проекта на пакеты работ производится до тех пор, пока это позволяет отследить логику декомпозиции, пока возможна идентификация элементов по параметрам, характерным для данного проекта.

В целях обеспечения эффективного управления проектом необходимо чётко определить, какой исполнитель отвечает за каждый конкретный пакет работ. Для этого разрабатываются организационные структуры исполнителей, на верхнем уровне управления в которых находится проект-менеджер, а на нижестоящих уровнях — или отделы, обеспечивающие выполнение отдельных функций проекта, или отдельные исполнители пакетов работ (рисунок 4).

 

Рисунок 4 − Организационная структура исполнителей (слева)

и матрица ответственности (справа)

 

В виде таких же иерархических структур последовательного разбиения создаются структуры потребляемых ресурсов и стоимости. Декомпозиция ресурсов фиксирует необходимые на каждом уровне ресурсы различных типов, необходимых для реализации проекта. Например, на верхнем уровне могут определяться такие виды ресурсов, как материальные, технические, трудовые и финансовые. На следующем уровне каждый вид ресурсов дифференцируется на более конкретные разновидности: материальные — на строительные и отделочные, технические — на машины и оборудование и т. д. А далее, на ещё более низком уровне — ещё более глубокое дробление ресурсов.

На основе структуризации финансовых ресурсов, требуемых для реализации проекта, может быть образована отдельная декомпозиция — структура стоимости.

Матрица ответственности — это модель, призванная объединить конкретные пакеты работ проекта с конкретными исполнителями на основы структуры работ и организационной структуры исполнителей. Это своеобразная форма согласования, раскрывающая роли каждого из исполнителей по проекту, позволяющая наглядно проследить степень их загруженности и виды ответственности. В матрице могут быть отражены не только исполнители работ, но и те, кто обеспечивают их поддержку, оценку и приёмку работ.

Сетевые модели (графы), представляя собой графическое представление предполагаемой взаимосвязи работ и событий по проекту, служат основой для их мониторинга и контроля (рисунок 5 и 6).

Рисунок 5 − Пример изображения сетевого графа

 

Сетевой граф отображает проект как непрерывный и комплексный процесс, состоящий из множества взаимосвязанных работ. Он позволяет оптимизировать проект по длительности, загрузке участников и использованию ресурсов, прогнозировать ход выполнения работ по проекту.

Рисунок 6 − Пример изображения сетевого графа

Сетевые графы составляются в следующей последовательности:

1 Составляется перечень работ по проекту;

2 Определяется или продолжительность работ, или крайние сроки выполнения работ;

3 Устанавливается последовательность и логическая временная взаимосвязь между работами проекта;

4 Составляется сетевой граф;

5 Выявляется критический путь проекта и его длительность;

6 Определяются компоненты сетевого графа: работы, события, информирующие о начале или завершении работ, путь, критический путь;

7 Рассчитываются параметры событий: номер события, ранний и поздний срок свершения события, резерв события.

8 Рассчитываются параметры работ: ранний возможный срок начала и окончания, поздний допустимый срок начала и окончания, полный резерв работы, резерв работы первого и второго рода.

9 Производится оптимизация сетевого графа по срокам;

10 Производится оптимизация сетевого графа по загрузке исполнителей;

11 Производится оптимизация по использованию ресурсов.

Сетевая модель позволяет работать не только с одним проектом или его частями, но и с несколькими проектами, взаимосвязанными по срокам, исполнителям и ресурсам. Осуществление и корректировка конкретного вида запланированных в проекте работ есть не что иное, как исполнение проекта.

Существуют два основных вида распределения во времени процесса исполнения проекта: последовательное и параллельное. Последовательное означает, что ни одна из запланированных работ проекта не начнётся ранее, чем завершится предшествующая ей работа. Параллельное выполнение запланированных работ может полностью или частично накладываться во времени на выполнение иных запланированных работ.

Процессы исполнения можно разделить на основные (собственно процесс исполнения плана проекта) и вспомогательные:

− подготовка и распределение необходимой для участников проекта информации с требуемой периодичностью;

− регулярная оценка исполнения проекта на предмет соответствия принятым стандартам качества;

− постоянный сбор рекомендаций, отзывов, предложений, заявок и т. д.;

− оценка предложений, выбор поставщиков и подрядчиков и заключение контрактов;

− контроль исполнения контрактов поставщиками и подрядчиками;

− развитие команды проекта.

Огромную роль в процессе качественного исполнения проекта в установленные сроки играет наличие комплекса проектной документации, состоящего из технико-экономического обоснования проекта и рабочей документации. Технико-экономическое обоснование проекта определяется как документ, формулирующий цели проекта, обосновывающий возможность, целесообразность, основные параметры их достижения. Состав рабочей документации определяется требованиями стандартов, согласовывается с заказчиком или его представителем. В рабочую документацию включают рабочие чертежи, спецификацию оборудования, ведомости объёмов производимых работ, сметную, конструкторскую и другую документацию.

Проектная документация должна соответствовать критериям, заранее определённым в контрактной документации, нормативам и стандартам. Объём и состав проектной документации зависит от характера и масштаба проекта.

Так, например, проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения состоит из следующих разделов:

− общая пояснительная записка;

− генеральный план и транспорт;

− технологические решения;

− управление производством, предприятием и организация условий и охраны труда рабочих и служащих;

− архитектурно-строительные решения;

− инженерное оборудование, сети и системы;

− организация строительства;

− охрана окружающей среды;

− инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, а также мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

− сметная документация;

− эффективность инвестиций.

Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоит из следующих разделов:

− общая пояснительная записка;

− архитектурно-строительные решения;

− технологические решения;

− решения по инженерному оборудованию;

− охрана окружающей среды;

− инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, а также мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

− организация строительства (при необходимости);

− сметная документация;

− эффективность инвестиций (при необходимости).

− Кроме основного состава проектной документации, существует дополнительный или специальный, например:

− пожаротушение, пожарная сигнализация, охранно-пожарная сигнализация и противодымная защита; оповещение людей о пожаре и эвакуация людей при пожаре;

− инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных природных и техноприродных процессов;

− защита строительных конструкций от коррозии;

− проекты организации строительства и проекты производства работ;

− мероприятия для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения;

− архитектурное освещение;

− акустическая защита зданий и сооружений от эксплуатационных шумов и вибраций;

− управление проектами.

Эффективное управление проектами невозможно без контроля его параметров, ключевыми среди которых являются время и ход выполнения проекта в натуральном и стоимостном выражении.

Контроль исполнения проекта — это сложный процесс регулярного измерения параметров проекта, идентификации возникающих отклонений и реализации комплекса необходимых корректирующих действий.

Процесс контроля состоит из трёх последовательных этапов: определение перечня контрольных индикаторов и их запланированного состояния, оценка текущего состояния индикаторов, сравнение текущего и запланированного состояния, принятие корректирующих действий в случае обнаружения отклонений.

Основные требования к системе контроля, включающие состав анализируемой информации, структуру отчётов и ответственность за сбор данных, анализ информации и принятие решений вырабатываются на этапе планирования с участием всех заинтересованных сторон.

Система руководства проектом должна обеспечивать корректирующие воздействия там и тогда, где и когда они необходимы, при этом коррекция плана может быть ограничена как пересмотром параметров задач, так и может потребовать разработки совершенно новой модели, начиная с текущего состояния и до момента окончания проекта.

К основным принципам построения эффективной системы контроля относят:

− наличие чётких планов;– наличие ясной системы отчётности;

− наличие отработанной системы анализа показателей.

− Существует два основных метода контроля фактического выполнения:

− Метод простого контроля (метод «0–100») отслеживает только моменты завершения детальных задач. Он рассматривает только две степени завершённости: 0 % или 100 %.

− Метод детального контроля предусматривает выполнение оценок промежуточных состояний выполнения задачи, поэтому требует от проект-менеджера корректно оценивать процент завершённости для работ, находящихся в процессе выполнения.

Частными случаями метода являются метод «50/50», при котором степень завершённости работы определяется в момент израсходования 50% запланированного бюджета, и метод «По вехам», применяющийся к длительным работам, разделяемые на вехи.

Возможность полноценного отслеживания выполнения запланированных работ обеспечивается только в том случае, если процесс контроля обеспечивает получение действительно значимой информации.

Процесс анализа сводится к определению соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям и принятие решений о корректирующих действиях.

Собранные различными методами данные используются для расчёта прогресса выполнения работ проекта по таким показателям, как время, стоимость, качество, организация проекта, содержание работ.

Важно, что фактическая информация по выполнению работ необходима не только для отслеживания процесса его выполнения и выявления будущих проблем. Она используется для составления новых графиков выполнения, что может привести к изменению временных параметров всех последующих работ и проекта в целом.

Чем раньше после обнаружения отклонений будут предприняты корректирующие действия, тем меньше вероятность появления серьёзных проблем при реализации проекта.

Существует пять вариантов возможных корректирующих действий:

− поиск альтернативного решения;

− пересмотр объёмов и стоимости работ;

− пересмотр сроков выполнения работ;

− пересмотр содержания работ;

− прекращение проекта.

Прекращение проекта — это действие не запланированное, а вынужденное, являющееся следствием ошибок в процессах управления проектом. А вот процесс завершения проекта — запланированные оценка и передача результата заказчику, включающий и анализ полного комплекса выполненных работ, и окончательное разрешение всех споров и разногласий между участниками проекта.

Завершение проекта может быть:

− нормальным, когда проект завершается запланировано, в полном соответствии со всеми заключёнными контрактами;

− долгосрочным, когда завершение постоянно откладывается из-за незапланированного негативного влияния факторов внешней и внутренней среды проекта;

− досрочным, вызванным объективной необходимостью или невозможностью дальнейшей реализации проекта, но позволяющим получить основную часть запланированного проектного эффекта;

− форс-мажорным, когда проект не может быть выполнен из-за причин, не зависящих от основных участников проекта.

Процесс завершения проекта включает в себя три независимые группы операций:

− завершения договорных отношений (закрытие контрактов и прекращение финансовых потоков);

− определение технического соответствия (подготовка к процедуре сдачи объекта, пусконаладочные работы и эксплуатационные испытания);

− оценка фактической эффективности проекта (оценка проектных показателей, работы команды и участников проекта).

Итогом процесса завершения проекта часто становится оформление специальной комиссией или заказчиком акта о приёмке и регистрацией проекта.

Договора, заключённое с контракторами могут содержать требования о соблюдении гарантийных обязательств в отношении выполненных работ или созданных объектов.

Гарантийное обязательство по проекту представляет собой документально оформленное обещание участника проекта (проектировщика, подрядчика или поставщика) по требованию заказчика бесплатно устранить недостатки и проблемы в той части проекта, которая им уже выполнена и относится к зоне его ответственности. Основными методами исполнения обязательств являются ремонт и полная замена.

Управление гарантийными обязательствами состоит из двух процессов: установления гарантийных обязательств и, в случае необходимости, выполнения этих обязательств.

Гарантийные обязательства действуют не только в течение гарантийного срока, но и в течение установленного срока службы созданных проектом объектов. По окончании гарантийного срока заказчик и участник проекта, давший гарантийные обязательства, оформляют протокол о выполнении всех обязательств и отсутствии претензий.

Управление проектом, как совокупность рассмотренных выше процессов, само по себе является процессом, основная задача которого сводится к определению конкретных корректирующих воздействий, их согласованию и утверждению. Он носит сквозной характер, затрагивая не только процессы планирования, исполнения и контроля, но и другие процессы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: