ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА ЛОГОПУНКТЕ ДЕСКОГО САДА №
___________ месяц 20___ -20 ___учебный год учитель-логопед: _______________
№ | Фамилия, имя ребёнка | Возраст на 01.09. | Ф о н е м а т и ч е с к о е в о с п р и я т и е | А р т и к у л я ц и о н н а я м о т о р и к а | З в у к о п р о и з н о ш е н и е | С ф о р м и р о в а н н о с т ь з в у к о - с л о г о в о й с т р у к т у р ы | Н а в ы к и я з ы к о в о г о а н а л и з а | Г р а м м а т и ч е с к и й с т р о й р е ч и | Н а в ы к и с л о в о о б р а з о в а н и я | П о н и м а н и е л о г и к о -г р а м м а т и ч е с к и х к о н с т р у к ц и й | С в я з н а я р е ч ь | Всего баллов | Уровень |
Итого |
Уровень речевого развития определяется суммой баллов:
Уровень развития | Количество баллов |
Высокий | 41 – 45 баллов |
Выше среднего | 32 – 40 баллов |
Средний | 23 – 31 балл |
Низкий | 14 – 22 балла |
Низший | 9 – 13 баллов |
В графе «итого» подсчитывается коэффициент выполнения:
коэффициент = сумма баллов / количество детей.
Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки
1. Фонематическое восприятие:
№ | Предъявление слоговых рядов | Оценка | |
1* | Ба - па - | Па - ба - | · 5 баллов – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; · 4 балла – точное воспроизведение в медленном темпе предъявления; · 3 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па); · 2 балла – неточное воспроизведение обоих членов пара с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; · 1 балл – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы |
Са - за | - За - са - | ||
Жа - ща - | Ща - жа - | ||
4* | Са - ша - | Ша - са - | |
Ла - ра | - Ра – ла - | ||
Ма - на - ма | На - ма - на - | ||
Да - та - да | - Та - да - та - | ||
Га - ка - га | - Ка - га - ка - | ||
За - са - за | - Са - за - са - | ||
10* | Жа - ша -жа | Ша - жа -ша | |
Са - ша - са | - Ша - са - ша- | ||
12* | Ца - са - ца | - Са - ца - са - | |
Ча - тя - ча - | Тя - ча - тя - | ||
14* | Ра - ла - ра - | -Ла - ра - ла |
2. Артикуляционная моторика:
№ | Выполнение артикуляционных упражнений | Оценка |
1* | Губы в улыбке | · 5 баллов – правильное выполнение Движения 3-5 сек, 4-5 раз; · 4 балла – замедленное выполнение; · 3 балла – замедленное и напряженное выполнение; · 2 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, объем, темп, точность, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор, посинениеорганов речи или носо-губного треугольника; · 1 балл – невыполнение движения |
Губы «трубочкой» | ||
3* | Язык «лопаткой» | |
4* | Язык «иголочкой» | |
Язык «чашечкой» | ||
Щелканье языком | ||
«Вкусное варенье» | ||
«Качели» | ||
9* | «Маятник» | |
10* | «Улыбка» - «трубочка» |
3. Звукопроизношение:
№ | Обследование звуков | Оценка | |
С | Собака - маска – нос | · 5 баллов – норма; · 4 балла – верно изолировано; · 3 балла – верно изолированно и в начале слова; · 2 балла – верно 1 звук из группы; · 1 балл – все неверно. | |
С’ | Сено - василек – высь | ||
З | Замок - коза | ||
З’ | Зима - магазин | ||
Ц | Цапля - овца - палец | ||
Ш | Шуба - кошка - камыш | ||
Ж | Жук - ножи | ||
Щ | Щука - вещи - лещь | ||
Ч | Чайка - очки - ночь | ||
Р | Рыба - корова - топор | ||
Р’ | Река - варенье - дверь | ||
Л | Лампа - молоко - пол | ||
Л’ | Лето - колесо - соль | ||
Х | Хлеб - пихта - мох | ||
Х’ | Духи - хитрая | ||
К | Кот - рука - сок | ||
К’ | Кино - руки | ||
Г | Голуби - нога | ||
Г | Гена - ноги | ||
j | Йогурт - майка - клей |
4. Сформированность звуко-слоговой структуры:
№ | Предъявление слов | Оценка |
Скакалка | · 5 баллов – правильное выполнение задания; · 4 балла – замедленное послоговое воспроизведение; · 3 балла – содружественное проговаривание; · 2 балла – искажение звуко- слоговой структуры слова; · 1 балл – невыполнение задания. | |
2* | Танкист | |
3* | Космонавт | |
Милиционер | ||
5* | Сковорода | |
Кинотеатр | ||
Перепорхнуть | ||
Кораблекрушение | ||
9* | Аквалангист | |
10* | Термометр |
5. Навыки языкового анализа:
Инструкция | № | Предъявление задания | Оценка |
Сколько слов в предложении? | День был теплый. | · 5 баллов – правильный ответ с первой попытки; · 4 балла – правильный ответ со второй попытки; · 3 балл – правильный ответ с третьей попытки; · 2 баллов – неверный ответ с третьей попытки; · 1 балл – не понимание инструкции. | |
Около дома росла высокая береза | |||
Сколько слогов в слове? | Дом | ||
Карандаш | |||
Определи место звука в слове | Первый звук в слове «крыша» | ||
Третий звук в слове «школа» | |||
Последний звук в слове «стакан» | |||
Сколько звуков в слове? | Рак | ||
Сумка | |||
Диктант |
6. Грамматический строй речи:
Оценка | № | Предъявление задания |
«Послушай и повтори».
Оценка:
| Птичка свила гнездо. | |
В саду было много красных яблок. | ||
Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу. | ||
Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно. | ||
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. | ||
«Исправь ошибки»
Оценка:
| Дом нарисован мальчик. | |
Собака вышла в будку. | ||
По морю плывут корабль. | ||
Хорошо спится медведь под снегом. | ||
Над большим деревом была глубокая яма. | ||
«Составь предложения».
Оценка:
| Мальчик, открывать, дверь. | |
Сидеть, синичка, на, ветка. | ||
Груша, бабушка, внучка, давать. | ||
14 Витя, косить, трава, кролики, для. | ||
Петя, купить, шар, красный, мама. | ||
«Вставь пропущенное слово».
Оценка:
| Лена наливает чай … чашки. | |
Почки распустились … деревьях. | ||
Птенец выпал… гнезда. | ||
Щенок спрятался … крыльцом. | ||
Пес сидит … конуры. | ||
«Один – дом, а если их много, то это – дома».
Оценка:
| Один – стол, а много – это… | |
Стул – | ||
Окно – | ||
Звезда – | ||
Ухо - |
7. Навыки словообразования:
Инструкция | № | Предъявление задания | Оценка |
«У кошки – котята, а у ….» | козы- | · 5 баллов – правильный ответ; · 4 балла – самокоррекция · 3 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; · 2 балла – неверно образованная форма; · 1 балл – невыполнение | |
волка - | |||
утки - | |||
лисы - | |||
льва - | |||
собаки - | |||
курицы - | |||
свиньи - | |||
коровы - | |||
овцы - | |||
«Кукла из бумаги – она бумажная, а …» | шляпка из соломы - | ||
горка изо льда - | |||
варенье из вишни - | |||
варенье из яблок - | |||
варенье из сливы - | |||
кисель из клюквы - | |||
салат из моркови - | |||
суп из грибов - | |||
лист дуба - | |||
лист осины - | |||
«Если днём жара, то день – жаркий, а если ……..» | мороз - | ||
солнце - | |||
снег- | |||
ветер - | |||
дождь - | |||
«У собаки лапа собачья, а у ….» | кошки - | ||
волка - | |||
льва- | |||
медведя - | |||
лисы - |
8. Понимание логико-грамматических конструкций:
№ | Предъявление задания | Оценка |
Покажи ключ, карандаш. | · 5 баллов – правильный ответ; · 4 балла – самокоррекция; · 3 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; · 2 балла – правильный ответ после помощи второго вида; · 1 балл – невыполнение | |
Покажи карандашом ключ. | ||
Карандаш - ключом. | ||
Нарисуй круг под крестом. | ||
Крест - под кругом. | ||
Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной? | ||
Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? | ||
Сашу ударил Коля. Кто драчун? | ||
Охотник бежит за собакой. Кто впереди? | ||
Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? |
9. Связная речь:
Предъявление задания | Оценка |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (4 картинки). Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ. | 1) Критерий смысловой целостности: · 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; · 4 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; · 3 балла – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла; · 2 балла – рассказ не завершен; · 1 балл – отсутствует описание ситуации. 2) Критерий лексико-грамматического высказывания: · 5 баллов – грамматически правильный рассказ с адекватным использованием лексических средств. · 4 балла – без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; · 3 балл – аграмматизмы, далекие смысловые замены; · 2 балла – односложные предложения, неадекватное использование лексических средств; · 1 баллов – рассказ не оформлен. 3) Критерий самостоятельности выполнения задания: · 5 баллов – полностью самостоятельная работа; · 4 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ – самостоятельно; · 3 балла – картинки разложены и составлен рассказ со стимулирующей помощью · 2 балла – картинки разложены педагогом, рассказ – с помощью; · 1 балл – невыполнение даже при наличии помощи. |
Послушай рассказ, запомни и перескажи. Горошины. В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. | 1) Критерий смысловой целостности: • 5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья; • 4 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; • 3 балла – пересказ неполный, значительные сокращения, искажения смысла, • 2 балла – рассказ не завершен, включение посторонней информации; • 1 балл – невыполнение; 2) Критерий лексико-грамматического высказывания: • 5 баллов – нарушений лексических и грамматических средств нет; • 4 балла – аграмматизмов нет, но есть стереотипность высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; • 3 балла – односложные предложения, неадекватное использование слов; • 2 балла – аграмматизмы, повторы; • 1 балл – пересказ не доступен. 3) Критерий самостоятельности выполнения задания: • 3 балла – самостоятельный пересказ после первого предъявления; • 2 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса); • 3 балла – пересказ после повторного прочтения; • 1 балл – пересказ по вопросам; • 0 баллов – невыполнение даже по вопросам. |