Содержание практических занятий
По дисциплине «Основы психологического сопровождения в образовательном процессе»
Планы практических занятий
Занятие № 1. Основные направления и сущность психологического сопровождения в образовательном процессе
Контрольные вопросы:
1. Понятие психологического сопровождения в узком и широком смыслах.
2. Направления деятельности по психологическому сопровождению в образовательном процессе.
3. Функции педагога и психолога в области психологического сопровождения в образовательном процессе.
4. Реализация психологического сопровождения в образовательной практике.
Занятие № 2. Психологическое сопровождение развития и становления личности обучающегося
Контрольные вопросы:
1. Содержание личностной составляющей образовательного процесса.
2. Развитие социально-психологических личностных качеств обучающихся разного возраста.
3. Психолого-педагогические и социальные факторы развития ответственности, организованности и целеустремленности у обучающихся разного возраста.
4. Выстраивание и реализация перспективных линий саморазвития самосовершенствования личности обучающегося.
Занятие № 3. Система развития учебно-познавательной компетентности обучающихся
Контрольные вопросы:
1. Деятельность педагогического коллектива по совершенствованию учебно-познавательной компетентностиобучающихся.
2. Основные позиции содержания, форм, методов и организации деятельности педагогов образовательного учреждения по совершенствованию учебно-познавательной компетентности школьников.
3. Система норм, определяющих основные позиции содержания, форм, методов и организации деятельности педагогов образовательного учреждения по совершенствованию учебно-познавательной компетентности школьников.
4. Содержание и формы совместной работы по совершенствованию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Занятие № 4. Психологическое сопровождение творческого развития обучающихся
Контрольные вопросы:
1. Структура и содержание творческих способностей личности.
2. Развитие креативности и творческих способностей учащихся в различных видах деятельности.
3. Развитие у обучаемых способности находить творческие решения социальных и учебных задач.
4. Формирование умений находить решения в нестандартных ситуациях.
5. Развитие компетентности в работе с информацией: применение, сохранение, обработка, распространение и преобразование информации (библиотечные каталоги, информационные системы, интернет, электронная почта и др.).
Занятие № 5. Система развития социально-профессиональной компетентности обучающихся
Контрольные вопросы:
1. Понятие социально-профессиональной компетентности.
2. Соотношение: интеллектуальные способностей, личностные свойств и социально-профессиональных личностных качеств в структура социально-профессиональной компетентности.
3. Модель социально-профессиональной компетентности: базовые компетентности, предпосылочные (интеллектуальные способности, личностные свойства) и ядерные (социальные и профессиональные).
4. Уровни целостной социально-профессиональной компетентности.
5. Развитие социально-профессиональной компетентности на основе психологических законов психического и личностного развития человека.
6. Формирование социально-профессиональной компетентности на основе психологических закономерностей освоения деятельности (в том числе профессиональной) и становления ее субъекта (учащегося, студента).
Занятие № 6. Психологическое сопровождение социального развития обучающихся
Контрольные вопросы:
1. Значение социальной компетентности в обеспечении жизнедеятельности человека и взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом.
2. Развитие способности у обучающихся организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимым представлением о здоровом образе жизни. Формирование ценностного отношение к жизни.
3. Формирование поведения в соответствии с социальными нормами, правами и обязанностями гражданина.
4. Формирование культуры социального взаимодействия. Развитие умений общаться, сотрудничать, руководить людьми и подчиняться.
Занятие № 7. Диагностическое направление психологического сопровождения в образовательном процессе
Контрольные вопросы:
2. Мониторинг психолого-педагогического статуса обучаемого и динамики его психического развития в процессе обучения.
3. Психодиагностика и её возможности в мониторинге психического развития обучающихся.
4. Анкетирование учащихся с целью выявления обеспечения адаптации обучающихся к образовательной среде.
5. Рисуночная психодиагностика и возможности её применения в практике образования.
6. Психодиагностика мотивации учебной деятельности.
7. Психодиагностика уровня воспитанности и личностного развития.