Искусство Древней Греции архаического и классического периодов




План работы

 

Введение

Искусство Древней Греции архаического и классического периодов

Эллинистическое искусство

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

В Греции архаический период, как считают исследователи, были записаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера, существовавшие раннее в устной форме.

Зарождается литературное творчество, письменное народное творчество, историография. В архитектуре господствуют колонны, дорический и ионический ордера. Изготавливается керамика. Возникает каменная скульптура. Изображаются в основном реальные люда, герои, боги в облике людей. Доминирует изображение обнаженного юноши и одетой женщины. Развивается ремесленное и сельскохозяйственное производство, военное дело. В VIII-VI века до н.э. была создана реальная основа для расцвета древнегреческой культуры.

Бурное развитие получило искусство: архитектура, ваяние, поэзия и проза, театр, музыка. Широкую известность получили творения Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана. Афинский театр, вмещал 17 тыс. зрителей, а театр в г. Эфесе - 60 тыс. Человек в древнегреческом искусстве предстает самостоятельной активной личностью с явными акцентами героики, возвышенности. Он способен к творчеству и в этом ему помогают боги. Свободная состязательность в видах искусства и физической культуре соотносилась с постоянно соседствующим вооруженным насилием. Их сравнение утверждало уважение к порядку и добродетелям, к закону, формировало неприятие деспотизма и тирании. Жизнь в городе-полисе воспринималась не только как необходимое и наилучшее устройство, но и считалась противостоящей хаосу и грубости (варварству). Известно, например, что только Аристотель описал 158 греческих полисов. Пантеон богов достиг более 3 тысяч.

Была создана уникальная для того времени библиотека. По разным источникам она насчитывала от 100 до 700 тыс. рукописных книг и других письменных источников. Книжные знания предназначались не только для богатых греков, но и дня развития духовной культуры, совершенствования производства, для торговли, лечения людей и других целей. Библиотека существовала более 250 лет. Затем часть ее сгорела в 47 г. до н.э., часть была уничтожена завоевателями в 391 г. н.э., а остатки -в VII-VIII веках.

 


Искусство Древней Греции архаического и классического периодов

 

Древнегреческая мифология подразделяется на дофессалийскую (доолимпИйскую), фессалийскую (олимпийскую) И диойисийскую. Дофессалийская мифология объединяет древнейшие мифы и представляет собой преимущественно тератологию, т.е. совокупность сказаний о чудовищах: циклопах, сторуких гекатонхейрах, о псе Цербере — стороже царства мертвых, о Лернейской гидре, Немейскомльве и т.п. Фессалийская (или олимпийская) мифология содержит сказания о богах. Местопребыванием которых была гора Олимп - в Фессалии. Во главе этого сонма богов, составлявшего официальный пантеон Древней Греции, стоял Зевс-громовержец.

Представления о богах делали для древних греков возможным мифологический опыт. Для мифологического сознания функции богов приблизительно соответствуют функциям Причинных законов в контексте науки и определяемых на основе этих законов качеств. Мифологические же качества понимаются как некоторые индивидуальные сущности, не допускающие деления на сферы идеального и реального. То, Что на наш взгляд, относится к идеальному (порядок, мудрость, мера, справедливость и т.п.), для мифического сознания предстает в качестве персонифицированной сущности — бога. Каждый из богов несет ответственность лишь за то, что соответствует его сущности. Гелиос руководит движением Солнца. Афина отвечает за практическую мудрость и справедливое суждение, Аполлон — за пророческое видение и музыкальное мастерство. Такие характеристики богов и есть мифологические качества.

Поэтому боги в смысле прообразов и прокачеств составляли краеугольные камни мировоззрения древних греков, а сам мир воспринимался сквозь призму конкретных божественных свойств — сфер компетенции богов. Каждое же мифолофское качество развертывалось как история того или иного бога. Эта история понималась как священное время, которое не линейно, а циклично, поскольку в нем происходит одно и то же повторяющееся событие (смена времен года, рождение дня и ночи и т.д.).

Сквозь все греческие мифы проходит различие между священным, вечным миром богов и миром смертных. Мир смертных в противоположность миру бессмертных отличается именно тем, что в нем ничего не подвержено повторению, но все движется и изменяется или исчезает совершенно бесследно. В этом мире прошлое, настоящее и будущее строго разделены: прошлое невозвратимо, будущее неведомо, настоящее есть неуловимый миг. Священное Же время, напротив, внутри себя вновь и вновь возвращается вспять. Это осуществляется прежде всего во время религиозных праздников. Такие праздники представляют собой не просто имитации, спектакли событий священного времени, они есть культовые события, в которых прошлое воспроизводится в настоящем, в самом что ни на есть реальном виде. Если на священном празднике изображается, например, что Афина учит женщин прядильному искусству, Аполлон устанавливает государственный порядок и учит музыке, а Гермес знакомит людей с торговлей, имеет место изначальное событие, а значит, присутствует соответствующий бог, к которому обращаются.

Большую роль в жизни Греции играли жрецы храма Аполлона в Дельфах, где находился главный греческий оракул. К нему обращались за советами по всем важнейшим вопросам. Однако дельфийские жрецы, имея огромный авторитет, сами не входили во властные структуры греческих городов-государств и не занимались регламентированием социальных и культурных норм, а ведали исключительно делами культа. Поэтому религиозная жизнь в Греции отличалась определенной свободой. Сгустком культурного самосознания греков стал гомеровский эпос, тогда как канонические сакральные тексты отсутствовали. На поэмы Гомера смотрели прежде всего как на «жизненное руководство». В греческой культуре закрепились идеи божественности поэзии, и широкое распространение получили легенды о поэтах, чье творчество связывалось с божественным наитием.

С VII в. до н.э. вместо излагающих мифологию эпических поэм, с присущим им объективизмом действия и слабой разработкой индивидуальных характеров, приходит более индивидуалистичная ч анархичная лирика. Известна даже точная, хотя и несколько условная, дата рождения античной лирики: 6 апреля 648 г. до н.э. состоялось солнечное затмение, описанное лириком Архилохом (2-я пол.УП в. до н.э.) Конечно, существовала и более древняя лирика — лирическая песня. Известны и имена древних лирических певцов. Это Орфей, МусеН, Филаммон, Лин, превосходивший самого Гомера и по старшинству и по своему искусству. Впрочем, все эти имена скорее всего вымышленные.

Лирические настроения этой эпохи были ограничены либо описанием физических состояний человека, либо описанием борьбы аристократии с демократией, либо войн греческих полисов с деспотиями Востока. Лирическая поэзия отражала достигнутый уровень индивидуальной свободы, выход из родовой общины, сопровождающийся проявлениями индивидуализма и анархизма.

Например, если для героя Гомера бросить на поле боя щит означало навлечь на себя неслыханный позор, то Архилох, не раз видевший, как воины бросают щиты, в своей поэзии выступает за сохранение жизни ценой щита и чести. Индивидуалистические мотивы также характерны для лирики Мимнерма из Колофона (VII в. до н.э.), для лириков VI в. до н.э. — Анакреонта {1-я пол.У1 вв. до н.э.), Сапфо (ок. 610 — ок. 580 до н.э.), Алкея (кон. VII — 1-я пол.У1 вв. до н.э.)

Была развита в Греции и хоровая лирика, объединявшая поэзию, музыку и танец. Из музыкальных инструментов использовались лира и ее более совершенный вариант — кифара. Существовал и духовой инструмент авлос, иногда ошибочно называемый флейтой. Ни полифонии, ни гармонии в нашем понимании греки, по-видимому, не знали. Музыкальные инструменты обычно использовались для сопровождения пения. Выдающимися хоровыми лириками были Алкман (VII в.), Стесихор из Гимеры (рубеж VII— VI вв.), Симонид с Кеоса (557/6—468), Пиндар из Фив (ок. 518—442 или 438 до н.э.).

В классический период наметился конфликт с официальными олимпийскими богами со стороны культа Диониса, бога виноделия, олицетворявшего производящие силы природы. Отправление этого культа было оргиастичным (от греч. оргия — обряд, ритуал, священнодействие) и поражало воображение древнего грека.

Культ Диониса стал истоком трагедии. Запевала дифирамба (букв. «песнь топора» — обрядовая хоровая песня, сопровождавшая принесение жертвы) постепенно становился актером, а хор — основой греческой трагедии.

Другая форма культа Диониса была представлена мистериями, в которых принимали участие только посвященные. Наиболее древними были Элевсинские мистерии, возникшие на основе культа богини земледелия и плодородия Деметры. Человек, посвящаемый в Элевсинские таинства, как бы переживал участь похищенной Аидом дочери Деметры Коры. Он приобщался к страданиям Коры, а на этапе, соответствующем возвращению богини, тоже «воскресал» И прикасался к вечной «блаженной» жизни. Главным в мистериях было непосредственное переживание «потустороннего» божественного опыта, что давало надежду на его повторение в посмертном существовании души. Представления о «божественном» происхождении души, ее «падении» и возвращении в прежнее «небесное» состояние стало основой достаточно стройного учения ор-фиков, которое возникло в VI в. до н.э.

Первым афинским трагиком считается Феспид, который на Великих Дионисиях (534 до н.э.) поставил свою трагедию, использовав наряду с хором актера-декламатора.

Сюжеты для трагедий черпались из греческой истории и мифологии, которые преломлялись и истолковывались в духе Диониса — бога героев. Решающим в рождении трагедии стало учреждение афинским тираном Писистратом общегосударственного праздника Великих Дионисий, благодаря чему народный культ Диониса стал опираться на поддержку властей.

Первым ставшим известным трагиком мировой литературы и старшим из классических греческих трагиков был Эсхил (ок. 525— 456 до н.э.), воспевший победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. Он создал 70 трагедий, в которых монументальность сочеталась с патетикой. Наиболее известны трагедии Эсхила «Персы», «Семеро против Фив», «Орестея», «Скованный Прометей».

Другой великий греческий трагик Софокл (ок.496 -406 до н.э.) создал 120 трагедий, среди которых «Аякс», «Антигона», «Эдип-царь», «Эдипв Колоне».

Младшим из классических трагиков был Еврипид (ок. 480—406 до н.э.). Среди его трагедий «Алкестида», «Медея», «Ипполит», «Гекуба» и др.

Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды справедливости, блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло. Неотвратимый закон справедливого возмездия проявляется в судьбах почти всех героев Эсхила.

Если у Эсхила воля богов справедлива, то у Софокла она прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла — в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Пытаясь предотвратить исполнетвратить исполне прорицаний, человек сам обрекает себя на неизбежное возмездие. Известнейшая разработка этой темы — трагедия «Эдип-царь».

Еврипид же в своем творчестве доходил уже до прямого богоборчества. Боги в его изображении жестоки и пристрастны, однако даже не боги, а безудержные порывы человеческой души определяют людские судьбы, повергая их из одного страдания в другое.

Цель трагедии состояла в достижении катарсиса души — очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям. Обычно давали три трагедии подряд, затем шла «Сатарова драма» — еще один инсценированный эпизод из мифологии, но уже в облегченном, забавном освещении, что позволяло зрителям снять напряжение от трагедий. Трагические сюжеты в основном брались из мифологии, хотя были и исключения — «Персы» Эсхила, «Завоевание Милета» Фриниха.

Кроме трагедии существовала и комедия. Среди наиболее известных комедиографов Эвполид (ок. 445 —411 до н.э.), Кратет (расцвет творчества в 450—423 до н.э.), Аристофан (ок. 445 — ок. 386 до н.э.). До нашего времени целиком дошли только комедии Аристофана.

Греческие трагедии и комедии сильно отличались от современной драмы. Хор в трагедии играл не меньшую роль, чем актеры, что сближает греческую трагедию с нынешней оперой или ораторией. Монологи в сотни стихов фактически уничтожали всякую логику и динамизм жизни. Характеры были монолитны и одноцветны. Проклятие, обычно тяготевшее над героями, лишало трагедии подлинного драматизма. Судьба, направляющая действия героев, во многом напоминала слепой случай. Развязка принадлежала богам.

И все же нельзя принижать значение греческой трагедии на том основании, что в ней отсутствовала всякая психология. И мысли, и чувства, и переживания в трагедии передавались в особой пластической трактовке. Пластика как стиль греческой культуры выдвигала на первый план скульптурные интуиции, мир, понятый скульптурно. Пластическо-скульптурное мировидение отличало всю греческую культуру в целом, но наиболее зримо воплотилось в скульптуре и архитектуре.

Греческие скульпторы архаического периода в основном изображали победителей спортивных состязаний. Это так называемые куросы (скульптурное изображение юношеских фигур) и коры (скульптурное изображение девичьих фигур). Статуи архаического периода характеризовались условностью. Хотя скульпторы и достигали точности деталей, но не могли придать статуям гармонии и целостности, что выражалось, например, в «архаической улыбке» — застывшей гримасе куросов и кор.

В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название «суровый». Создатели этого стиля известны нам только по именам: Калм, Главкиад из Эгины, Агелад из Аргоса, Пифагор из Регия. Идеал человека в классическую эпоху был воплощен великим Фидием (нач. V в. до н.э. — 432—431 до н. э.) в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованной золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского. Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон (сер. V в. до н. э.). Его «Дискобол», изображая атлетическую фигуру во всем напряжении физических сил, показывает ту дистанцию, которая отделяет классическую греческую скульптуру от архаических куросов и кор.

Третьим великим скульптором был Поликлет (2-я пол. V в. до н.э.) из Аргоса. Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Этот канон господствовал в греческом искусстве более ста лет, ориентируя скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие. Однако уже в позднекласси-ческую эпоху, в IV в. до н.э., большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это ярко проявилось в творчестве Праксителя (ок. 390 —ок. 330 до н.э.). Его «Афродита Книдская» стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.

Несколько иным было творчество Скопаса (IV в. до н.э.). Од создал патетический стиль. Под его влиянием находился Леохар (сер. IV в. до н.э.), которому приписывают создание бронзового оригинала знаменитой скульптуры Аполлона Бельведерского, известного р-ш по мраморной римской копии.

Великим скульптором IV в. до н.э. был также Лисипп (2-я пол. IV в. до н.э.). Он не только оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, но и разработал новый пластический канон с более легкими и объемными пропорциями.

Главные достижения греческой архитектуры связаны со строительством храмов. Светские постройки были очень непрочными и скромными. Предположительно в VIII в. до н.э. были выявлены две системы пропорций зданий, два ордера: дорический и ионический. Дорический ордер отражал стремление к монументальности, к совершенству пропорций. Ионический ордер характеризовался большим изяществом и прихотливостью линий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: