К стандартным методам анализа финансовых результатов деятельности предприятия относятся горизонтальный и вертикальный анализ показателей формирования финансовых результатов, который выполняется в аналитических таблицах с помощью относительных показателей динамики, показателей структуры и динамики структуры. Вертикальный анализ финансовых результатов деятельности предприятия (табл. 17) – это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ (табл. 18) направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменений в их структуре.
Таблица 18
Динамика показателей отчета о финансовых результатах
Наименование показателя | Год, предшествующий предыдущему, тыс. руб. | Предыдущий год, в % к предшествующему | Отчетный год, в % к предыдущему |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | |||
в том числе от продажи: собственной продукции | |||
… | |||
Прочие доходы и расходы | |||
… | |||
Прибыль (убыток) до налогообложения | |||
Текущий налог на прибыль | |||
Прибыль (убыток) от обычной деятельности | |||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчета о финансовых результатах. Рентабельность – это показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Кроме рентабельности текущей деятельности и рентабельности продукции (по прибыли от продаж) определяется показатель рентабельности продаж, рассчитываемый по чистой прибыли (чистая прибыль / выручка от продажи). В табл. 19 представлена методика расчета показателей рентабельности.
Таблица 19
Методика расчета коэффициентов рентабельности
Показатели | Алгоритм расчета | Предыд. год | Отч. год | Изменение |
Коэффициент валовой прибыли | Валовая прибыль / Выручка от продаж | |||
Рентабельность текущей деятельности | Прибыль от продаж / Расходы по обычным видам деятельности | |||
Рентабельность продаж по прибыли от продажи | Прибыль от продаж / Выручка от продаж | |||
Общая рентабельность | Прибыль до налогообложения / Выручка от продаж | |||
Рентабельность продаж по чистой прибыли | Чистая прибыль / Выручка от продаж |
Анализ финансовых результатов начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов - себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменений этих показателей. Различные виды прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли. Конечная цель анализа состоит в том, чтобы выявить причины изменения и оценить качество чистой прибыли. Данные анализа отчета о финансовых результатах конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов, акционеров, участников фондового рынка и других пользователей, принимающих деловые решения.
Обычно в таблицах сочетаются абсолютные значения анализируемых показателей, по которым рассчитываются отклонения, данные о структуре совокупности показателей и ее изменение, относительные показатели динамики показателей финансовых результатов.
На основании данных отчета о финансовых результатах и предложенной методики (таблицы 17 и 18) в курсовой работе необходимо выполнить горизонтальный и вертикальный анализ формирования финансовых результатов.
На основании данных отчета о финансовых результатах в курсовой работе необходимо провести анализ формирования чистой прибыли (табл. 20).
Таблица 20
Анализ прибыли организации
Показатели | Абсолютные величины | Темп прироста, % (гр. 4 / гр. 2) х 100 | Структура, % | ||||
Предыд. год | Отчет. год | Отклонение (гр. 3 - гр. 2) | Предыд. год | Отчет. год | Отклонение (гр. 7 - гр. 6) | ||
Прибыль от продаж | |||||||
Прибыль до налогообложения | |||||||
Чистая прибыль |
На основании данных отчета о финансовых результатах и предложенной методики (табл. 19) в курсовой работе необходимо провести анализ рентабельности рассматриваемого предприятия.