При работе с компьютером




 

В настоящее время компьютерная техника достигла такого уровня развития и совершенства, что уже не требуется регламентации времени работы с ней, чтобы путем его нормирования или ограничения минимизировать вредное техногенное воздействие на организм человека. Технологически сегодня компьютер настолько безвреден для среды рабочего места и самого пользователя, что нет принципиального различия в том, пробудет ли он за ним, скажем, пять или восемь часов. Поэтому фактором вредоносного воздействия компьютера на организм человека здесь мы пренебрегаем как второстепенным или фоновым.

Сегодня на первый план в качестве источников возникновения у пользователей ПК различного рода хронических заболеваний, которые мы называем псевдо-«компьютерными», выходят статические нагрузки на организм человека вследствие малоподвижного характера работы, а также развивающихся на этом фоне гипокинезии (недостатка движения), гиподинамии (недостатка общей физической нагрузки) и гиповолемии (нарушения перераспределения крови). Поэтому требования к организации режима труда и отдыха пользователей ПК призваны защитить человека не от машины, а от самого себя, от функциональных стереотипов поведения, способных стать причиной возникновения целого комплекса заболеваний.

Трудовая деятельность человека, связанная с работой с компьютером в зависимости от своего характера и содержания традиционно делится на три группы: работа группы А связана с считыванием информации с экрана монитора или дисплея, а также ее поиском; работа группы Б – с набором или вводом информации; работа группы В – творческая работа в режиме диалога с компьютером. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПК следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

Как показывает практика, пользователи компьютеров, выполняющие работы группы А, более всего подвержены психоэмоциональным и статическим физическим нагрузкам, поскольку вынуждены подолгу внимательно следить за потоком информации, зачастую не меняя положения тела на протяжении нескольких часов. В первую очередь это относится к людям, отслеживающим сложные динамические процессы или явления. К ним относятся диспетчеры центральных диспетчерских пунктов электростанций, трубопроводов, линий электропередач, операторы локационных установок и т.д., страдающие соматическими (неинфекционными) заболеваниями на фоне недостаточной двигательной активности и монотонной интеллектуальной нагрузки.

Пользователи ПК, выполняющие работы группы Б, наряду с психоэмоциональными нагрузками, связанными с восприятием и последующим вводом большого количества нередко ранее им неизвестной информации, испытывают комплексные физические нагрузки: динамические – на руки, статические – на позвоночник и иные отделы опорно-двигательной системы, что вызывает повышенный дискомфорт и ведет к перегрузкам отдельных групп мышц. К ним относятся делопроизводители разного профиля, бухгалтерские и библиотечные работники, технические писатели, верстальщики, и т.д., обеспокоенные ухудшением здоровья вследствие разбалансировки двигательной активности.

Люди, выполняющие работы группы В, подвержены больше психоэмоциональным, чем физическим нагрузкам, поскольку результат их трудовой деятельности состоит в готовом интеллектуальном продукте, включающем в себя работы групп А и Б, а также собственный творческий вклад по обобщению имеющейся или созданию новой информации. К их числу относятся журналисты, программисты, сотрудники консалтинговых, аудиторских, юридических фирм, научные работники, которые нередко страдают больше именно от переизбытка информации.

Учащаяся молодежь обычно, как показывает практика, совмещает в своем взаимодействии с компьютером особенности всех трех указанных выше групп работ. В своей учебной деятельности студент и воспринимает информацию с экрана монитора или дисплея, и вводит ее, и творчески перерабатывает в режиме диалога с ПК полученные сведения. Фактически, работа именно студента с компьютером характеризуется наибольшей интенсивностью, сложностью и напряженностью. Поэтому он должен быть максимально заинтересован в том, чтобы лично минимизировать все возможные неблагоприятные воздействия на свой организм от неправильно организованной работы с компьютером.

Чтобы избежать осложнений здоровья психосоматической или гипокинезической этиологии (происхождения) существуют гигиенические требования к организации режима труда и отдыха. В течение рабочего дня для всех пользователей компьютеров, непосредственно и постоянно работающих с этой техникой, помимо обязательного обеденного перерыва «для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы» (п. 9.1.7 Правил).

Порядок представления пользователям ПК регламентированных перерывов должен определяться правилами внутреннего трудового распорядка организации или учреждения, но если этого по месту работы нет, то каждый из этих работников имеет право на дополнительный перерыв каждые два часа. Пункт 9.1.9 Правил гласит: «Продолжительность непрерывной работы с компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов». При этом продолжительность такого «регламентированного» или технического перерыва для работников, выполняющих работу групп А и Б, при 8-часовой рабочей смене должна составлять 10-15 минут, а для работников, выполняющих работу группы В – 15-20 минут (прил. 15 Правил). Если же в организации принят 12-часовой график работы, то регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, – после каждого часа работы продолжительностью 15 минут (п. 9.1.12 Правил).

Таким образом, в течение 8-часового рабочего дня работники, для которых компьютер является основным орудием труда, должны иметь 30 минут дополнительного отдыха (помимо обеденного перерыва), а при 12-часовом рабочем дне – час отдыха в форме «регламентированных перерывов».

Думается, что такой порядок организации времени работы и отдыха может быть рекомендован всем пользователям компьютеров при использовании ими данной техники в домашних условиях, как в целях работы, так и в целях досуга.

Единственным известным современной медицинской науке способом снятия психоэмоционального и статического физического напряжения является организованная физическая активность, направленная на восстановление кровообращение и тонуса тех групп мышц, которые наиболее сильно задействованы при работе с компьютером. Иными словами фармация бессильна перед гипокинезией, гиподинамией и гиповолемией, и только сам человек, мобилизовав свою волю, способен преодолеть неблагоприятные для своего здоровья последствия чрезмерно активной и длительной работы с компьютером. Для этого физиологами и специалистами в области промышленной гигиены были разработаны специальные комплексы физкультурно-оздоровительных упражнений, которые вошли в СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в качестве приложений 16, 17 и 18 (см. приложение А).

Эти упражнения рекомендуется выполнять индивидуально во время «регламентированных перерывов» с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития позотонического утомления, а также уменьшения отрицательного влияния монотонии труда (п. 9.1.13 и 9.1.14 Правил). Главное удобство этих комплексов упражнений заключается в том, что их выполнение не требует использования каких-либо специальных тренажеров, особо отведенных помещений и т.д. Они легко могут быть проделаны в границах зоны рабочего места любого пользователя ПК, а некоторые из них, – даже не вставая с компьютерного кресла.

Еще одним достоинством этих упражнений является то, что они адаптированы ко всем возрастным группам, являются универсальными и для своего выполнения не требуют какой-либо предварительной физической подготовки. Однако выполняя их, следует помнить, что эти комплексы упражнений рассчитаны не на приобретение каких-либо новых физических качеств, а на поддержание уже имеющихся в течение рабочего дня. Их задача – снять физическое и психоэмоциональное напряжение и усталость, а не развить мускульную силу, поэтому при их выполнении всегда следует придерживаться методических рекомендаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: