Ценность выявления и уточнения ценностей




Самый эффективный путь выявления и уточнения ценностей — привлечение жизненного опыта клиента. Попросите клиента (и обязательно своими словами) охарактеризовать ценности его собственной жизни, при необходимости объединяя их в одну группу. Ценности, выделенные таким путем, будут действитель­но связаны с жизненным контекстом: ведь они извлекаются из самой жизни клиента, а не из списка на листке-шпаргалке коу-ча. Когда клиентам предъявляют подобный список, они часто поддаются искушению позаимствовать их — как бы приобрести в магазине: «Я бы хотел иметь вот это... а вот с этим меня бы ува­жали». Поскольку люди склонны оценивать ценности, они вно­сят в список те из них, которые кажутся им высшими, например духовность или целостность, и исключают те, которые общество считает менее достойными, например личную власть или обще­ственное признание.

Работая один на один с клиентом — будь это вводная сессия или одна из последующих, коуч обязательно раскрывает вместе с ним какие-то его ценности. Остается только их идентифициро­вать. Есть много методов работы с ценностями в рамках сессии коучинга, начиная с вопросов типа: «В каких ситуациях прояв­ляются эти ценности? От каких ценностей Вы отказываетесь в первую очередь? Какие из них для Вас самые устойчивые? А ка­кими ценностями Вы иногда пренебрегаете?».

Еще одно плодотворное упражнение: нужно попросить кли­ента выстроить ценности в приоритетном порядке, начиная пер­вую десятку с наивысшей и далее по убывающей. Основной ре­зультат такого упражнения — это не просто законченный ран­жированный список. Очередность пунктов в этом списке кли­ент волен изменить в любой момент. Главное то, что это упраж­нение заставляет клиента увидеть за пустым словом саму цен­ность. Расставляя пункты по порядку, он их попутно обдумыва­ет. Некоторые коучи превращают это занятие в некую игру: представьте себе путешествие по абсолютно неизвестной и, воз­можно, враждебной стране, в которое вы можете взять с собой только десять ценностей. Какие вы возьмете? Это упражнение не направлено на выделение «самой главной» ценности: вместо этого оно ставит клиента в ситуацию, когда ему придется, отка­завшись от части ценностей, заново рассмотреть оставшиеся.

Следующий шаг: можно предложить клиенту отметить, на­сколько он признает у себя наличие той или иной ценности и следует ей в своей жизни, по 10-балльной шкале. В 1 балл будет оценена наименее признанная ценность, в 10 баллов — самая важная, напоминающая о себе постоянно. Некоторые субъек­тивные ценности, относящиеся к существенным аспектам жиз­ни клиента, скорее ^сего, будут оценены в 4-5-6 баллов — чаще всего это области личных неудач или обид, вызванных тем, что какая-то ценность подавлена. Здесь открывается отличная воз­можность для коучинга: «С чем это связано? Что нужно для то­го, чтобы признавать наличие этой ценности и следовать ей в данных обстоятельствах? Чем Вы платите за отказ от нее? Что Вас останавливает?».

В процессе коучинга анализ ценностей позволяет оценить «правильность» совершаемых выборов. Кроме того, он пролива­ет свет на те выборы, которые оказались неудачными. Клиент может окинуть взглядом решения, которые он сделал, и увидеть, какие ценности в каждом случае были учтены либо проигнори­рованы. Знание ценностей клиента колоссально влияет на весь процесс коучинга. Коуч будет видеть, какие пути действий кли­ент примет легко, как бы плывя по течению, потому что они бу­дут для него оправданы согласием с ценностями. Зная, какие ценности клиент не признает, коуч сможет заранее разглядеть айсберг, преграждающий «Титанику» путь.

Ценности можно использовать в точке принятия решения. Когда клиент находится в процессе выбора между разными спо­собами действий, субъективные ценности служат для него лак­мусовой бумажкой: «Способствует ли данный шаг признанию и следованию Вашим собственным ценностям? Какой ценностью Вы руководствуетесь, когда принимаете это решение?». Если решение действительно важное, спросите о каждой из ценнос­тей «первой десятки», в какой степени выбранный вариант ее учитывает. Учет высших ценностей клиента как факторов, вли­яющих на решение, всегда — всегда! — послужит тому, чтобы оно привело клиента к самореализации. При этом решение мо­жет оказаться не самым легким, не самым веселым или не са­мым приятным либо потребовать жертв и даже иметь болезнен­ные последствия. Но, с точки зрения долговременного баланса, такое решение окажется самым эффективным, потому что оно учитывает внутреннюю сущность клиента. Мы вновь и вновь наблюдаем клиентов, которые принимают решения, исходя из состояния своего банковского счета, или из боязни неудобств, или из неуверенности, порожденной чужими неудачами. Они учитывают только факторы, действующие в самый момент ре­шения, и стремятся уменьшить «крути на воде», которые от это­го решения пойдут. Такие решения никогда не служат самореа­лизации, поскольку подменяют внутреннюю сущность внешни­ми обстоятельствами.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!