Сравнительная рецензия двух исторических романов из жизни Древнего Рима.




Уральский федеральный университет

Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Институт гуманитарных наук и искусств

Исторический факультет

Кафедра Древнего мира и Средних веков

Сравнительная рецензия двух исторических романов из жизни Древнего Рима.

 

 

Рецензия студентки I курса, гр. ГИ-163202

Манасян Елены Вардгесовны

 

Преподаватель:

канд. ист. наук, доцент,

Зайков Андрей Викторович

 

 

Екатеринбург

«В дни Каракаллы» - исторический роман известного русского писателя Антонина Петровича Ладинского, увидевший свет в Москве, в 1961 году. В центре повествования романа скриба, глазами которого описываются быт, нравы, люди, величие городов Римской Империи III века нашей эры.

Ладинский Ант. В дни Каракаллы: исторический роман. Минск: «Мастацкая литература», 1987. – 460 с.

От прочитанного романа у меня остались положительные впечатления. Произведение Антонина Петровича Ладинского читалось легко, буквально на одном дыхании. Словно удалось перенестись вместе с героями романа в дни императора Каракаллы. Несмотря на то, что батальных сцен было мало и, в основном, они концентрировались в заключительной части книги, книга не перестает представлять интерес для прочтения. В большей степени мое внимание привлекли судьбы личностей (философов, поэтов, обычных рабов), описанных в романе и так или иначе представляющих черты жизни своей эпохи. Через глаза юного скрибы мне удалось прочувствовать атмосферу таких городов, как Тир, Сидон, Антиохия, Александрия, Великий Рим. Произведение действительно позволяет взглянуть на Римскую империю III века через призму обычного, любознательного человека, которому все также ново и удивительно, как и мне, читателю этой книги.

В названии романа лежит главный описываемый период на протяжении всего произведения. Таким образом, автор дает понять читателю, что основные события книги будут происходить именно в дни императора Марка Аврелия Антонина, прозванного Каракаллой. Данное название позволяет читателю сориентироваться в хронологических рамках, выстроить собственный образ Римской империи III века на основании имеющихся знаний еще до прочтения самого произведения.

С одной стороны, можно сказать, что в основе романа Антонина Петровича Ладинского положена антитеза. Скриба-каллиграф, чьими глазами нам представляется Империя, противопоставлен всем остальным окружающим. Он по-настоящему искренен, в некоторых местах наивен, и, как сказал поэт Вергилиан: «Он воспринимал все то, что видел вокруг себя».[1] На протяжении всего романа его образ противопоставляется образам тех, с кем он непосредственно встречается во время своих путешествий. Например, можно проследить совершенно другое мировосприятие, совершенно другое отношение к явлениям, происходящим в Империи у главного героя повествования и у Вергилиана, племянника сенатора Кальпурния Мессалы.

С другой стороны, роман строится на последовательном описании образов героев. Но, стоит отметить, что, если образы Юлии Маммеи, Вергилиана, Цессия Лонга, Корнелия раскрываются локально, они связаны именно с какими-либо событиями, то образ главного героя-каллиграфа и самого императора Каракаллы раскрываются на протяжении всего романа.

Примечательно и то, что роман начинается со знакомства с таким городом как Томы, который становится отправной точной путешествия нашего героя и заканчивается тем, что скриба направляется в тот же город Томы. Также нельзя не сказать и то, что завязка романа происходит именно в этом городе, и, как было сказано в самом начале: «Можно сказать, что приключения, описанные в этой книге, начались в тот самый день, когда в Томы пришел римский корабль, названный счастливым именем «Амфитрида».[2]

Автор мастерски рисует нам как внешний вид, так и характер героев. Образы раскрываются с помощью многочисленных эпитетов, описательных конструкций, а также через слова главного героя. Одним из ключевых образов романа является образ Вергилиана, племянника сенатора Кальпурния Мессалы. Именно он являлся некой путеводной звездой для главного героя, направлял его на жизненном пути. Слова Вергилиана заставляли задуматься скрибу, размышлять о причинах тех или иных событий, окружавших его. Так, в романе он описывался следующим образом: «Вергилиан был прост в обхождении с людьми…Этот беспокойный человек был полон приворечий. Точно каждую минуту он был не там, где ему хотелось быть, всегда в разлуке с чем-то, чего ему не хвататало».[3]

Авторский стиль, по моему мнению, характеризуется тщательным. Детальным описанием событий. В процессе прочтения кажется что действительно оказываешься в самом центре событий вместе с героями книги. Еще одной особенностью стиля автора является расчленение изображаемых предметов на части, на простые составляющие, с помощью использования предложений с рядами однородных членов. Данный прием помогает восприятию читателя, а также способствует детальному описанию образов героев, событий и явлений.

«Смерть богов» (Юлиан Отступник) – один из самых известных романов известного русского писателя Д.С. Мережковского, впервые опубликованный в 1895 году на страницах журнала «Северный вестник» и ставший первым романом в трилогии «Христос и Антихрист». В центре повествования жизненный путь римского Императора Флавия Клавдия Юлиана, его отношение к христианству, а также борьба зарождающегося христианства с религиозными воззрениями Античности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: