Тема: «Конфликты. Управление конфликтами»
(Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)
ПЛАН
1. Понятие и типы конфликтов.
2. Модель процесса конфликта и последствия конфликта. Методы разрешения конфликтов.
1. Понятие и типы конфликтов.
КОНФЛИКТ - отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Конфликт может быть ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ и вести к повышению эффективности работы организации. Или он может быть ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМ и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности работы организации.
Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако, последующий анализ показывает, что «виноваты» другие факторы.
Конфликт, помимо негативных ощущений, заключает в себе позитивное содержание:
· Конфликт как способ выявления проблем.
· Стимулирующая функция конфликта.
· Конфликт помогает познать самого себя.
· Конфликт как спусковой клапан эмоций.
Типы конфликта
Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Рис. 1 Межгрупповой конфликт.
Причины конфликта
Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
|
|
Уровни конфликта в организации и их источники
Взаимосвязь элементов организации можно представить в виде простой диаграммы, показанной на рис. 5. Она помогает понять, что практически в любой организации существует несколько уровней конфликтов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, организационные и конфликты между организацией и внешней средой.
Рис. 5. Элементы организации
Таблица 1.
Формы поведения в состоянии фрустрации
Корректирующие реакции | Психологический процесс |
Компенсация | Посвящает себя работе с еще большей энергией, чтобы компенсировать чувство реального или воображаемого несоответствия требованиям |
Замещение | Перенесение и выражение скрытых эмоций в адрес людей, идеи или предметы, которые на самом деле не являются основными источниками этих эмоций |
Фантазия | Мечтания или иные формы возбуждения собственного воображения, чтобы, с одной стороны, спрятаться от реальности, а с другой, получить воображаемое удовлетворение |
Негативизм | Активно или пассивно сопротивляется, делает это подсознательно |
Проецирование | Защищается от осознания собственных нежелательных черт характера и неприятных чувств путем приписывания их другим людям |
Рационализация | Оправдывает противоречивые и нежелательные формы поведения, мнения, утверждения и мотивационные факторы, дает им общепринятые объяснения |
Регрессия | Возвращается на предшествующий, низший уровень зрелости при возникновении фрустрации |
Смирение, апатия и скука | Разрушается психологический контакт с окружающей средой, отказывается от любого рода эмоциональной или личной вовлеченности |
Бегство или уход | Уходит из той области, в которой испытал фрустрацию, тревогу или участвовал в конфликте, физически или психологически |
|
|
Характер воздействия конфликтов на организацию иллюстрируется графиком, приведенным на рис. 6.5.
Рис. 6. Воздействие конфликтов на организацию
2.Модель процесса конфликта и последствия конфликта. Методы разрешения конфликтов.
Рис. 2. Цикл конфликта