высшего профессионального образования




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра управления персоналом

 

Введение в специальность

(144 часов, реферат, экзамен)

Выписка из государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государствен­ным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Введение в специальность»

В условиях становления рыночной экономики возрастает значимость человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций.

Учебный курс «Введение в специальность» является одной из базовых специальных дисциплин для специалистов-менеджеров, нацеленной на формирование у студентов видения целостной системы управления социально-трудовыми отношениями в современной организации, овладение методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, обучения и развития персонала, регулирования конфликтов и трудовых споров.

В процессе преподавания дисциплины читаются лекции, проводятся практические занятия, деловые игры, тестирование, конференции.

Рубежный контроль знаний включает проведение итоговой конференции и сдачу экзамена.

Краткое содержание курса

1) Цель и задачи курса «Введение в специальность».

Цель – дать системные представления о сфере профессиональной деятельности, ее месте и роли в обществе, а также о профессиональной подготовке специалистов. Задачи: 1) приобретение знаний по направлениям о структурах профессиональной подготовки менеджеров; 2) знания об объемах профессиональной деятельности менеджеров; 3) видах профессиональной деятельности и их особенностях; 4) представление о роли менеджера или руководителя в обществе.

2) Понятие профессии и ее сущность.

Характерные для менеджмента черты включают: экономический, правовой, и организационно технический аспекты. Менеджмент можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление, контроль. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму. Труд менеджера – это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников

3) Профессия менеджера и ее место в общей классификации профессий.

Это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов. В современном понимании менеджер это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы. Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. По сравнению с другими видами труда он имеет ряд особенностей: выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

4) Специальность, специализация, квалификация менеджера.

Специальность определяется через предмет деятельности человека, это круг знаний о некотором фрагменте реальности. Специализация является частью специальности, в рамках которой они создаться и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений, навыков в различных, но более узких областях деятельности. Классификация – это степень готовности специалиста осуществлять профессиональную деятельность. Классификация специализации: по сфере деятельности, по объектам управления, по средствам управления, по типу организации, по типу профессии.

5) Сущность понятий «менеджмент» и «управление». Их соотношение.

Управление – включает в себе управление техническими, социальными и биологическими системами и по тому более общее понятие по отношению к понятию менеджмент. Управление – основополагающий принцип существования общества. Менеджмент – более тонкий инструмент управления, осуществляемый по отношению к специализированным, узким, детально измененным процессам. Менеджмент: вид деятельности, наука, искусство, группа людей. Сущностью управленческой деятельности заключается в постановке целей, обеспечении согласованности в ее достижении и определении качества достигнутого результата путем ее соотношения с целью.

6) Социальное управление как система. Классификация социального управления (классы, виды, формы и уровни).

Управление – это вид деятельности направленный на осуществление функций: планирования, организации, мотивации, контроля, регулирования. Управление осуществляется: техническими, социальными, биологическими. Социальными: 1) индивидуальная деятельность, самоуправление; 2) управление коллективной деятельностью; 3) социально политический, экономический, культурный менеджмент. Формы управления: управление материальными ресурсами, социальным развитием. Подвиды управления: отраслевой, функциональный менеджмент.

7) Особенности руководителя как субъекта управления организацией. Роль менеджера в организации.

1) наличие у руководителя властных нормативно закрепленных полномочий для осуществления управленческого воздействия; 2) именно в руках руководителя сосредоточены все функции управления организацией; 3) отличается более высокой персонифицированной ответственностью за деятельность коллектива и его состояние; 4) многообразие социальных ролей, которые исполняет руководитель; 5) большая психологическая напряженность.

8) Особенности управленческой деятельности.

1) неопределенность условий принятия управленческих решений; 2) высокий уровень риска; 3) повышенная ответственность за последствие принимаемых решений; 4) одновременно является и объектом и субъектом управления; 5) повышенные требования, предъявляемые к уровню профессионализма руководителя; 6) наличие конфликтного потенциала между руководителем и подчиненным, между руководителями и организациями этот потенциал требует нейтрализации без ущерба для участвующих сторон; 7) высокая интенсивность контактов руководителя с другими с людьми; 8) уникальность управленческих ситуаций;

9) Условия реализации управленческой деятельности.

1) организационно административная работа – прием и передача информации, контроль; 2) аналитическая работа – восприятие и переработка информации, подготовка соответствующих решений; 3) информационно техническая работа с документами их подготовка, вычислительные операции; 4) участие в создании материальных благ, не прямо, а косвенно через труд других лиц; 5) предмет труда – информация; 6) средства труда – организационная и вычислительная техника; 7) результат труда – принятие решений.

10) Профессиональные качества менеджера.

Грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет. Культура – это высшая проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Менталитет – квинтэссенция культуры (сгусток). Аспекты: информационный (знание), операционный (умение), аксиологический (ценности). Понятие управления: на другого человека, на группу людей, на самого себя. Уровни реализации: самоуправление, управление персоналом, соуправление организацией

11) Управленческая культура менеджера: понятие, структура модели, роль в системе подготовки менеджера.

1) здоровье сберегающий – направлен на улучшение здоровья; 2) функциональный – реализация управленческих функций; 3) психологический – диагностический учет; 4) личностно творческий – карьерный рост; 5) управленческая коммуникация – сохранение и ведение коммуникации. Управленческая культура – это индивидуальные и личностные характеристики субъекта, которые включают в себя знание, умение и ценностные ориентации компонентов обеспечивающих реализацию менеджером управления на различных уровнях.

12) Здоровье сберегающий компонент управленческой культуры менеджера.

1) самоуправление: знание об организации своего здорово образа жизни, умение организовать здоровый образ жизни, осознание ценности собственного здоровья; 2) управление персоналом: знать требование для организации сбережения труда, умение организовать здоровье сберегающие условия труда, осознание необходимости здоровья; 3) соуправление организацией: знание требования к профессии менеджера его здоровья, должны уметь соответствовать этим требованиям и понимать их важность.

13) Функциональный компонент управленческой культуры менеджера.

1) самоуправление: знание о методах, критериях и показателях успешного самоуправления, самообучения, саморазвития, умение реализовать методы самоуправления, умение использовать возможности управления менеджера; 2) управление персоналом: знание ключевых понятий, сущность управленческой деятельности, умение ценить управленческое решение, применять различные методы управления; 3) соупраление организацией: знание миссии, целей организации в целом и задачи работников, проектных групп, функций, обязанностей руководителей и коллективов.

14) Психологический компонент управленческой культуры менеджера.

1) самоуправление: изучение своих психических, личностных особенностей и факторов, влияющих на них, знание основ создания конкуренции, собственного имиджа, самоуправления и саморегулирования; 2) управление персоналом: изучение психологических особенностей подчиненных, личные особенности подчиненных и влияние на них, знание основ создания имиджа подчиненных, психологии коллектива, основы взаимодействия личности и группы, создание психологического климата в коллективе; 3) соуправление организацией: знание психологических основ культуры организации, создания имиджа организации и способы привлечения персонала

15) Личностно-творческий компонент управленческой культура менеджера.

1) самоуправление: знание составляющих своей конкурентоспособности, коммуникативных, лидерских, деловых, личностных качествах, о возможностях своего дальнейшего роста; 2) управление персоналом: знание об уровне конкурентно способности персонала, его коллективные способности, деловые качества, возможности карьерного, творческого роста и способы использования этого во благо организации; 3) соуправление организацией: преимущества планирования карьеры, умения развивать свои лидерские способности, планировать свой карьерный, творческий рост, развития конкурентных, творческих, деловых и качественных способностей персонала

16) Компонент «управленческая коммуникация» управленческой культуры менеджера.

Коммуникации – организационные (внешние, внутренние – горизонтальные, вертикальные – нисходящие, восходящие), межличностные (формальные, неформальные). Функции: информативная, мотивационная, контрольная, воздействие на эмоции. Процесс осуществления коммуникаций: Источник – кодирование – канал связи – раскодирование – получатель. Взаимодействие, когда получатель становиться источником, а источник получателем. Коммуникация как процесс - источник: отбор информации, выбор канала связи, выбор кодировки. Канал связи должен обеспечить: надежность передачи, минимум искажений, удобство, скорость, обратную связь

17) Система профессиональной подготовки и повышения квалификации менеджера.

1) система среднего профессионального образования – колледж (менеджмент) по отрасли 2-3 года; 2) высшее профессиональное образование менеджмент организации 061100 (возможность получения специализации; подготовка специалистов для высшего и среднего звена руководства); 3) учеба в аспирантуре 080005 «экономика и управление народным хозяйством»; получение второго высшего образования; очно-заочная форма обучения по получению смежных специальностей (финансы, юриспруденция, психология); возможность обучения в бизнес школе; краткосрочное обучение; профессиональное образование повышенного уровня; самосовершенствование.

19) Основные виды профессиональной деятельности менеджера в соответствии с ГОС ВПО и их содержание.

Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года, поправка 2003. ГОС ВПО назначение стандарта в соответствии с ФЗ о высшем и послевузовском образовании заключается в обеспечении: 1) качество высшего и послевузовского профессионального образования; 2) единство образовательного пространства РФ; 3) предназначен для обеспечения основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений; 4) для обеспечения признания и установления эквивалентности иностранных государств о высшем и профессиональном образовании.

20) Требования к уровню образованности выпускника по специальности 061100 «Менеджмент организации».

1) быть знакомым с основными учениями в области гуманитарных, социально экономических наук, анализировать социально значимые проблемы и процессы; 2) менеджер должен иметь представление о здоров образе жизни и самосовершенствоваться; 3) владеть культурой мышления, знать законы, быть грамотным в беседе; 4) уметь организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора и хранения информации; 5) уметь анализировать свои возможности, вести дискуссию, принимать нестандартные решения, ставить цель и формировать задачи ее решения.

21) Менеджмент времени.

Управление временем – это планирование рабочего времени, выработка различных методов борьбы с причинами нерационального использовании временного ресурса. Не рациональная трата времени: 1) бюрократическое препятствие; 2) неправомерное распределение должностных обязанностей; 3) ненаучная организация труда, носит как субъективный таки объективный характер. Для того чтобы выявить временные траты пользуются самым простым и распространенным методом самофотографии рабочего дня.

22) Имидж менеджера.

Имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоциональный или окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Принципы создания имиджа: 1) повторения; 2) непрерывного усиления воздействия; 3) двойного вызова (предполагает обращение не только к внешним анализаторам, но и на подсознание человека). Воздействие имиджа на людей: 1) привлечение внимания; 2) пробуждение интереса к имиджу; 3) возбуждение потребностей осуществить действие; 4) совершение действия. Личный имидж: 1) природные качества; 2) характеристики личности как следствий ее образования и воспитания; 3) жизненный и профессиональный опыт.

23) Профессиональная этика менеджера.

1) общечеловеческая (относись к человеку, так как ты хочешь чтобы относились к тебе; уважение личности человека и его достоинства; признания за ним права свободы); 2) профессиональные (нормы межличностного взаимоотношения: руководитель и подчиненный; между коллегами; руководитель и руководитель; терпение; лояльность; понимание; корректность). Профессиональная этика выражается в четком следовании нормам морали, нравственности, совести и в конечном итоге сказывается на имидже организации, ее руководителе, его профессиональном авторитете и весе в своей сфере.

24) Профессиональные объединения менеджеров.

1) региональные (союз промышленников и предпринимателей (направлена на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и в мире, содействие модернизации экономики)); 2) федеральные (российская ассоциация бизнес образования (всемирное содействие формированию эффективной системы бизнес-образования в России, способной обеспечивать образование и профессиональную подготовку кадров для отечественных предприятий и организаций на уровне высоких мировых стандартов.), ассоциация менеджеров России (национальная некоммерческая общественная организация, деятельность которой направлена на всестороннее развитие российского делового сообщества)).

25) Командообразование. Командные роли.

Ролевая структура имеет коллектив и команду: 1) профессиональные, 2) командные. С 1981-1993 Белбе – были введены 9 основных командных ролей необходимых для эффективной команды: мыслители, исполнители, доводчики, оценщики, исследователи ресурсов, формирователи, коллективисты, председатели, специалисты.

Темы рефератов

1. Управление деловой карьерой в организации.

2. Кадровое планирование на предприятии

3. Управление трудовой карьерой специалистов

4. Управление качеством труда персонала на производстве

5. Перестройка деятельности кадровых служб в условиях рыночной экономики

6. Формирование и развитие организационной культуры в организации (в фирме)

7. Социальный портрет женщины-менеджера.

8. Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.

9. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.

10. Адаптация как проблема мотивации.

11. Психологические законы функционирования рыночной экономики

12. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.

13. Модели лидерства.

14. Авторитет руководителя.

15. Имидж организации

16. Временной ресурс руководителя.

17. Тренировка интеллекта и выработка креативного мышления

18. Психологическая совместимость в малых группах.

19. Психологические аспекты эффективной коммуникации.

20. Психологические аспекты эффективных инноваций.

21. Механизмы и средства разрешения трудовых конфликтов

22. Роль менеджера в воспитании коллектива

23. Социально-психологические методы воздействия на массовое стихийное поведение

24. Методы разрешения конфликтов.

25. Практика использования конфликтов в управлении.

26. Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении

27. Особенности мотивации и стимулирование персонала

28. Организационное, правовое и научно-методическое обеспечение соци­ального партнерства.

29. Зарубежные модели социального партнерства.

30. Подготовка кадров и повышение их квалификации.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Менеджмент и его типы.
  2. Цели и задачи управлением персоналом.
  3. Концепция управления персоналом в организации.
  4. Система управления персоналом.
  5. Власть и основные формы ее реализации.
  6. Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.
  7. Сущность кадровой политики.
  8. Структура кадров системы управления.
  9. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
  10. Управленческая психология как наука.
  11. Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
  12. Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
  13. Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
  14. Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
  15. Психодиагностика как область психологического знания.
  16. Предмет психодиагностики как области психологического знания.
  17. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе
  18. Управление и лидерство.
  19. Теории лидерства.
  20. Партнерство руководителя и подчиненных.
  21. Виды влияния, обеспечивающие партнерство
  22. Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.
  23. Лидерство в механизме осуществления власти.
  24. Качества современного лидера.
  25. Модели лидерства.
  26. Стиль руководства как категория управления.
  27. Классификация стилей руководства.
  28. Субъективная составляющая стиля руководства.
  29. Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.
  30. Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении.
  31. Необходимость организации труда руководителя.
  32. Планирование рабочего времени.
  33. Управлением стрессом.
  34. Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).
  35. Работа с документами.
  36. Групповые методы работы с персоналом.
  37. Типы групп в управлении.
  38. Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций.
  39. Психологические аспекты эффективной коммуникации.
  40. Психологические аспекты эффективных инноваций.
  41. Формирование коллектива.
  42. Качество персонала. Построение коллектива.
  43. Преимущество и недостатки коллективной работы.
  44. Менеджер как воспитатель коллектива.
  45. Природа и виды конфликта.
  46. Движущие силы конфликтов и формы их протекания.
  47. Стратегии и техника управления конфликтами.
  48. Типология и характеристика конфликтов делового общения.
  49. Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.
  50. Мотивация как функция управленческого цикла.
  51. Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации.
  52. Психологические аспекты мотивации.
  53. Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.
  54. Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем.
  55. Зарубежный и отечественный опыт мотивации.
  56. Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.

 

 

Вопросы для контроля остаточных знаний

  1. Менеджмент и его типы.
  2. Цели и задачи управлением персоналом.
  3. Концепция управления персоналом в организации.
  4. Система управления персоналом.
  5. Власть и основные формы ее реализации.
  6. Сущность кадровой политики.
  7. Структура кадров системы управления.
  8. Развитие коммуникативных возможностей персонала.
  9. Ротация и продвижения кадров.
  10. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
  11. Управленческая психология как наука.
  12. Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла.
  13. Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
  14. Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды.
  15. Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
  16. Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
  17. Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
  18. Психодиагностика как область психологического знания.
  19. Сущность кадровой политики.
  20. Структура кадров системы управления.
  21. Развитие коммуникативных возможностей персонала.
  22. Ротация и продвижения кадров.
  23. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
  24. Управленческая психология как наука.
  25. Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла.
  26. Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
  27. Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды.

 

Список рекомендуемой литературы

1.Музыченко, В.В. Управление персоналом. Лекции: Учебник / - М.: Академия, 2006. - 528с

2.Михайлина, Г. И. Управление персоналом: учебник / под ред. Г.И. Михайлиной. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Дашков и К, 2007. - 284с.

3.Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В.И. Кнорринг. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2007. - 544с.

4.Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. - М.: Харвест, 2007. - 512с.

5.Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Модели управления: учебник / Ю.Н. Арсеньев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 287с.

6.Федосеев, В. Н. Управление персоналом: учебник/ В. Н. Федосеев. - М;Ростов н/Д: МарТ, 2008. - 528с.

7.Федосеев, В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие / В. Н. Федосеев. - М;Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 528с.

8.Михайлина, Г. И. Управление персоналом: учеб. пособие / под ред. Г.И. Михайлиной. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Дашков и К, 2007. - 284с.

9.Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. - М.: Харвест, 2008. - 512с.

 

 

Ведущий преподаватель

заведующая кафедрой

управления персоналом, к.п.н. И.Р Казарян

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: