Этапы педагогического диагностирования




Конструктивный (подготовительный, теоретический) этап, включающий следующее содержание:

- определение объекта (субъекта) изучения;

- постановка целей и задач деятельности;

- изучение теоретических основ сущностных характеристик изучаемого объекта;

- выбор методов и методик (моделей) изучаемого объекта, разработанных и рекомендуемых наукой, их адаптация, уточнение сообразно данным условиям, целям, возможностям учителя и т.п.

Этот этап подготовлен деятельностью исследователя в области педагогической диагностики и требует от учителя умения использовать имеющиеся рекомендации и творческого применения их и своей работе.

Например, если учитель намерен изучить уровень сформированности ученического коллектива, то ему достаточно знать, сколько этапов в развитии коллектива обычно выделяют, каковы признаки каждого этапа, найти и использовать уже разработанные и апробированные методики, чтобы определить уровень развития коллектива. На данном этапе деятельности учитель, конструирующий предстоящую работу, отвечает на такие вопросы: Что я буду изучать? С какой целью? Какими методами и методиками я воспользуюсь? Какими критериями и показателями буду руководствоваться?Что по данной проблеме накоплено наукой? Как использовать имеющуюся информацию в данных условиях? и т.д.

Второй этап - организаторский. На этом этапе учитель планирует свою работу, продумьшает приемы и способы по организации изучения избранного объекта, наиболее рациональные средства для фиксации и учета получаемой информации. Учитель, организующий диагностирование, отвечает на следующие вопросы: Как я буду изучать? Кого привлечь к работе? Как обеспечить всех субъектов работы методическими материалами (программами, методиками, бланками, формами фиксации и др.)? Как регулировать процесс изучения? Какие сроки и этапы работы определить? Как вести учет всей информации? и т.н.

Этап практического осуществления. На этом этапе учитель реализует поставленные цели и задачи, используя подобранные методики и модели изучения, следуя намеченному плану, фиксирует полученную информацию, пользуясь различными формами учета, собирает информацию, необходимую для того, чтобы постановить диагноз.

Чтобы осуществить поставленные задачи, выделим вопросы, на которые отвечает диагност: Достаточно ли четко я проинструктировал слушателей? Правильно ли я выполняю намеченный план? Не ошибаюсь ли я в выборе форм учета? Удается ли мне четко и достоверно фиксировать информацию? Отвечают ли на поставленные вопросы опрашиваемые? В какой помощи они нуждаются?

Оценочно-диагностический этап. Главная его задача - постановить диагноз. Для этого факты и свойства анализируются и группируются по единому основанию, обобщаются результаты наблюдений, анкетирования и т.д., причем очень важно, чтобы учитель, соблюдая такт, сообщал информацию точно, полно, логично, объективно и последовательно.

Успешно решить поставленные задачи помогут следующие вопросы. Как я буду анализировать имеющуюся информацию? Какие приемы мне лучше применить? Как обобщить данные? Почему не на все вопросы имеются ответы? Какие ошибки я допустил? Правильно ли я делаю выводы, ставлю диагноз? и т.д

Конструктивно-прогностический этап. Опираясь на данные диагноза, учитель конструирует и прогнозирует предстоящую учебную и воспитательную деятельность, а также использует полученную информацию для совершенствования своей практической деятельности по осуществлению индивидуально-личностного и дифференцированного подхода к учащимся, а также для самообразования и самовоспитания. Значительную помощь учителю оказывают вопросы: Как использовать полученную информацию? Какие учебно-воспитательные задачи мне наметить? Какого результата я должен достичь в своей работе? Какие рекомендации составить для учителей, родителей и учащихся на основе диагноза? Что изменить в своей работе? Какие методы и формы работы будут наиболее эффективными? и т. д.

Общеизвестным является тот факт, что в становлении творческого мышления педагога важную роль играет рефлексия. Человек не только думает о чем-то, но и сознательно контролирует процесс своего размышления. Различные аспекты рефлексии, влияющие на характер профессиональной деятельности учителя, рассматривали философы, психологи, педагоги, которые и определили влияние рефлексии на становление личности учителя в на развитие его профессиональных умений. Для нас существенным является смысл термина «рефлексия», соотносимый с самосознанием личности.

«Рефлексия - "принцип человеческого мышления", направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, раскрывающий внутреннее строение и специфику духовного мира человека» (Ю.Н.Кулюткин).

Рефлексия позволяет личности выйти из полной поглощенности непосредственной деятельностью для выработки соответствующего отношения к ней, для занятия позиции над ней, чтобы с высоты этой позиции осознать свою деятельность, критически ее проанализировать и конструктивно усовершенствовать.

Исходя из важности рефлексии в становлении творческой личности учителя, на наш взгляд, необходимым становится выделение в диагностической деятельности учителя еще одного этапа - методической рефлексии, которая подразумевает самоанализ собственной деятельности, выявление причин своих успехов и неудач, самонаблюдение, самоконтроль, самооценивание деятельности, самоанализ ретро-снективного типа, самоанализ прогнозирующего типа, направленный на будущую деятельность, самопредвидение, самообязателъство, самоотчет. Постоянный самоанализ, выявление причин своих успехов и неудач позволяет учителю совершенствовать деятельность.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!