Конституционные принципы судебного процесса




ТЕМА 10 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ОРГАНЫ

 

Судебная власть Российской Федерации в системе разделения

Властей

Конституционное законодательство в суде. Включение в Конституцию РФ концепции разделения властей привело к появлению в курсе российского конституционного права специальной темы о судебной власти. Судебной власти посвящена 7-я глава Конституции, принято несколько федеральных конституционных законов: о судебной системе РФ (31 декабря 1996 г.)1, об арбитражных судах (28 апреля 1995 г.)2, о военных судах (23 июня 1999 г.)3, о Конституционном Суде РФ (21 июля 1994 г.)4, приняты законы о мировых судьях (1999), о народных заседателях (2000), о статусе судей в РФ (1992 г. с последующими изменениями), о защите судей и других служащих правоохранительных органов (1995) и т.д. Нередко главы о судебной власти (и о прокуратуре) есть в конституциях и уставах субъектов РФ, в субъектах РФ принимаются иногда также законы, относящиеся к судебной деятельности, хотя они выходят за сферу предметов ведения субъекта РФ.

Задача судебной власти, судов — обеспечение правосудия. Правосудие в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства и только судами, созданными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и иных судов, не предусмотренных федеральным конституционным законом, не допускается. В РФ действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации. Федеральные суды — это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды,составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ). К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суд субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Федерации. Однако все они составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных федеральными законами, применяют федеральные кодексы законов и федеральное законодательство, действуют по процедуре, установлен ной федеральными кодексами.

Конституционное право устанавливает лишь основы организации и деятельности судебной власти. Судебная же деятельность (кроме конституционных и уставных судов) регулируется отраслевыми кодек сами законов: уголовным, гражданским, трудовым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и др. В курсе конституционного права рассматриваются лишь конституционно-правовые аспект правового положения, организации и деятельности судов. Более детально эти вопросы изучаются в других учебных курсах (организация органов юстиции, уголовный и гражданский процесс и др.). Особенности судебной власти РФ. Судебной властью обладают лишь суды, другие правоохранительные органы (прокуратура, нотариат и т.д.) ею не наделены. Вместе с органами других ветвей власти (законодательной и исполнительной), иными государственными органами суды осуществляют государственную власть, источником которой является народ. Непосредственным выражением этого служит включение в состав судов наряду с профессиональными судьями также народных и присяжных заседателей (о них — ниже). Иногда наряду с государственными судами действуют суды на общественных начала Таковы товарищеские суды, третейские суды. Последние стали возникать совсем недавно, но, например, в Волгоградской области ест примеры удачных разрешений ими конфликтов хуторян с руководимом колхоза «Етеревский»1. Третейские суды созданы также при Президенте РФ, при нем же образована Судебная палата по информационным спорам. Некоторые полномочия суда по отношению к священнослужителям выполняет Синод православной церкви. Все эти суды не обладают государственной властью, не входят в единую систему судов, их решения не обеспечиваются непосредственно государственным принуждением. В данной главе речь идет только о государственных судах.

В отличие от законодательной власти, суд не создает общих правил поведения (по распространенному мнению, в России нет прецедентного права), не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью. Суд осуществляет государственную власть в форме правосудия.

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реализуется в форме рассмотрения судом различных дел и споров (уголовных, гражданских, трудовых, конституционно-правовых, разногласий о компетенции тех или иных органов государства и т.д.)'. Суд рассматривает вопросы о запрещении политических партий, жалобы на действия чиновников и другие дела. Словом, суд призван регулировать конфликты в обществе. Используя государственную власть, он разрешает их.

Разрешая эти конфликты, суд действует не как учреждение со своим штатным составом (например, районный суд, в штате которого может быть 5—10 судей, работники канцелярии, судебные секретари и др.), а в форме судебного заседания, судебного присутствия. Конкретное дело рассматривает и решает судебный состав. В нем участвует судья и два народных заседателя, судья и 12 присяжных, три профессиональных судьи (например, при рассмотрении гражданского дела) и т.д. Судебный состав может состоять из одного судьи (например, мирового судьи). Профессиональные судьи рассматривают дела в арбитражных судах. Именно профессиональные судьи и «судьи из народа» (а не весь состав судебного органа) осуществляют судебную власть от имени и именем государства (приговоры и решение выносятся именем Российской Федерации).

Для осуществления судебной власти особое значение имеет соблюдение процессуальной формы. Решение суда, даже правильное по существу, по жалобе одной из сторон, по протесту прокурора может быть отменено вышестоящим судом и направлено на новое рассмотрение, если нарушена форма процесса.

Судебная власть осуществляется коллегиально, что должно быть гарантией правильности, обоснованности принятого решения. Судья единолично может решать лишь дела об административных проступках и другие незначительные дела, но и тогда он действует в судебном процессе. Вне процесса судья может осуществлять некоторые другие полномочия (например, принятие определений по вопросу о запрете демонстрации в определенном районе города или об инвентаризации имущества), издавая судебный приказ. Такие акты могут иметь временный характер и в связи с обращением стороны могут быть оспорены в судебном заседании.

Суд решает дела в соответствии с законом и правосознанием членов

(судейской коллегии, внутренним убеждением судей, которое сложилось в ходе рассмотрения дела в судебном процессе. Суды и судьи не находятся в иерархическом подчинении, ни вышестоящий суд, ни какой-либо другой государственный орган не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное конкретное дело. Свои решения суд должен основывать на законе.

Контроль за деятельностью судов {если он не относится к повторному рассмотрению дела) имеет в основном внутренний характер, он осуществляется внутри этой ветви власти рассматриваемыми ниже органами судейского самоуправления.

Правосудие — главная, но не единственная функция судебной власти. Судьи осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.), удостоверяют факты, имеющие юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим и др.), устанавливают ограничения право субъектности граждан (признание гражданина недееспособным), осуществляют судебный надзор в отношении решений нижестоящих судов и т.д. Они выносят определения по вопросам осуществления конституционных прав (например, признание демонстрации или забастовки незаконной). Пленум Верховного Суда РФ дает судам руководящие разъяснения по вопросам судебной практики, т.е. толкует нормы права. Особые задачи выполняет Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов Федерации. Об этом говорилось выше.

Судебная власть в России слаба. Президент РФ в своем послании к парламенту говорил об «унижении суда», когда должностные лица в территориях уклоняются от исполнения решений суда, продолжают применять акты, признанные судом недействительными1. Укрепление судебной власти — одна из задач российского государства. Судейское самоуправление. Обособление судебной власти предполагает создание особых органов судейского сообществасудейского самоуправления. Они призваны выражать общие интересы этой ветви, но не могут вмешиваться в профессиональную деятельность судов по осуществлению правосудия. Это — Всероссийский съезд судей и избираемый им Совет судей РФ, съезды (конференции) судей субъектов РФ, военных округов групп войск, флотов, избранные ими соответствующие советы судей. Органы судейского самоуправления обсуждают вопросы совершенствования законодательства, актуальные Проблемы работы судов, судебной практики, с тем, чтобы выработать общую позицию по применению тех или иных норм закона. Они избирают квалификационные коллегии при судах.

Существует Высшая квалификационная коллегия, квалификационная коллегия судей при Верховном Суде РФ, свои квалификационные коллегии действуют при судах субъектов Федерации (краевых, областных и др.), при арбитражных и военных судах. Они избираются тайным голосованием, избрание может проводиться, если присутствуют не менее 2/3 судей или избранных ими делегатов. Не могут быть избраны в состав коллегии председатели и заместители председателей судов (кроме районных судов). Члены коллегии избираются на три года. Квалификационные коллегии рассматривают кадровые вопросы (о кандидатах на судебные должности и др.), только она вправе снять с судьи неприкосновенность, прекращать или приостанавливать полномочия судьи, проводить аттестации и присваивать судьям квалификационные классы. В 2001 г. численность судей общих судов в РФ составляла около 16 тыс. чел., арбитражных — около 2 тыс. чел., военных — около 700 чел.

§ 2. Организация судебной власти

 

В соответствии с Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ от 31 декабря 1996 г. к федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды (это — суды общей юрисдикции), а также Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации (это система арбитражных судов). К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. Однако вся судебная система РФ представляет собой определенное единство.

Единство судебной системы РФ находит свое выражение в том, что: 1) она устанавливается только федеральными конституционными законами; 2) существует единый статус судей на всей территории РФ; 3) все суды применяют федеральное право, общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ, а также законодательство субъектов Федерации при условии верховенства федерального права; 4) все суды, включая мировых судей, действуют по единым правилам судопроизводства; 5) исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории России; 6) федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета (конституционные (уставные) суды субъектов РФ — из их бюджетов). Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ создаются и упраздняются в соответствии с Конституцией РФ, другие федеральные суды создаются и упраздняются федеральным законом1.

Единство судебной системы и разновидности судов в РФ. При единстве судебной системы в России действуют несколько видов различных судов.

1. Суды конституционной юстиции. Это: Конституционный Суд РФ, предусмотренный Конституцией РФ и действующий в соответствии с Федеральным конституционным законом 1994 г., а также конституционные и уставные суды субъектов Федерации. Первые действуют в республиках, имеющих конституции, вторые — в других субъектах Федерации (некоторые субъекты РФ не создали уставные суды). Конституционная юстиция не составляет единой системы. Конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны, они выносят решения только по вопросам соответствия конституции, уставу субъекта РФ правовых актов данного субъекта и правовых актов его местных органов самоуправления. Поскольку в соответствии с законами субъектов Федерации о конституционных и уставных судах их решения окончательны и обжалованию не подлежат, считается, что Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать жалобы на такие решения. Однако они могут касаться толкования федеральной конституции (во многих конституциях и уставах субъектов содержатся сходные, и это естественно, формулировки с Конституцией РФ). Кроме того, решения конституционных, уставных судов могут касаться вопросов совместной компетенции Федерации и субъектов. В связи с этим могут встать вопросы о роли Конституционного Суда РФ в отношениях с конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции. Это — Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подразделения (например, в Москве), военные суды (в гарнизонах, военных соединениях). Судьи (в том числе судьи верховных судов республик в составе РФ), кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений. Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции (по жалобе стороны, протесту прокурора и др.). Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ. Это — высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его ведение не входят конституционная и арбитражная юстиция. Во-первых, Верховный Суд РФ выступает в качестве суда первой инстанции (например, по жалобам судей на решения квалификационных коллегий об отрешении от должности, рассматривает жалобы на ненормативные акты Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ, жалобы кандидатов на выборах в Государственную Думу и на должность Президента РФ на нарушение их избирательных прав и др.). Во-вторых, в установленных законом процессуальных (а не иных) формах он осуществляет надзор за деятельностью других судов (речь идет не о командовании ими, а о пересмотре дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам). В-третьих, он дает разъяснения по вопросам судебной практики (они теперь не называются руководящими, но суды следуют им в том числе и по причине высокого авторитета Верховного Суда).

Верховный Суд действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий (по гражданским делам, уголовным делам и военная коллегия). Пленум — весь состав Верховного Суда, созываемый не реже одного раза в четыре месяца. В его заседаниях в обязательном порядке участвуют Генеральный прокурор, министр юстиции. Пленум обобщает судебную практику, рассматривает представления Генерального прокурора и министра юстиции, заслушивает сообщения председателей судов субъектов Федерации, военных судов о практике применения законодательства, утверждает составы названных выше трех судебных коллегий.

В состав Президиума Верховного Суда входят Председатель, его заместители и несколько судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ (кандидатуры судей предлагаются Председателем Верховного Суда). Президиум Верховного Суда рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь судам, координирует их деятельность с Министерством юстиции, анализирует судебную практику, судебную статистику, рассматривает организационные вопросы работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда.

Судебные коллегии рассматривают дела, относящиеся к их ведению, в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, обобщают судебную практику. Военная коллегия ведает военными судами. Председатель военной коллегии обладает более обширными полномочиями по сравнению с председателями других коллегий. Некоторые вопросы организационного характера он решает единолично. Он вправе истребовать дела для проверки в порядке надзора, приостанавливать решения военного суда, передавать дела из одного военного суда в другой.

Военные суды — разновидность судов общей юрисдикции, они входят в их систему; Военные суды создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица,' проходящие военные сборы. Существуют окружные (военных округов), флотские (флотов) и гарнизонные военные суды. В окружном суде рассматриваются дела по первой инстанции по гражданским и административным делам единолично судьей или в составе коллегии из трех судей, уголовные дела — в составе коллегии трех судей либо судьями с участием присяжных или народных заседателей. Окружной (флотский) суд рассматривает также дела по второй инстанции. В гарнизонном суде рассматриваются дела только по первой инстанции единолично судьей, либо с участием присяжных или народных заседателей. Согласно ст. 109 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил военнослужащие вправе обращаться в суд (только в военный суд) с жалобой на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

' Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. Они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обвиняемый (обвиняемые) могут выбирать: будет рассматривать их дело обычный суд (судья и два народных заседателя) или суд присяжных. Такие суды в России созданы лишь в экспериментальном порядке в десятой части субъектов РФ. В соответствии со ст. 36 и 421 УПК суд присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена, терроризм, призывы к Насильственному изменению конституционного строя, бандитизм, массовые беспорядки, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение предметов или документов, имеющих особую историческую или культурную ценность, заведомо незаконный арест, посягательство на жизнь работника милиции и др.

Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдикции (городском, субъекта Федерации и др.) в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются (обвиняемым, его представителем) и опротестовываются (прокурором) в Верховный Суд РФ.

В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи, занимающие в ней особое положение.

Федеральный закон о мировых судьях принят 17 декабря 1998 г.1 В ряде субъектов РФ в соответствии с этим Законом приняты свои законы о мировых судьях (например, в 2000 г. в Ульяновской области). Мировые судьи — суды общей юрисдикции субъектов Федерации, но входящие в единую судебную систему России. Они рассматривают по первой инстанции определенную (ограниченную) категорию дел. Порядок их создания и полномочия определяются федеральным законом, а порядок назначения или избрания мировых судей — также законами субъектов РФ. Порядок правосудия определяется федеральными законами, по административным делам — законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета (Судебным департаментом Верховного Суда РФ), а материально-техническое обеспечение — соответствующим субъектом Федерации.

Мировой судья может назначаться законодательным (представительным) органом субъекта РФ или избираться населением своего судебного участка сначала на пять лет, а затем — на любой срок, но не менее пяти лет. Постановления мирового судьи обязательны для всех, в том числе федеральных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.

Мировой судья вправе: 1) рассматривать уголовные дела с предусмотренным наказанием до двух лет лишения свободы; 2) издавать судебные приказы; 3) расторгать браки, если отсутствует спор о детях и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений; 4) рассматривать имущественные споры, если цена иска не более 500 минимальных размеров оплаты труда (в год принятия закона это составляло около 42 тыс. руб.); 5) рассматривать административные правонарушения; 6) разрешать трудовые споры. Судья рассматривает дело единолично. Участки мировых судей создаются законами субъектов Федерации, численность их населения должна составлять 15—30 тыс. человек. На мирового судью распространяются те же гарантии и к нему предъявляются такие же требования, что и к другим судьям.

Суды общей юрисдикции в РФ не разрешают дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Федерации и ее субъектов. Если же при рассмотрении конкретного дела они приходят к выводу о неконституционности закона, иного правового акта (в том числе акта субъекта РФ), они не должны применять его и вправе обратиться с запросом по этому случаю в конституционный (уставной) суд (РФ или субъекта Федерации в зависимости от характера правового акта). Вместе с тем вне рассмотрения конкретного дела суды могут проверять соответствие нормативных актов нормативным актам вышестоящих органов.

Арбитражные суды возникли на основе прежних государственных и ведомственных арбитражей, разрешавших хозяйственные споры между государственными организациями, возникавшие на основе плановых заданий предприятиям. Эти споры не подлежали1 рассмотрению в судах общей юрисдикции. Теперь арбитражные суды рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела (о праве собственности на имущество, об аренде, о правах(в сфере хозяйственного управления и др.). В арбитражных судах есть арбитражные заседатели. В систему арбитражных судов входит Высший Арбитражный Суд, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. На территории одного субъекта может быть несколько арбитражных судов, и один арбитражный суд может быть создан для нескольких субъектов. Окружные арбитражные суды создаются для нескольких субъектов. Арбитражные суды субъектов рассматривают дела по первой инстанции, а иногда и в качестве апелляционной инстанции. Суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Вступившие в законную силу решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Председатель Высшего Арбитражного Суда назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи арбитражных судов округов в субъектах Федерации назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда с учетом предложений субъектов Федерации. Судья не может быть назначен без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также возможно только по решению такой коллегии.

Высший Арбитражный Суд действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Полномочия этих органов похожи на полномочия соответствующих органов в Верховном Суде РФ.

Закон о судебной системе РФ допускает создание специализированных судов по рассмотрению гражданских дел (например, трудовых, налоговых споров), но это может быть сделано только на основе дополнений в этот конституционный закон. Таких дополнений пока что не сделано и, следовательно, специальные суды не созданы.

Создание чрезвычайных судов, т.е. судов, образованных вне общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных законом (кодексами законов и др.) запрещено. Категорический запрет Конституции РФ означает, что такие суды не могут появиться и в условиях экстремальных ситуаций (чрезвычайное, военное положение и др.).

Организационное обеспечение судебной деятельности. Для организационного обеспечения деятельности судов Федеральным законом от 8 января 1998 г.1 при Верховном Суде РФ создан Судебный департамент. Это — федеральный государственный орган, осуществляющий обеспечение работы всех судов общей юрисдикции, военных и специальных судов, органов судейского сообщества. Он обеспечивает также финансирование мировых судей, т.е. осуществляет мероприятия для обеспечения условий полного и независимого правосудия. В Субъектах РФ он имеет свои отделы и управления. Во главе Судебного департамента находится Генеральный директор, назначаемый и увольняемый Председателем Верховного Суда с согласия Совета Судей РФ. При Генеральном директоре состоит коллегия из его заместителей и других работников Департамента. Она является совещательным органом.

Обеспечение порядка при осуществлении судебной деятельности и задача исполнения судебных решений возложены на судебных приставов. Их организация и деятельность регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г.2 Служба судебных приставов входит в систему Министерства юстиции РФ. Эту службу возглавляет заместитель Министра юстиции — Главный судебный пристав РФ. Различаются два вида судебных приставов: 1) по обеспечению порядка деятельности судов и 2) судебный пристав-исполнитель. В соответствии с законом об исполнительном производстве от 21 июля 1997 г. он вправе налагать взыскание на имущество должника. Такие факты имели место, например, по отношению к телекомпании ОРТ в 1999 г.

$ 3. Конституционно-правовой статус судей

 

Судьей может быть только гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий

(высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Конституция предусматривает возможность установления дополнительных требований к судьям. Они установлены еще до принятия Конституции РФ законом о статусе судей 1992 г., а также другими законами. После принятия Конституции 1993 г. в эти акты внесены изменения и дополнения. Судьей может быть лишь гражданин, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, не вправе участвовать в политических мероприятиях. Он не может быть депутатом представительного органа, не вправе совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Для судей вышестоящих судов (например, арбитражных судов округов) установлен повышенный возраст (30 лет), а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ может быть лишь гражданин, достигший 35 лет и имеющий стаж по юридической профессии не менее 10 лет. Для судей Конституционного Суда установлены еще более высокие требования: 40-летний возраст и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 128) судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Остальные судьи назначаются Президентом РФ после прохождения процедуры, установленной законом. Для назначения всех судей, в том числе судей военных судов (в РФ более 15 тыс. судей общих судов) требуется представление соответственно Верховного Суда или Высшего Арбитражного Суда. Субъекты Федерации назначать судей не вправе. Исключение составляют судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировые судьи. Они назначаются или избираются в порядке, который устанавливается законами субъектов Федерации.

Представлению на должность судьи предшествует согласование кандидатуры федерального судьи с законодательным (представительным) органом того субъекта Федерации, на территории которого судье (суду) предстоит работать. Если согласование не достигнуто, кандидатура не представляется Президенту РФ для назначения.

До представления и до согласования происходит отбор на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе, любой гражданин, удовлетворяющий установленным в Законе возрастным и иным требованиям, может быть допущен к сдаче квалификационного экзамена, который принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. По результатам экзамена квалификационная коллегия судей дает заключение, которое ложится в основу представления (непредставления) на должность судьи.

Судьи районных (городских) судов, а также судьи военных судов (гарнизонов, соединений, флотилий и т.д.), назначаемые на должность впервые, назначаются на три года. Это своего рода испытательный срок. По истечении этого срока они могут быть назначены (или не назначены) в зависимости от результатов работы без ограничения срока полномочий.

Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и их гарантии. Статья 120 (ч. 1) Конституции РФ устанавливает, что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». В этой формулировке соединены Два начала: независимость, с одной стороны, и подконтрольность, с другой. Независимость означает, что исключается постороннее воздействие на судей при осуществлении судебного процесса (вне этого процесса, как отмечалось, определенные полномочия воздействия имеют квалификационные коллегии). В частности, при вынесении судом (судьей) решения в совещательной комнате могут находиться только судьи (а также народные заседатели), входящие в состав суда по данному делу (но не присяжные, если это суд присяжных). Закон устанавливает уголовную ответственность за любое вмешательство в осуществление правосудия. Судья не обязан отчитываться перед кем-либо в своей деятельности (право отзыва судьи, которое существовало в условиях тоталитарного социализма, отменено), не должен (если он не желает) давать каких-либо разъяснений по существу рассмотренных им дел или находящихся в производстве, не обязан представлять их кому-либо для ознакомления (если только такой порядок не предусмотрен федеральным законом). Судья вправе подать в отставку по своему желанию (в том числе, если полагает, что его независимость пытаются ограничить). Его независимость гарантируется также особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (что делается только органами судейского самоуправления), рассматриваемой ниже его неприкосновенностью, предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Принцип подчинения судьи только Конституции и закону — вторая сторона его независимости. Статья 120 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Из опыта всей жизни (не только судебной деятельности) у судьи складывается собственное правосознание, в ходе рассмотрения конкретного дела формируется внутреннее убеждение, которое ведет его к принятию того или иного решения, но это решение судья обязан принять в рамках закона. Некоторые особенности имеет и деятельность судьи конституционного (уставного) суда, который по долгу службы оценивает конституционность того или иного закона и подчиняется конституции (уставу субъекта), но и в этом случае он действует на основе и в рамках другого закона — закона о конституционном (уставном) суде.

Несменяемость судьи — одна из важнейших гарантий его независимости. Это — стабильное сохранение занимаемой им должности. Без его согласия судья не может быть переведен в другой суд или на другую, даже вышестоящую должность. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены только по тем основаниям, которые исчерпывающим образом установлены федеральным (а не иным) законом о статусе судей и при обязательном и решающем участии органов судейского самоуправления. Полномочия судьи приостанавливаются квалификационной коллегией судей в случаях: признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; согласия квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или на заключение его под стражу; участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав законодательного органа РФ или ее субъекта; избрание в состав такого органа. Последние два основания связаны с тем, что судья не может участвовать в политической деятельности. Видимо, полномочия судьи должны приостанавливаться и в том случае, если он является кандидатом на президентских выборах. Что же касается муниципальных выборов, то здесь, видимо, должен действовать принцип несовместимости, как это принято во многих зарубежных странах: судья, желающий стать кандидатом, уходит в отставку за полгода-год до выборов, чтобы его служебное положение (а его роль в местном политико-территориальном образовании очень велика) не оказывало влияние на результаты выборов.

Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии по следующим основаниям: прекращение гражданства РФ; письменное заявление судьи об отставке или переходе на другую работу; неспособность по состоянию здоровья длительное время выполнять обязанности (но квалификационная комиссия обязана восстановить судью, если он вернулся к исполнению обязанностей); занятие деятельностью, несовместимой со статусом судьи (например, предпринимательской деятельностью), или совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти; вступление в силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему мер медицинского характера; истечение срока полномочий, если судья не назначается затем бессрочно; смерть или вступление в силу решения суда об объявлении судьи умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда. Судья военного суда прекращает свои полномочия также в связи с увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Неприкосновенность судьи обеспечивается его судебным иммунитетом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ (лицом, исполняющим его обязанности). Для возбуждения дела необходимо согласие квалификационной коллегии судей, которая и после возбуждения дела осуществляет контроль за ходом его расследования. Лишь с согласия этой коллегии судья может быть подвергнут приводу (в отделение милиции), заключен под стражу, привлечен к участию в деле в качестве обвиняемого (пос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: