Дом Учителя Уральского федерального округа
XII Международная Олимпиада по основам наук
Финальный этап. Премьер лига
Автор заданий: Заирова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, преподаватель школы развития «Интеллект», г. Екатеринбург Свердловской области
Эксперт предметного проекта: Енина Лидия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики Института гуманитарных наук и искусств ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург Свердловской области
Литература 6 класс
Проводится в честь Людмилы Стефановны Петрушевской – прозаика, драматурга, поэта, сценариста, художницы и режиссера анимационных фильмов, композитора и певицы
Время выполнения работы 1 час 30 минут
______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ |
Фамилия | Имя | Отчество | Нас. пункт | Область | ОУ № | Код участника |
Таблица ответов
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | 15.1 | |||||||||||||||||
Задание | 15.2 | |||||||||||||||||
Задание | 15.3 | |||||||||||||||||
Задание | 15.4 | |||||||||||||||||
Задание | 16.1 | |||||||||||||||||
Задание | 16.2 | |||||||||||||||||
Задание | 16.3 | |||||||||||||||||
Задание | 16.4 |
Инструкция по выполнению олимпиадной работы
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 30 минут. Работа состоит из 4 частей и включает в себя 16 заданий. Часть 1 состоит из 5 заданий закрытой формы с выбором трех ответов из шести, оцениваемых в 3 балла. Часть 2 состоит из 5 заданий, оцениваемых в 5 баллов, из которых: 3 задания – на определение соответствия и 2 задания – на установление правильной последовательности. Часть 3 состоит из 5 заданий, оцениваемых в 8 баллов, из которых: 2 задания – на определение соответствия, 2 задания – на установление правильной последовательности и 1 задание – составное с 4 подзаданиями, каждое из которых оценивается в 2 балла. Часть 4 состоит из 1 составного задания открытого типа, оцениваемого в 20 баллов. В составном задании 4 подзадания, каждое из которых оценивается в 5 баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
В случае выполнения заданий на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации по внесению ответов даются к каждому заданию открытого типа.
Первая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 1–5 необходимо выбрать три правильных ответа из шести предложенных и записать их номера в порядке возрастания в таблицу ответов. Номера ответов пишите в каждой клеточке, начиная с первой, без пробелов и запятых.
1. Вспомните «Песенку друзей» («Мы едем, едем, едем…») на слова С. Михалкова. Кого из перечисленных персонажей НЕ было в компании?
1) обезьяна 2) кошка 3) кот | 4) пёсик 5) ёжик 6) собака |
2. Какие из предложенных терминов называют жанры литературы?
1) строфа 2) баллада 3) лирика | 4) олицетворение 5) притча 6) сказ |
3. Выберите из перечисленных ниже произведений те, которые относятся к жанру рассказа:
1) «Левша» Лесков 2) «Железная дорога» Некрасов 3) «Конь с розовой гривой» Астафьев | 4) «Уроки французского» Распутин 5) «Толстый и тонкий» Чехов 6) «Дубровский» Пушкин |
4. Выберите верные суждения о Людмиле Стефановне Петрушевской:
1) Получила диплом на факультете журналистики МГУ.
2) К 1988 году было опубликовано только семь рассказов, одна детская пьеса («Два окошка») и несколько сказок.
3) Окончила школу в Москве с золотой медалью.
4) Пьеса «Уроки музыки» была поставлена Романом Виктюком.
5) Первый рассказ написала в 1966 году.
6) Лауреат независимой премии «Триумф» (2010 год).
5. Какие эпитеты взяты из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»?
1) седые облака 2) мутное небо 3) мрачные тучи | 4) искристый снег 5) грозные ели 6) янтарный блеск |
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.
В заданиях 6–8 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях 9–10 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).
6. В произведениях каких авторов действуют следующие персонажи?
Автор | Персонаж |
1) А.С. Пушкин | А) Лидия Михайловна |
2) А.П. Чехов | B) Платов |
3) В.Г. Распутин | C) Нафанаил |
4) В.П. Астафьев | D) Троекуров |
5) Н.С. Лесков | E) Левонтий |
7. Определите, каким размером написаны поэтические строки.
Фрагмент произведения | Стихотворный размер |
1) Прозрачный лес один чернеет... (А.С. Пушкин) | А) дактиль |
2) Мы вольные птицы; пора, брат, пора! (А.С. Пушкин) | B) анапест |
3) Тихий, бледный свет небес, тихий, темный, сонный лес. (К.Д. Бальмонт) | C) ямб |
4) Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу. (А.А. Фет) | D) амфибрахий |
5) Славная осень! Морозные ночи, ясные, тихие дни… (Н.А. Некрасов) | E) хорей |
8. Установите соответствие между высказываниями об авторах и их фамилиями.
Высказывания об авторах | Фамилии |
1) К нему в ссылку приезжал Иван Пущин. | А) Ф.А. Искандер |
2) Он погиб на дуэли у подножия горы Машук. | В) А.С. Пушкин |
3) Начинал печататься в юмористических журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» под псевдонимом «Человек без селезёнки». | С) М.Ю. Лермонтов |
4) Является автором рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». | D) И.А. Крылов |
5) Ему поставлен памятник в Летнем саду в Санкт-Петербурге (скульптор П.К. Клодт). | E) А.П. Чехов |
В заданиях 9–10 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).
9. Расположите в хронологическом порядке (то есть от самого раннего по времени написания к самому позднему по времени написания) произведения древнерусской и русской литературы:
1) «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонов
2) «Сказание о Белгородском киселе»
3) «Алые паруса» А.С. Грин
4) «Железная дорога» Н.А. Некрасов
5) «Хирургия» А.П. Чехов
10. Расположите произведения в следующем порядке: басня, сказ, рассказ, роман, повесть-феерия.
1) «Горный мастер»
2) «Алые паруса»
3) «Волк на псарне»
4) «Хорь и Калиныч»
5) «Дубровский»