Оценка уровня тревожности




И предрасположенности ребёнка к неврозу.

(Захаров А.И.)

Родители отвечают на вопросы теста – опросника, касающиеся особенностей поведения ребёнка.

2 балла ставится, если отмеченная особенность поведения выражена в течение последнего года,

1 балл, если свойство проявляется периодически.

0 баллов, если отсутствует данная особенность.

 

1. Легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу;

2. Чуть что – в слёзы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться,

3. Капризничает ни с того ни с сего раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Очень часто обижается, «дуется», не переносит замечаний,

5. Крайне неустойчив в настроении. вплоть до того, что может плакать и смеяться одновременно.

6. Всё больше грустит и печалится без видимой причины.

7.Как и в первые годы снова сосёт пальцы, соску, что-то вертит в руках.

8.Становится возбудимым, если нужно сдерживать себя или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

9.Долго не засыпает без света, необходимо присутствие близких, беспокойно спит, часто просыпается ночью.

10.Нарастает неуверенность в себе в действиях и поступках.

11.Всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

12.Всё труднее установить с ним контакт, договориться., становится сам не свой. Постоянно меняет решения.

13.Начинает жаловаться на головные боли вечером. на боли в животе, нередко бледнеет, краснеет, потеет, появляется зуд, аллергия.

14.Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура.

 

Обработка результатов

Складываются все полученные баллы и сравниваются с ключом:

30 –20 баллов - невроз у ребёнка несомненен;

19 – 15 баллов - невроз был или будет в ближайшее время;

14 – 10 баллов - есть признаки нервного расстройства. Но не обязательно достигающие стадии заболевания;

9 –5 баллов - есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательным к состоянию нервной системы ребёнка;

4 – 0 балла - отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей ребёнка.

Зрительный анализ геометрических фигур

(образное мышление).

 

В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании играет образное мышление, которое характеризуется тем, что решение практических и познавательных задач осуществляется ребёнком с помощью представлений, без практических действий и отображает в форме представлений некоторые общие связи и закономерности действительности.

 

По данным исследований, проведённых пол руководством Д.Б. Эльконина, установлено, что успешность обучения детей в 1 классе обусловлена в большей мере развитием наглядно-образного (схематического) мышления и в меньшей степени – логического. Только к концу 1 класса это соотношение меняется.

В наибольшей мере образное мышление проявляется в процессе зрительного анализа, т.е. способности анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – букву. Это качество А.Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал его необходимость в начальном обучении.

 

Недостаточное развитие зрительного анализа является причиной специфических ошибок при чтении и письме: зеркальности, замене букв, сходных по написанию,(Н-П-И; З-Е; т-ш; д-в; ь-ы; з-в; р-в; м-л; ц-щ; п-т; м-н; и т.д.), серьёзных затруднений в математике.

Установлено, что пространственные ошибки чаще свойственны леворуким детям Нередко трудности ориентации в пространстве сопровождаются трудностями в различении формы и величины, составлении целого из частей

Воспроизведение заданной геометрической фигуры также трудно для этих детей

 

 

.

Тест на развитие зрительного анализа.

 

Методика проведения: детям предлагают срисовать на листочке в клетку фигуры по образцу., которые заранее вычерчиваются на карточках и предъявляются ребёнку по одной: «Посмотри, здесь нарисована фигура, на своём листочке нарисуй такую же по клеточкам». Никаких других пояснений не даётся.

Фигуры: квадрат со стороной 2 см; крест с величиной сторон 1см; 3квадрата, расположенных один над другим по диагонали (цепочкой) со стороной 1см; воротики высотой и шириной 3см и толщиной столбиков и перекладины 1см.

Оценка результатов

Качество выполнения каждого задания оценивается отдельно, затем баллы, начисленные за каждую фигуру, складываются.

Максимальное количество баллов – 8, минимальное – 0.

 

Кинестетическая чувствительность

 

Качество выполнения задания Баллы
Фигура полностью соответствует эталону  
Фигура по форме соответствует эталону или похожа на него, но размеры и| (или) пропорции изменены (обычно дети рисуют фигуру большего размера) фигура может быть нарисованной не по клеточкам.  
Рисунок не соответствует эталону  

 

Результат 8 – 7 баллов говорит о том, что у ребёнка хорошо развито зрительно-схематическое мышление.

Результат 6 – 3 балла обычно показывают дети, не умеющие выделять элементы графического изображения и соотносить их по форме и размеру, Они воспринимают фигуру целостно, «схватывают» и запоминают её целиком, не анализируя её свойства. Им необходимы упражнения на поиск различий в разнообразных фигурах, конструирование из плоскостных геометрических форм.

Результат 2 – 0 балла говорит, что зрительный анализ у ребёнка развит слабо, необходимо организовать его деятельность, подобрать игры и упражнения (Магический квадрат, Колумбово яйцо, Танграм, рисование по точкам, по клеточкам) таким образом, чтобы обеспечить развитие этого качества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: