И предрасположенности ребёнка к неврозу.
(Захаров А.И.)
Родители отвечают на вопросы теста – опросника, касающиеся особенностей поведения ребёнка.
2 балла ставится, если отмеченная особенность поведения выражена в течение последнего года,
1 балл, если свойство проявляется периодически.
0 баллов, если отсутствует данная особенность.
1. Легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу;
2. Чуть что – в слёзы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться,
3. Капризничает ни с того ни с сего раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
4. Очень часто обижается, «дуется», не переносит замечаний,
5. Крайне неустойчив в настроении. вплоть до того, что может плакать и смеяться одновременно.
6. Всё больше грустит и печалится без видимой причины.
7.Как и в первые годы снова сосёт пальцы, соску, что-то вертит в руках.
8.Становится возбудимым, если нужно сдерживать себя или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
9.Долго не засыпает без света, необходимо присутствие близких, беспокойно спит, часто просыпается ночью.
10.Нарастает неуверенность в себе в действиях и поступках.
11.Всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.
12.Всё труднее установить с ним контакт, договориться., становится сам не свой. Постоянно меняет решения.
13.Начинает жаловаться на головные боли вечером. на боли в животе, нередко бледнеет, краснеет, потеет, появляется зуд, аллергия.
14.Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура.
Обработка результатов
Складываются все полученные баллы и сравниваются с ключом:
30 –20 баллов - невроз у ребёнка несомненен;
19 – 15 баллов - невроз был или будет в ближайшее время;
14 – 10 баллов - есть признаки нервного расстройства. Но не обязательно достигающие стадии заболевания;
9 –5 баллов - есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательным к состоянию нервной системы ребёнка;
4 – 0 балла - отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей ребёнка.
Зрительный анализ геометрических фигур
(образное мышление).
В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании играет образное мышление, которое характеризуется тем, что решение практических и познавательных задач осуществляется ребёнком с помощью представлений, без практических действий и отображает в форме представлений некоторые общие связи и закономерности действительности.
По данным исследований, проведённых пол руководством Д.Б. Эльконина, установлено, что успешность обучения детей в 1 классе обусловлена в большей мере развитием наглядно-образного (схематического) мышления и в меньшей степени – логического. Только к концу 1 класса это соотношение меняется.
В наибольшей мере образное мышление проявляется в процессе зрительного анализа, т.е. способности анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – букву. Это качество А.Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал его необходимость в начальном обучении.
Недостаточное развитие зрительного анализа является причиной специфических ошибок при чтении и письме: зеркальности, замене букв, сходных по написанию,(Н-П-И; З-Е; т-ш; д-в; ь-ы; з-в; р-в; м-л; ц-щ; п-т; м-н; и т.д.), серьёзных затруднений в математике.
Установлено, что пространственные ошибки чаще свойственны леворуким детям Нередко трудности ориентации в пространстве сопровождаются трудностями в различении формы и величины, составлении целого из частей
Воспроизведение заданной геометрической фигуры также трудно для этих детей
.
Тест на развитие зрительного анализа.
Методика проведения: детям предлагают срисовать на листочке в клетку фигуры по образцу., которые заранее вычерчиваются на карточках и предъявляются ребёнку по одной: «Посмотри, здесь нарисована фигура, на своём листочке нарисуй такую же по клеточкам». Никаких других пояснений не даётся.
Фигуры: квадрат со стороной 2 см; крест с величиной сторон 1см; 3квадрата, расположенных один над другим по диагонали (цепочкой) со стороной 1см; воротики высотой и шириной 3см и толщиной столбиков и перекладины 1см.
Оценка результатов
Качество выполнения каждого задания оценивается отдельно, затем баллы, начисленные за каждую фигуру, складываются.
Максимальное количество баллов – 8, минимальное – 0.
Кинестетическая чувствительность
Качество выполнения задания | Баллы |
Фигура полностью соответствует эталону | |
Фигура по форме соответствует эталону или похожа на него, но размеры и| (или) пропорции изменены (обычно дети рисуют фигуру большего размера) фигура может быть нарисованной не по клеточкам. | |
Рисунок не соответствует эталону |
Результат 8 – 7 баллов говорит о том, что у ребёнка хорошо развито зрительно-схематическое мышление.
Результат 6 – 3 балла обычно показывают дети, не умеющие выделять элементы графического изображения и соотносить их по форме и размеру, Они воспринимают фигуру целостно, «схватывают» и запоминают её целиком, не анализируя её свойства. Им необходимы упражнения на поиск различий в разнообразных фигурах, конструирование из плоскостных геометрических форм.
Результат 2 – 0 балла говорит, что зрительный анализ у ребёнка развит слабо, необходимо организовать его деятельность, подобрать игры и упражнения (Магический квадрат, Колумбово яйцо, Танграм, рисование по точкам, по клеточкам) таким образом, чтобы обеспечить развитие этого качества.