Регулирование специальной оценки условий труда




Часть 1 статьи 2 определяет правовую основу проведения специальной оценки условий труда, которую составляют ТК РФ, рассматриваемый закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В более ранней редакции ст. 209 ТК РФ содержалось определение аттестации рабочих мест по условиям труда, то в ныне действующей редакции понятие специальной оценки отсутствует. Вместе с тем ст. 212 "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" содержит, наряду с иными, и обязанность проведения в соответствии с законодательством специальной оценки условий труда. Статья 351.3 ТК РФ "Некоторые особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда" тем не менее указанных особенностей не содержит и носит отсылочный характер, поскольку в ее ч. 2 предусмотрено, что такие особенности устанавливаются законодательством о специальной оценке.

К числу наиболее важных нормативных правовых актов, наряду с ТК РФ и рассматриваемым законом регулирующих отношения по специальной оценке, можно отнести ряд подзаконных нормативно-правовых актов, рассмотренных далее.

Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 599. Как видно из названия, данным нормативным правовым актом определены все особенности правового статуса организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда. Одним из важнейших актов в данной сфере также можно считать Правила аттестации на выполнение работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 614. Указанные Правила устанавливают требования, которым должен соответствовать эксперт, порядок проверки его компетентности и выдачи соответствующих правоустанавливающих документов. Нужно отметить прогрессивность положений Правил, касающихся правового статуса эксперта, - так, каждый эксперт получает сертификат Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации лично, что, с одной стороны, обеспечивает его определенную независимость от организации, проводящей специальную оценку условий труда, с другой, усиливает его личную ответственность за объективные результаты и качество проведения специальной оценки.

Приказом Минтруда РФ от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (далее - Методика проведения специальной оценки условий труда) подробно урегулированы соответствующие вопросы: идентификация неблагоприятных производственных факторов, их исследования или измерения, классификация условий труда согласно утвержденной шкале. Этот нормативный правовой акт весьма подробен и содержит значительный объем необходимой для проведения специальной оценки информации.

СОУТ

Современное российское законодательство построено таким образом, что непроведение аттестации/специальной оценки влечет объективную невозможность проведения целого комплекса мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Это касается, например, установления профессиональных заболеваний, экономической стороны обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и лечебно-профилактическим питанием и т.д. Однако в реальной действительности эта логическая последовательность соблюдается далеко не всегда. В то время как относительно небольшой частью российских работодателей были понесены расходы на аттестацию рабочих мест, в совокупности составляющие несколько миллиардов рублей, прочими работодателями это обязательное мероприятие не проводилось.

Новым в СОУТ является разделение процесса специальной оценки на два этапа, первым из которых выступает идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов. Если в распоряжении работодателя находятся лишь работники, занимающиеся интеллектуальным трудом, и неблагоприятные производственные факторы представителем оценивающей организации не были идентифицированы, то работодателю необходимо будет лишь заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (см. подробнее ст. 11 рассматриваемого закона и комментарий к ней).

По результатам проведения специальной оценки условий труда, как указывается в ч. 2 рассматриваемой статьи, устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (о классах (подклассах) условий труда более подробно будет идти речь в комментарии к ст. 14). Необходимо отметить, что сама по себе анализируемая классификация нашла законодательное закрепление достаточно давно. Так, Руководство Р 2.2.755-99 "Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса", утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23 апреля 1999 г., в п. 4.1 содержит практически ту же самую классификацию условий труда с подразделением их на оптимальные, допустимые, вредные и опасные. К сожалению, несмотря на научно-технический прогресс, до сих пор вредные и опасные условия продолжают существовать на российских предприятиях, причем достаточно массово.

Введение подобной классификации обеспечивает единство подхода к оценке условий труда наемных работников. При этом Методика проведения специальной оценки условий труда весьма подробно определяет специфику отнесения условий труда к классам и подклассам в зависимости от целого ряда факторов.

Интересной особенностью комментируемых положений является исключение из круга рабочих мест, подлежащих специальной оценке, мест надомников, дистанционных работников (именуемых также телеработниками), а также мест работников, которые трудятся у работодателей - физических лиц, не являющихся предпринимателями. Трудовые отношения с участием всех трех рассматриваемых групп работников обладают специфическими особенностями, причем правовая природа связей с участием надомников и дистанционных работников не исследована в должной степени.

Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Помимо указанных изъятий из общего правила, необходимо учитывать и иные предусмотренные законодателем особенности, связанные со специальной оценкой условий труда. Так, постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 утвержден Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти особенностей.

К таким специфическим рабочим местам, требующим особого подхода, в частности, отнесены рабочие места членов экипажей морских судов, летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, водолазов, занятых на подземных работах работников и т.п. Рассматриваемые рабочие места не следует отождествлять с такими перечисляемыми в ст. 16 рассматриваемого закона отдельными рабочими местами, как аналогичные рабочие места, а также рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!