Место учебного предмета в структуре адаптированной основной образовательной программы




Согласовано Утверждено

заместитель директора Директор

по учебно – воспитательной работе ГБОУ Уфимская коррекционная

__________ Фамилия, имя, отчество школа-интернат № ___

«___»__________20___ г. ____________ Фамилия, имя, отчество

«___»__________20____ г.

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей______________

Протокол № ___ от «___»__________20____г.

Руководитель ШМО______________________

 

 

(ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗАПОЛНЯЕТСЯ СОГЛАСНО ЛОКАЛЬНОМУ АКТУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)

 

 

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Окружающий мир»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Обществознание и естествознание

Рекомендуется для обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.2)

Классы

 

 

Фамилия, имя, отчество учитель первой категории (АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ)
 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА,

ПИСЬМО

от 28 октября 2015 г. N 08-1786

 

О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

В соответствии с ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

 

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

 

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

I.) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

II.) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

III.) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

1. Целью предмета является (в цель предмета закладывается перечень всех академических и жизненных компетенций на формирование и/или развитие которых направлен данный предмет).

а). Формирование академических компетенций (это знания, которые ребенок получает): готовность и способность накапливать запас знаний об окружающем мире – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе природе и обществе.

б). Формирование жизненных компетенций (это знания, которые необходимы ребенку для приспособления к окружающему миру): способность к использованию начальных знаний об окружающем мире в практической деятельности и в жизненных ситуациях.

2. Трудоемкость предмета «Окружающий мир» [1] согласно учебному плану составляет:

в 1 классе 66 час.,

во 2 классе 68 час.,

в 3 классе 68 час.,

в 4 классе 68 час.

На его реализацию в форме урока отводится 2 часа в неделю. Итого за начальный уровень обучения – 270 часов. (Всё согласно УП)

Место учебного предмета в структуре адаптированной основной образовательной программы

(В данном разделе описывается к какой части относится предмет «………………….» (к обязательной части или к части, формируемой участниками образовательного процесса). На каких знаниях школьной программы базируется изучение данного предмета (все согласно учебному плану (УП) – что изучалось раньше и требуется для освоения содержания данного предмета). Сопряженно с какими предметами изучается данный предмет (в сё согласно учебному плану (УП) – что изучается параллельно, в том же классе, и требуется для освоения содержания данного предмета).

Далее, какие знания, умения, навыки, полученные обучающимися, создают теоретическую и практическую базу для изучения таких учебных предметов (курсов), как «………………..», «…………………..», «……………» (в сё согласно УП – что изучается позже, для чего требуется освоение содержания данного предмета).

Предмет «Окружающий мир» относится к обязательной части учебного плана. Изучение предмета базируется на знаниях образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования.

Знания, умения, навыки, полученные обучающимися, создают теоретическую и практическую базу для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе, как «Обществознание», «География», «Биология», «Химия», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Экология».

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации (личностные компетенции).

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения (коммуникативные компетенции)

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций (регулятивные компетенции – см. Лурия А.Р. – Блок программирования, регуляции и контроля за протекающей психической деятельностью – лобная область).

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников (познавательные компетенции – См.: Л.С.Выготский о учение о высших психических функциях).

Для 1-2 вариантов планируются УУД, т.е., личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета.

Для обучающихся по 3-4 вариантам и по УО (ФГОС УО-ИН) планируются БУДы, т.е., личностные и предметные планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета.

В результате освоения учебного предмета «Окружающий мир» обучающийся 1 класса научится:

– ответы на вопросы что, кто, как, откуда, куда, где, когда, почему и зачем по изученным темам разделов:

- различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности столицы; правильно переходить улицу; проводить наблюдения в окружающем мире; различать изученные камни, растения, животных, созвездия; определять с помощью атласа-определителя растения и животных; описывать по плану дерево, рыбу, птицу; сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; изготавливать модели Солнца, созвездий.

- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; правильно обращаться с электричеством и электроприборами; проводить опыты с водой, снегом и льдом; сравнивать реку и море; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; мастерить кормушки и подкармливать птиц; раздельно собирать мусор в быту.

- различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных холодных и жарких районов; подбирать одежду для разных случаев; соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.

- изготавливать модели звёзд, созвездий, Луны; объяснять причины возникновения дождя и ветра; перечислять цвета радуги в правильной последовательности; различать овощи и фрукты; различать виды транспорта; описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте.

 

В результате освоения учебного предмета «Окружающий мир» обучающийся 2 класса научится:

Понимать, где мы живём, какая природа нас окружает, чем отличается жизнь города и села, что такое здоровье и безопасность, как надо общаться, что надо знать о путешествии:

- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн; приводить примеры народов России; сравнивать город и село, городской и сельский дома; различать объекты природы и рукотворного мира; оценивать отношение людей к окружающему миру;

- различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе, между природой и человеком; проводить наблюдения и ставить опыты; измерять температуру воздуха, воды, тела человека; определять объекты природы с помощью атласа-определителя; сравнивать объекты природы, делить их на группы; ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки; замечать и ценить красоту природы;

- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь; прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей; узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; различать виды транспорта; приводить примеры учреждений культуры и образования; определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

- различать внешнее и внутреннее строение человека; правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту; различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу; соблюдать основные правила пожарной безопасности; соблюдать правила безопасного поведения на воде и в лесу; правильно вести себя при контактах с незнакомцами.

- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников; приводить примеры семейных традиций, уважать их и бережно хранить; соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками; соблюдать правила культурного поведения в школе, в других общественных местах; ценить дружбу и взаимопомощь между людьми, добро и справедливость

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; ориентироваться на местности разными способами; различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору; различать водные объекты, узнавать их по описанию; находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; читать карту и план, правильно показывать объекты на настенной карте: находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны; различать физическую и политическую часть, находить и показывать на политической карте мира разные страны;

 

В результате освоения учебного предмета «Окружающий мир» обучающийся 3 класса научится:

- понимать, как устроен мир, из чего состоит природа, иметь представление о себе, здоровье и безопасности, что такое экономика, как путешествовать по городам и странам:

- классифицировать объекты природы; осознавать и раскрывать ценность природы для людей; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; определять место человека н окружающем мире; обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей; осознавать необходимость ответственного отношения к природе;

- различать тела, вещества, частицы; описывать изученные вещества; проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы; моделировать круговорот воды в природе;

классифицировать растения и животных; обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; использовать тексты и иллюстрации учебника другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовку собственных сообщений;

- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; вырабатывать правильную осанку; выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах; различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны; предвидеть скрытую опасность и избегать её; соблюдать правила безопасного поведения в природе; понимать, что такое экологическая безопасность; соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

- раскрывать роль экономики в нашей жизни; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; понимать, как ведётся хозяйство семьи; обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы

- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; находить на карте страны — соседи России и их столицы; рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); приводить примеры достопримечательностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; использовать различные справочные издания детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе;

В результате освоения учебного предмета «Окружающий мир» обучающийся 4 класса научится:

- понимать, что значит земля и человечество, природа России, родной край, что изучает всемирная история и история России;

рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; проводить несложные астрономические наблюдении; изготавливать модели планет и созвездий; использовать глобус и карту для получения информации о Земле; приводить примеры исторических источников, соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту; анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения; приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги; использовать разные источники информации для подготовки сообщений;

- находить и показывать на физической карте различные географические объекты, пользоваться картой природных зон России; объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны; приводить примеры растений и животных разных природных зон, пользоваться атласом-определителем; выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей; оценивать деятельность людей в разных природных зонах и раскрывать возникшие экологические проблемы; использовать разные источники информации для подготовки сообщений о природе России

- находить и показывать свой край на карте, давать характеристику своего края по плану; различать и описывать изученные природные объекты своего края; давать характеристику природного сообщества по плану; пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей; оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах; различать отрасли растениеводства и животноводства; использовать краеведческую литературу для получения сведений о своём крае и подготовки сообщений;

- узнавать, как учёные изучают жизнь людей в разные исторические времена, различать и сравнивать источники информации о прошлом; распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них; показывать с помощью глобуса, как человек открывал планету Земля; описывать по иллюстрациям некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества; узнавать о занятиях и профессиях людей прошлого; составлять словарь по теме, различать слова и выражения, относящиеся к истории;

- показывать на карте границы, территорию, столицу, города России в разные периоды истории, места некоторых важных событий; рассказывать по плану, карте, иллюстрациям об исторических событиях; соотносить даты и события; определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России; составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности; называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России; находить в домашнем архиве исторические свидетельства; понимать важную роль России в мировой истории;

- показывать на карте границу, территорию, столицу, города современной России; объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный среди них Конституция Российской Федерации – защищают наши права; понимать, в чём состоят различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории; раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран; рассказывать о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны; узнавать историю краёв, областей, городов России, описывать их достопримечательности; рассказывать о традициях и праздниках народов страны; осознавать связь современной России с её историей.

Ожидаемые результаты освоения предмета:

(перечень планируемых результатов предмета, т.е. знания, умения, владения, должны быть соотнесены с планируемыми результатами освоения образовательной программы, т.е. с компетенциями).

В результате освоения предмета «Окружающий мир» обучающийся 1 класса должен:

Знать …

- флаг и герб России, название места своего проживания, столицы, фамилии Президентов, имена, отчества и фамилии членов своей семьи, достопримечательности столицы;

- названия изученных камней, растений, животных, созвездий, деревьев, рыб, птиц, овощей и фруктов, грибов, цвета радуги;

- правила перехода через улицу, обращения с электричеством и электроприборами, безопасной езды на велосипеде, правила поведения в природе, в транспорте, на воде, на льду, на скользкой дороге, номера телефонов экстренной помощи;

- названия дней недели, времен года и их основные признаки, сезонные изменения и природные явления (прилет и отлет птиц, появление и исчезновение листвы, снега, дождь, радуга).

 

 

Уметь …

– отвечать на вопросы: что, кто, как, откуда, куда, где, когда, почему и зачем по изученным темам разделов;

- различать флаг и герб России; правильно переходить улицу; различать изученные камни, растения, животных, созвездий; описывать по плану дерево, рыбу, птицу; сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; изготавливать модели Солнца, созвездий.

- обращаться по именам, отчествам и фамилиям; обращаться с электричеством и электроприборами; проводить опыты с водой, снегом и льдом; сравнивать реку и море; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; мастерить кормушки и подкармливать птиц; раздельно собирать мусор в быту.

- различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных холодных и жарких районов; подбирать одежду для разных случаев; соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.

- изготавливать модели звёзд, созвездий, Луны; объяснять причины возникновения дождя и ветра; перечислять цвета радуги в правильной последовательности; различать овощи и фрукты; различать виды транспорта; находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте.

Уметь …

– определять основные признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.), расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.);

– различать явления природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

– отличать звёзды и планеты, пользоваться глобусом, географической картой и планом, ориентироваться на местности;

– давать краткую характеристику на основе наблюдений за живой и неживой природой;

– наблюдать за погодой своего края, определять температуру …

– анализировать …………..

– объяснять ………..

– характеризовать ……..

– подбирать ………….

– классифицировать …………..

– оказывать …………..

– проводить …………

– формулировать …………

– выбрать …………….

– пользоваться ………….

– выбирать …………..

– осуществлять ………………..

– оценивать, обобщать,.…………

– представлять ………

– определять ………….

– применять знания …………

– проводить ………….

– искать средства решения …………..

– самостоятельно подготовить, изучать …………

– излагать ………

– работать с ……………..

– применять …………….и т.д.

 

 

Владеть …

СПОСОБНОСТЬЮ, ГОТОВНОСТЬЮ

- Различение флага и герба России, знание названий места своего проживания, столицы, фамилии Президента;

- Понимание сигналов светофора, правил перехода улицы, знание простейших правил поведения в общественном транспорте, противопожарной безопасности, безопасности на воде, на льду, на скользкой дороге, представление о существовании ядовитых грибов и растений, знаний о предупреждении простудных заболеваний, номеров телефонов экстренной помощи;

- Различение лиственных и хвойных деревьев, деревьев и кустарников, грибов, расширение перечня названий овощей и фруктов (10-12), понятие о ядовитых ягодах и грибах;

- Различение, некоторые конкретные знания, расширение перечня названий различных зверей и птиц.

- закрепление знаний о временах года (последовательность) и их основных признаках, сезонных изменениях и природных явлениях (прилет и отлет птиц, появление и исчезновение листвы, снега, дождь, радуга).

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» в первом классе:

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» во втором классе:

Продолжить …………………………

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» в третьем классе:

Продолжить …………………………

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» в четвертом классе:

Продолжить …………………………

 

II.) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание.

Типы и виды уроков Психолого-педагогические технологии, Формы работы
· урок - игра · урок путешествие · урок зачёт · урок – сказка · урок соревнование · урок практикум · Вводный урок · Актуализации знаний и умений · Изучения и первичного применения знаний и умений · Комбинированный · Урок комплексного применения знаний, умений, владений · Письменная самостоятельная работа · Обобщения и систематизации знаний, умений, владений · Письменная контрольная работа №1 · Самостоятельная контрольная работа №2 · И т.д. - игровая технология -технология проектной деятельности -здоровьесберегающая технология -технология проблемного диалога -исследовательская деятельность -коллективно-творческая деятельность -технология проблемного обучения -технология компетентностного подхода - технология успеха - технология оценивания -индивидуальные -групповые -группы с переменным составом - бинарные - фронтальные - мини-проектные группы
Или конкретно АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ: Конспектирование Тезирование – составление тезисов Реферирование Творческое задание Публичная презентация проекта Дискуссия Деловая игра Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ (кейс-метод) Интерактивная лекция Разработка проекта Просмотр и обсуждение видеофильмов Тренинг Круглый стол Коллоквиум Методика «Дерево решений» «Мозговой штурм» (брейнсторм, мозговая атака) Проблемное обучение Эвристическое обучение Мастер класс

 

 

III.) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№ п/п Дата Раздел, тема Кол-во часов Планируемые результаты Виды деятельности
План Факт Предметные Метапредметные и личностные (УУД)
               
№ п\п Тема урока Кол-во часов Дата Деятельность учащихся Формирование УУД
Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятив-ные


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: