ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗО-СТУДИИ «ПАЛИТРА» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА




Нижмак Оксана Александровн, преподаватель высшей категории МБОУ СОШ №40, г.Новошахтинск, Ростовская обл., РФ

Аннотация. Программа обучения детей изобразительному искусству «Палитра» разработана в рамках внеурочной деятельности, в соответствии с их возрастными, социальными, индивидуальными и психологическими особенностями детей в начальной школе. Программа предусматривает инновационный вариативный творческий подход и является толчком для более глубокого изучения детского творчества и более пристального внимания к детям.

Ключевые слова. ИЗО-студия «Палитра», инновационный вариативный творческий подход, техническое мастерство.

 

Мой доклад «Деятельность ИЗО-студии «Палитра» как фактор развития личности младшего школьника» основан на моем личном педагогическом опыте.

Мной была разработана программа обучения детей изобразительному искусству в рамках внеурочной деятельности, в соответствии с их возрастными, социальными, индивидуальными и психологическими особенностями. В программе использован 17-летний опыт работы с детьми младшего школьного возраста, начиная с 6-7 лет.

Деятельность ИЗО-студии «Палитра» предусматривает инновационный вариативный творческий подход и является толчком для более глубокого изучения детского творчества и более пристального внимания к детям. Моей работе соответствует высказывание психолога Богоявленской Д.Б.: «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития».

Психологией доказано, что наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении художественного развития личности является младший школьный возраст. Каждый ребенок - потенциальный творец. Как известно, творчеством дети овладевают задолго до школы, когда у них возникает потребность брать в руки художественные материалы. Однако каждый возрастной период жизни человека вносит существенные изменения восприятия окружающего нас мира и психологического климата.

Внеурочная деятельность предполагает более тесное общение между учащимися и педагогом, раскрепощенность и открытость новым знаниям и навыкам, способствует здраво реагировать на критику со стороны одноклассников, принимая их во внимание при создании последующих работ.

В своей работе я применяю несколько базовых упражнений, позволяющих за короткий период оценить уровень технического мастерства, психологическое состояние учащегося, его коммуникативные и творческие способности.

На первом занятии, в рамках знакомства, я предлагаю учащимся выполнить следующее упражнение - обвести кисть руки, и каждый пальчик превратить в члена семьи. Затем выполнить работу в цвете. При выполнении работы, я обращаю внимание на то, как у ребенка ведется линия, как он держит карандаш, какими художественными приемами он успел овладеть в своем возрасте, в какой цветовой гамме выполнена работа.

При выполнении этого упражнения я выделяю психологический и социальный аспекты. Очень часто дети рисуют свою ладонь, интуитивно размещая членов своей семьи по степени духовной и психологической близости, выделяя темными цветами отсутствие внимания со стороны близких людей.

Входя с раннего детства в мир изобразительного искусства, ребенок реализуется как полноценная личность, понимает природу и окружающий его мир, чувствует свою неразрывную связь с ним. Дети преображаются, беря в руки кисть, мелок или карандаш, они хотят творить свой собственный мир, рассказать о нем посредством красок. В «мудрых» детских работах всегда ярко видны их мысли, желания, способности, характер, настроение.

Изобразительное искусство, как никакое другое, развивает у ребенка абстрактное и образное мышление. И чем раньше дети начинают заниматься художественным творчеством, тем больше возможностей открываются у них в накоплении эстетического опыта, творческих способностей, в понимании красоты и гармонии.

Одним из упражнений в данном направлении является «Дом моей мечты». Перед началом занятия мы отправляемся в виртуальное игровое путешествие по разным странам мира, знакомимся с классическими архитектурными памятниками и национальными особенностями градостроения.

Выполняя это упражнение, я делаю акцент на максимальную раскрепощенность учащегося, ведь он должен правильно организовать пространство на листе бумаги. Применение различных художественных техник и материалов (аппликация, гуашь, фломастер, пастель) помогает учащимся самостоятельно выбирать композиционное решение работы, цветопередачу и комбинировать их, в зависимости от собственных творческих поисков и задач.

Анализируя выполненные работы, я делаю выводы о том, с какими учащимися мне необходимо выполнить дополнительные упражнения, чтобы убрать страх перед форматом работы, показать возможность различных цветовых вариаций и технических решений.

Точно так как в игре, ребенок отражает свой жизненный опыт. В рисовании его возможности определяются образами — представлениями о том, как изображаемый предмет будет выглядеть на бумаге. У ребенка есть собственные сенсорные эталоны величины, формы, цвета и др. Они становятся образцами — мерками, с которыми сопоставляются воспринимаемые предметы.

Поэтому я не акцентирую внимание ребенка на изображении (образце) предмета, который ему надо изобразить и не навязываю ему штампы (море синее, солнце красное и т.д).

Я считаю, что полезней рассказать детям о внутренней сути предмета. У детей преобладающая форма мышления — образная, и так как каждый ребенок находится на своем индивидуальном уровне развития, то и мыслеобразы об одном и том же предмете у каждого разные. Поэтому они будут рисовать, выражая суть каждый по своему.

Как педагог, я осознаю, что когда детей приучают к чисто техническому «срисовыванию», они перестают творить, не срабатывает стимул к самовыражению, так как можно не думать, начинается подсознательное копирование, а это губит личность творца.

Дети готовы к разговору о сути предмета, им это гораздо интереснее, чем его форма и цвет, которые они сами и придумают. Мой опыт показывает, если следовать такой методике, дети увлеченно работают и отведенного для занятия времени не хватает. Рисунки получаются раскрепощенные, смелые, неожиданные, не похожие друг на друга. В таких работах хорошо видны особенности и наклонности ребенка, что помогает в индивидуальной работе.

Форма и цвет, которыми оперирует ребенок, несут образное выражение и состояние в композиции, а свое логическое мышление и настроение маленький художник передает посредством цветовых решений. И если первые два этапа в обучении (техника и жанровые законы) освоены, то в работе ребенок обязательно выразит свое состояние и эмоции, ему есть о чем нам поведать. Важно увидеть это его состояние и при возможных негативных ощущениях понять истинную причину, дать ребенку возможность выразиться в работе, излить свои чувства на бумагу. И здесь мне приходится выполнять роль психолога, ведь часто приходится работать с детьми из неполных семей, семей находящихся в «зоне риска».

Одним из примеров такого взаимодействия с учениками является упражнение - "Мама - мой лучший друг"

На первый взгляд - это простая и понятная детям тема. Когда ставишь перед учащимися задачу "Как ты проводишь свое время с мамой?", учащиеся раскрываются полностью. Они с большой любовью творят и комментируют свой сюжет.

Во время работы ведется беседа о том, как дети общаются со своими мамами, и порой выявляются сложные психологические факторы, связанные с ситуацией в семье учащегося. Например, на одном из таких занятий, ученик В. около 10 минут сидел перед пустым листом, видя, как его одноклассники с воодушевлением рисуют. Начинаю с ним разговаривать тихо и спокойно, при этом очень важно садиться напротив ребенка, смотря прямо ему в глаза и не акцентируя на нем внимание остальных учащихся.

В разговоре выясняется, что В. живет с бабушкой, мама живет и работает в другом городе, изредка приезжая на выходные. У него практически нет воспоминаний о материнских объятиях и ласке. После беседы, в своем рисунке, он изобразил маму и собственные руки, которые тщетно пытаются дотянуться до маминых рук сквозь пустоту.

Самое важное в таких случаях создать доверительную, спокойную атмосферу вокруг ребенка, помогая ему постичь и понять сложный мир взрослых взаимоотношений, и попробовать самостоятельно решать различные жизненные ситуации, а где-то и самому помогать советом старшим и родным людям, донести собственные проблемы до них и быть услышанным.

Рисунки моих учащихся часто помогают при встречах с родителями изменить ситуацию и психологический климат в семье, помочь взрослым уделять больше времени своим детям и видеть их равноправными членами со своими возможностями и потребностями.

Детей я разделяю на две основные категории, тех которые творят и тех которые копируют, т.е. могут только срисовать. В основном дети — творцы, копировальщиков мало, но они есть в каждом классе, порядка 5%. Абстрактное мышление и фантазия у них не развиты. Преобладает конкретное мышление. Они не могут сконцентрировать свое внимание на предмете, потому что творчески переработанный образ не возникает в их сознании. Таким детям я стараюсь уделять больше внимания, давать задания попроще.

Деятельность ИЗО-студии «Палитра» не ограничивается только изобразительным искусством. Нашим новым направлением работы стало создание социальных видеороликов, в котором с удовольствием принимают участие большинство учеников, ведь это открывает новые горизонты и максимально раскрывает творческие и креативные способности.

В текущем учебном году мы создали 3 ролика - «Россия — это мы», «Скажи экстремизму нет!» и «Мы рядом, мы вместе», которые стали участниками и победителями городских и областных конкурсов социальной видеорекламы. Ролик «Мы рядом, мы вместе», посвященный инклюзивному образованию стал финалистом престижного 7-го Международного фестиваля короткометражных фильмов, а также участником европейского Nikon Film Festival и 1-го международного фестиваля «The Right Cut» за равноправные возможности каждого человека.

Участие в городских, всероссийских и международных конкурсах изобразительного искусства повышает самооценку юных художников, дает возможность более серьезного подхода к сюжету и композиции, а признание их работ становится мощным стимулом для самосовершенствованию и поиску новых форм художественного творчества. Работы моих учеников становились неоднократными победителями и финалистами престижных фестивалей и конкурсов.

Целью всей моей творческой педагогической деятельности является:

1. Развитие в детях способности к повышенному эмоциональному восприятию, обострению наблюдательности за окружающим миром, анализу зрительных впечатлений, умению творчески трансформировать свои мысли и ощущения, и передавать их в рисунке, логическому и образному мышлению.

2. Основы изобразительного мастерства, приобретенные в ИЗО-студии «Палитра», дают детям новые творческие возможности, позволяют взглянуть на мир под другим углом.

3. Занятия в группах внеурочной деятельности имеют также терапевтический, психологический и социальный аспект, позволяющие увидеть потенциальные возможности ребенка, его страхи, сомнения, социальную неустроенность, помочь выстроить новую модель поведения и самостоятельно решать сложные вопросы взросления.

4. Выявление в каждом ребенка истинного творца, полноценной личности и гражданина, любящего и уважающего свою Родину.

 

 

Список использованной литературы:

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности. Понятие, виды, проблемы // М.: «МИОО», 2005. - 176 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: