Пути формирования государства




Формирование государственности у народов мира шло разными путями. Первой страницей в истории постпервобытного общества длительная эпоха государственности народов, живших в IV тысячелетии до н.э. – I тысячелетие н.э. на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в бассейне Средиземного моря. Первые государства возникли на базе рабовладельческих цивилизаций Древнего Востока – в Египте, Малой Азии, Индии, Китае. Наивысшего развития рабовладельческое государство достигло в античную эпоху – эпоху расцвета рабовладельческой античной государственности на Балканском полуострове, на побережье Малой Азии, островах Эгейского моря и на Аппенинском полуострове – в древней Греции и Древнем Риме.

Первая государственность на земле, возникшая на Древнем Востоке – в Египте, Вавилоне, – отличается особыми закономерностями, обусловленными спецификой египетской, вавилонской и иных современных им цивилизаций [37]. Возникновение государства на Древнем Востоке характеризуется следующими основными чертами:

- сохранением основных экономических и социальных структур первобытного строя (земельная община и слабое развитие индивидуальной собственности на землю; значительная роль коллективной собственности, в частности, коллективной собственности на рабов, которые принадлежали в основном государству, храмам);

- наличием институтов патриархального быта, а в отдельных странах — даже следов матриархата;

- первобытными формами рабства с сохранением домашнего рабства, где у раба имелась возможность пользоваться и распоряжаться своим имуществом и даже заводить семью.

Таким образом, для первой формы государственности, возникшей, в частности, в рамках египетской цивилизации, характерно появление государства (получившего в литературе название древневосточной деспотии) при отсутствии частной собственности на землю и, соответственно, отсутствии классов в понимании их как групп людей, разнящихся отношением к основным средствам производства. Первые государства на Древнем Востоке были одноклассовыми.

О «первичных» государствах в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу пишет, в частности, А.Б. Венгеров: «Поселок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы и который выделился в религиозный и хозяйственный центр из группы первоначальных селений, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр — город-государство. Вместе с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью он становится городом-государством. Такой город-государство знает уже социальную дифференциацию, имущественное расслоение; разделение труда закрепляется территориально; формируется первоначальный аппарат управления. При этом формируются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм, что приводит к созданию разветвленного бюрократического аппарата».

Необходимость учитывать потребности свободных землевладельцев общинников — основной социальной и произвдительной силы раннеземледельческого общества — в земельных угодьях, в воде, ирригационных сооружениях, определять вклад в общественные работы (строительство каналов, мостов, дорог), создавать и учитывать общественные фонды, поступление дани, налогов, вести учет запасов и многое другое объективно привела к возникновению в первых городах-государствах разветвленных информационных систем, в которых фиксировались самые разнообразные сведения, вплоть до данных о каждом члене соответствующей семьи».

Таким образом, первичные государства либо опережали в своем генезисе такие фундаментальные социальные процессы, как формирование институтов «частной» собственности и классообразование, либо эти процессы шли параллельно, хотя и тесно взаимосвязано. «На самых первых, зачаточных этапах своего возникновения первичное государство, - пишет А.Б. Венгеров, - возникало одновременно с разделением общества на ранние классовые структуры — знать, зажиточных горожан, свободных общинников — земледельцев, ремесленников, зависимых лиц. Первичный аппарат складывается, как правило, из социальных структур управления земледельческой общины, но по своим функциям и отношению к общине, к прилегающим селениям он становится уже аппаратом города-государства. Классовая природа первичных государств четко определяется лишь с течением времени, когда расслоение общества и классобразование приводили к захвату государственного аппарата господствующим классом и приспособлению его к своим интересам и нуждам».

Другой исторический путь образования государства олицетворяют собой Древние Афины и Рим. Для античной государственности характерно становление через последовательное разложение родовой организации власти в ходе перехода от коллективной к частной собственности на землю и орудия производства. Так, на территории Аттики (Греция) до VII в. до н.э. Был первобытнообщинный строй. Племена — филы, населявшие Аттику, управлялись такими органами — племенной вождь (басилевс), совет старейшин, народное собрание. По мере разделения труда, развития денежного хозяйства родовые связи разлагаются. Свободные общинники теряют землю, растет долговая кабала. Увеличивается число рабов, в том числе за счет военнопленных. Родовые органы преобразуются в органы государства: функции басилевса переходят к 9 архонтам (старейшинам), выбираемым ежегодно из знати; племенной совет старейшин заменяется ареопагом, состоявшим из бывших архонтов; народные собрания, хотя и остаются, но теряют свое значение, вместо родовых (этнических) фил вводится территориальное деление; учреждаются новые органы (совет пятисот, коллегия стратегов), избираемые свободным населением вне связи с родовыми отношениями. Аналогичные процессы образования государства, с известной спецификой, шли в Древнем Риме. Как отмечается в литературе, возникновение рабовладельческих античных государств отнюдь не является универсальным путем формирования государственности, а отражает специфическую форму образования государственности, характерную лишь для Древней Греции и Древнего Рима, их уникальных цивилизаций.

И наконец, специфический ход генезиса государства прослеживается у большинства народов Западной и Восточной Европы. В ходе разложения первобытных отношений возникает феодальное государство, которое характеризуется такими чертами, как феодальное землевладение, пожалованное с правом наследования сеньором своему вассалу, обязанному за это нести службу; вассальная служба как система отношений личной зависимости одних феодалов — вассалов от других — сеньоров, сословная организация общества с присущей ей иерархией и юридическим неравенством сословий, их привилегиями, замкнутостью и несовпадением с классовой организацией; раздробленностью (как правило) суверенной власти. Феодальное государство — исторически первая форма государственности у таких народов, как древние германцы — племен, давших начало современным английской, немецкой, французской и некоторым иным европейским нациям. Особенности, обусловившие появление государства у большинства современных западных народов в период раннего среденвековья (VI -IX вв.), вызвали к жизни тип организации, отличающийся от «государства-города». Политическая специфика этой формы государственности была следствием сочетания структур власти, унаследованных от Римской империи, с христианством, культурой и укладом жизни германских племен.

Таким образом, эволюция общественной власти в родовой общине ву государственную власть не есть одномерная конструкция. Образование государства – многолинейный, многовариантный процесс. Так, пока недостаточно изучен вопрос о специфике происхождения государственности у восточных славян, о закономерностях их государственности. При разложении первобытного общества, как правило, образуются «архаичное государство», основанное на так называемом «азиатском способе производства» (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Как отмечается в литературе, «возможен и другой вариант развития, особенно характерный для Европы: первобытнообщинная формация при своем разложении дает прафеодальную формацию, которая лишь затем переходит в настоящий феодализм» [38]. Особый путь формирования государства – рабовладельческая (классическая) организация общества, которая, по мнению ученых, ни во что не приходит. Античные государства Древней Греции и Древнего Рима – пример государственности, возникшей, развившейся, достигшей цивилизационной высоты и заведший в тупик в рамках данной культуры – древнегреческой и древнеримской.

Сложность и неоднозначность конкретно-исторических процессов формирования государства обусловила различные точки зрения в науке на объяснение универсальных причин его появления. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения разных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или — взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и разви­тия государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда лежали различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противо­речиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти в зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства.

За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки различных теорий и доктрин. Высказаны сот­ни, если не тысячи противоречивых предположений. Вместе с тем споры о природе государства, его сущности, причинах, истоках и условиях возник­новения продолжаются и по сей день.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: