Вопрос 2. Понятие общественного блага




Тема 13. Общественные блага

Цель изучения темы:

- определить принципы отнесения экономических благ к частным и общественным;

- изучить виды общественных благ;

- понять механизм государственного регулирования рынка общественных благ;

- изучить содержание и назначение государственного патернализма.

 

Литература

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. В 2 Т. – М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Нуреев Р.М. курс микроэкономики – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.

3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.

4. Самуэльсон л.э., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.: изд. Дом «Вильямс», 2000.

Аткинсон Э.Б., Стиглиц Л.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект пресс, 1995.

План:

1. Понятие частного блага

2. Понятие общественного блага

3. Классификация общественных благ

4. Роль государства на рынке общественных благ

 

Вопрос 1. Понятие частного блага

Благо – это любой объект потребления. Частное благо – это благо, каждая единица которого может быть продана потребителю за отдельную плату: продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, бытовая техника и т.д. На рынках, которые изучались нами ранее (рынки потребительских благ, рынки экономических ресурсов), происходит обмен частных благ на деньги. Свойства ЧБ:

- избирательность в потреблении: ЧБ приобретаются в индивидуальном порядке в соответствии со вкусами и предпочтениями потребителей на основе принципов свободы выбора. Превышение спроса над предложением приводит к их дефициту, росту цен и т.д. Соответственно, превышение предложения над спросом ведет к иным последствиям.

- делимость, т.е. ЧБ выступают в виде товарных единиц (штук, метров, килограммов и т.п.); потребление блага одним человеком делает невозможным его потребление другими людьми: если вы купили велосипед, то этот велосипед никому другому достаться уже не может.

- исключаемость: любое ЧБ имеет цену, а даже самая низкая цена ограничивает число покупателей и делает товар недоступным для части потребителей; именно наличие цены исключает товар из потребления для того субъекта, который за него не заплатил.

- окупаемость затрат: все затраты на производство ЧБ полностью включаются в цену товара и возмещаются после его продажи; т.е. ценообразование строится по формуле «издержки плюс».

Все известные рыночные законы описывают поведение продавцов и покупателей на рынка тех благ, которые соответствуют перечисленным свойствам.

Вопрос 2. Понятие общественного блага

Сущность и свойства общественных благ принципиально отличаются от свойств частных благ. Впервые свойства ОБ были сформулированы в середине 50-х годов ХХ в. американским экономистом Полом Самуэльсоном, лауреатом Нобелевской премии 1970 г. за вклад в повышение уровня научного анализа.

Общественное благо – это товары и услуги, предоставляемые и потребляемые на нерыночных условиях: дипломатия, охрана окружающей среды, национальная безопасность, законы и многое др.

Сравните.

Некая фирма «Бассейн» производит регулярную чистку воды. Эти затраты включаются в цену билета и оплачиваются покупателями. Тот, кто не может или не хочет платить, бассейном не пользуется. Фирма без труда может посчитать, сколько единиц продукта продала (число проданных билетов).

Власти некого города (например, Гродно) тратят деньги на очистку вод реки Неман. Как посчитать, сколько человек воспользовалось этим продуктом? Возможно ли сформировать цену? Возможно ли запретить тому, кто не заплатил, пользоваться этим продуктом? Весьма затруднительно. Может так случиться, что охрана реки от бесплатного пользования потребует значительно больших расходов, чем доходы от продажи платных услуг. Может ли город заработать прибыль от «продажи» реки?

Как видим, формально и у фирмы «Бассейн», и у городских властей были одинаковые статьи затрат, а способы их возмещения одинаковыми быть не могут.

 

Свойства ОБ:

- неизбирательность: появление дополнительного потребителя не уменьшает доступность и полезность блага для других. Например, рост рождаемости в стране не уменьшает безопасность граждан, а появление еще одного купальщика на реке не отразиться на другом купальщике. В то же время, потребление ОБ может носить «принудительный» характер: мы не всегда изъявляем спрос на законы, охрану границы и т.п., но пользуемся этим, не имея выбора.

- неделимость: объем производства или индивидуального потребления не поддается измерению (сколько единиц продукта произведено при очистке реки?);

- неисключаемость: как только благо произведено, оно становится доступным для всех независимо от оплаты; невозможно запретить тому, кто не заплатил, пользоваться общественными благами (сравните: не заплатил за газету – не пользуешься, но не заплатил за разработку закона - ….);

- использование рыночных приемов ценообразования или невозможно или весьма затруднительно. Т.к. предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю, общественное благо должно поставляться по нулевой цене (МС=Р=0). Поэтому коммерческое предприятие, ориентированное на прибыль, не будет его производить. Рынок, настроенный на работу в условиях платежеспособного спроса, не может функционировать в данных обстоятельствах.

Существование ОБ является одной из причин «фиаско» рынка, что делает объективно необходимым вмешательство государства в рыночную экономику.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: