РОССИЯ - БАБА, ИЛИ О ДУХОВНОСТИ




Виктор Вальдман

 

"СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ" или "ТОНКИЙ МИР И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА"

 

В ПРЕДДВЕРИИ РАЯ?

Уважаемый г-н N! Или М! Или г-жа Ж! Твое величество Потребитель! А также, Ваша светлость, Производитель и, конечно же, Ваше святейшество, Продавец! Бизнесмен, служащий фирмы, рекламный агент, просто бездельник, не знающий, чем заняться и от нечего делать глазеющий на витрины, рекламные картинки и щиты. Они назойливо мозолят глаза, слепят, звучат в голове базарной разноголосицей. Они соблазняют твою плоть изысканностью яств и очарованием женских прелестей, а если ты женщина, то блеском обрамляющих эти прелести украшений. Они сулят красивую, беззаботную, комфортабельную жизнь, "райское наслаждение", где единственной проблемой для тебя будет: что выбрать, чего пожелать?

Но не раскатывай губу, раззява! Рая на земле, как известно, нет. Да и вообще, чтоб ты знал, Рай - обитель не тел, а душ. А что дают эти картинки, эти блестки и суета твоей душе, твоему сердцу?

Вся эта мишура - всего лишь декорации, фанерная и картонная бутафория, в которой идет спектакль, называемый жизнью. Но, может быть, он - всего лишь репетиция, подготовка к Настоящему спектаклю, к Настоящей жизни?

 

 

СОН РАЗУМА

 

Человек всегда жил, осознанно или нет, в двух мирах: земли и неба, плотном мире материальных предметов, существ, действий и в тонком мире мыслей, чувств, образов (тоже, впрочем, материальном, только недоступном пока приборам наших ученых). Связь этих миров в единое пространство человеческого бытия осуществлялась через знак, слово, символ, воплощенный в произведении искусства художественный образ. Развиваясь, человек расширял свои возможности по осуществлению взаимодействия двух миров, укреплял их связи. Это выражалось в развитии языка, искусства, философии. Человек не только питал свой дух воспринимаемыми свыше дарами неба, но учился активно и сознательно жить и творить в мире тонком, постигал его законы и вносил свой вклад в его украшение. Храм человеческого творения подобен кресту: горизонталь материальной культуры, второй природы - в плоскости физического мира и вертикаль духовных дерзаний и падений в мире тонком. Конечно, как и все в природе, неровно, волнообразно шел этот процесс, но шел. Далеко не все были непосредственно вовлечены в священный труд соединения земли и неба, но религия давала людям почувствовать реальность этого труда, осеняющего человечество своей благодатью. И смирялось, смягчалось человеческое сердце, ощущая себя частью, плотью единого организма, питаемого, одухотворяемого этим животворным процессом.

Но вот настал век материализма, позитивизма, механицизма. Набрала силу наука, выигравшая почти смертельную битву с религией за власть над мировоззрением человека. Укрепившееся в своей самостоятельности человеческое сознание возмутилось против власти над ним неведомых небесных сил, утвердив в качестве законов мироздания, законов жизни лишь те, которые были доступны рассудочному, раздробленному восприятию. Дух человеческий утратил крылья, поднимавшие его ранее до высот понимания тайн бытия.

Но зато стремительно стало активизироваться сознание масс, вовлекаемых в общественный труд, объединяемых в многочисленные и разнообразные идеологические, политические и т.д. образования. Как гласит эволюционная теория, изоляция способствует видообразованию. На смену единому, спускающему свои ветви с неба древу божественного, эзотерического знания вырос из его семян на земной почве густой, разнообразный подлесок переосмысленного рассудком и практическим опытом знания человеческого, экзотерического.

Прошли века. Появились средства массовой информации, стремительно завоевывают мир массовая культура: кино, радио, телевидение. Не иначе, как сама богиня плодородия Деметра покровительствует им. Многократно усиливаются потенциальные возможности человека к получению и переработке знания. К этому процессу подключается большинство населения планеты.

Но развивающаяся по своим внутренним законам энергоинформационная оболочка, взяв на себя функции восприятия, переработки и оценки добываемого на Земле знания и всех питательных соков, приходящих к нам из мира тонкого, из пространственных сфер, оставила на долю индивидуального сознания жалкую роль потребителя пережеванной и фактически переваренной кашицы, типа протертых супов-полуфабрикатов из пакетиков. Пакетики хорошие, добротно сделаны, украшены яркими, возбуждающими аппетит этикетками. И выбор большой, на любой вкус. И делать ничего не надо - ни сажать, ни выращивать, ни собирать, ни чистить, ни резать. Подогрел водичку, высыпал туда порошок, размешал - и хлебай себе. Главное, не забыть выключить за собой плиту, то бишь телевизор. Да и то напомнят.

Но лишь один кишечник утруждает и развивает такая пища, лишь всасывательные функции сохраняет организм, остальные атрофируются. И выпадают не использованные для разгрызания орешков знаний зубы, усыхают и теряют силы бездействующие руки и ноги. Выпадают перья из крыльев духа, давно уже нет им надобности подниматься в заоблачные выси, чтобы усмотреть оттуда новую землю обетованную, которую должно возделать и заселить. Да и глаза уже отвыкли различать, что перед ними, добро или зло, если нет поясняющей и гарантирующей качество этикетки.

И, привыкнув к суррогату пищи, переработанной массовой культурой, разучился человек добывать хлеб свой насущный, хлеб духовный. И даже Слово Божье, запечатленное в священных писаниях, когда-то открывавшее, как ключом, сознанию ищущего сокровенные тайны, целые миры, насыщавшее дух алчущий нектаром бессмертия, превратилось в прах, скрипящий на зубах безвкусный, несъедобный, неперевариваемый песок.

Но свято место пусто не бывает. И, взамен простиравшемуся до высот беспредельных миру, сиявшему образами мудрости и любви, ринулись на нас снизу, через хорошо разработанный на сублимированной пище задний проход выползшие из недр земных черви: напичканные убийствами детективы, пропитанные ядом страха триллеры, сочащаяся похотью эротика, фантастические кошмары, населяющие вселенную кибернетической и всякой прочей нечистью. Все это - не просто досужий вымысел, но сущности нижних слоев тонкого мира, порождения нашего подсознания, оживляемые, подпитываемые энергией нашей мысли. Материализуясь в книгах, фильмах, плакатах, этикетках, муляжах, паразитируя на нашем сознании и отравляя его ядом своих эманаций, они стремятся завладеть им, войти через него в наш мир, получить в нем свою, реальную жизнь. Жизнь не послушных нашей воле творений, но властвующих над нами идолов и кумиров.

Ослаб, обессилел наш разум, спит, растянувшись на мягкой перине примитивно-материалистических представлений. И все вольготнее чувствуют себя порожденные его сном чудовища. Долго ли еще спать нам? Не пора ли проснуться, восстать, открыть окно и выгнать из дома нашего зловонных бесов, впустить наконец свет нового утра, ветер долгожданных перемен?

 

 

ЗАЧЕМ?

 

Жизнь изменилась неузнаваемо. На смену коммунистическому правлению пришло нечто, называемое демократией. Вряд ли это нечто является народовластием, Но оно, несомненно, принесло нам свободомыслие и определенную свободу действий. Спасибо ему за это. Ведь свобода выбора - это, может быть, самое ценное из того, чем Бог наделил человека. Благодаря этому исключительному свойству, отличающему его от всех прочих тварей, человек смог выработать в себе все остальные качества, стал творить себя и окружающий мир дальше сам, своими руками и ногами, сделался сотворцом и наследником своего Создателя.

Рыночная экономика неумолимо сменяет тоталитарную распределительную систему. Рынок - это в первую очередь царство выбора личного, когда он осуществляется не кем-то там наверху, а каждым из нас.

В качестве подспорья для потребителя буйным цветом расцвела реклама. Исчезли из нашей жизни партийно-политическая пропаганда и наглядная агитация, более семи десятилетий твердившие нам о верности и неизменности сделанного в 1917 г. выбора. Твердившая по большей части занудно и бездарно, не помогая ни осознать, ни принять этот выбор, а лишь медленно и верно дискредитируя его. Так червь, питаясь деревом, подтачивает его и убивает. И вот, освободились на улицах, в средствах печати, на телевидении, наконец в умах наших обширные экологические ниши, делянки немного истощенной и подзасохшей, но еще вполне плодородной при соответствующей обработке почвы. Свято место пусто не бывает. И теперь эти делянки обильно засеваются разнообразными семенами рекламы. Но нужно ли нам это разнотравье? Зачем оно нам? Как отделить добрые семена от плевел? Какой пожнем урожай?

 

МАГИЯ РЕКЛАМЫ

 

Сменились обрамляющие нашу жизнь декорации. Ведь они должны отвечать содержанию спектакля, т.е. тому, что творится в наших душах. И все, что мы видим сегодня на улицах, с экранов, со страниц печати - есть слепок, фотография нашей с тобой, досточтимый читатель, души, морды лица нашего. И наша вина, что лицезрение этой морды часто навевает уныние, раздражение, отупение. Что сеем, то и жнем.

Программы, созданные рекламистами, умелыми программистами душ человеческих, каждый божий день загружаются в наше сознание с экранов телевизоров и кинотеатров, с ярких панно рекламных щитов, с манящих окон витрин. Эти программы покупают нас, мы примериваем их на себя, как одежды своей души, заполняем ими свой гардероб. При этом мы незаметно теряем себя, теряем все то, что сшито, нажито своими руками, своим опытом, своей любовью...

Из, пускай неуверенного в себе, неумелого, скромно одетого, но живого актера мы превращаемся в подвижную, легко управляемую куклу, красивую, шикарную и энергичную марионетку, всегда хорошо знающую, чего она хочет. Вернее, чего хочет дергающий ее за ниточки блистательный и ненасытный мир потребления, бездушный театр декораций и костюмов.

Но мы не чувствуем этого. Внедрившиеся в нас программы живут в нас, меняют нас, побуждают к потреблению их самих и рекламируемых ими вещей. И мы уже неуютно чувствуем себя при выключенном телевизоре, или не просмотрев очередную газету, заполненную рекламной жвачкой.

Для души нашей, отформованной, движимой, анимированной рекламными программами, программы эти становятся необходимыми, как наркотик. Бумажки, стекляшки, железки и камешки рекламы заменяют нам насущный хлеб культуры. И каменеет душа, превращается в пустыню, а вернее сказать, в свалку, в отхожее место для околдовавшего и поработившего нас мира вещей...

Известно ли тебе, читатель, что такое реклама, откуда она "бысть пошла"? Практически все виды человеческой общественной деятельности выросли из синкретического ядра магии - науки, искусства и практики превращения мыслей, желаний в реальную, материальную жизнь. И, пожалуй, после религиозной обрядности, в рекламной деятельности можно найти наибольшее количество магических знаков и приемов.

Но религия в основе своей не магия, а мистика, духовная практика. Задача религии - доведение слова, закона Божия через сознание и чувства людей в мир, в бытие, одухотворение материального. Задача же рекламы почти обратна - через нее материальный мир вещей, созданных человеком, осуществляет самовоспроизведение и саморазвитие, воздействуя на сознание человека, материализуя его. То есть, реклама - это своего рода средство магического воздействия на нас мира вещей. Но если так, то не значит ли это, что реклама - зло? Вовсе не обязательно. Любое явление может быть злом только в двух случаях. Во-первых, если это явление не понято нами, не осознано, не приручено, действует на нас стихийно и мы не можем ни защититься от него, ни обратить его себе на пользу. И, во-вторых, если это явление осознано, но сознательно используется во зло, для удовлетворения частных, корыстных интересов в ущерб общему благу.

К сожалению, оба эти случая характерны в полной мере для нашей рекламы. Почти всегда мы с тобой либо объекты воздействия, жертвы оболванивания, навязывания того, что нам не нужно, либо сами субъекты агрессии на сознание ближних своих.

Но запретить рекламу нельзя. Рыночная экономика, поскольку она рыночная, саморегулирующаяся, без обратных связей эффективно существовать не может. А реклама и является, по сути своей, такой обратной связью. Неэффективная же экономика - зло само по себе, средство превращения богатства в прах. Так что нам остается лишь один путь - постараться осознать, что такое реклама, как она на нас воздействует, и научиться использовать ее механизмы во благо.

Впрочем, сводить такое сложное явление к механизмам некорректно. Реклама - это живая, развивающаяся по своим собственным законам среда, своего рода организм. И чтобы этот организм не пожрал и не переварил нас, вернее, сознание наше, мы должны его приручить, одухотворить.

Какие же магические силы используются в рекламном деле? Магия - это использование стихийных сил тонкого мира для воздействия на мир физический. Мир рекламы - своеобразный тонкий мир образов, вплотную соприкасающийся с миром наших желаний и потребностей. Известно, что наши органы чувств есть продолжение органов тонкого мировосприятия: ясновидения, яснослышания, чувствознания. И любой, обладающий смыслом сигнал: свет, цвет, форма, звук, ритм и т.д. - может явиться отворяющим двери в мир тонкий ключом.

Например, рекламный слоган - есть некое подобие мантры, магического заклинания, рыцарского девиза. Легко запоминаемый, назойливый, многократно тиражируемый слоган может заворожить, загипнотизировать миллионы людей.

Нетрудно усмотреть связь каббалистических изображений с эмблемами рыцарских гербов, с государственной, военной, спортивной символикой. Но, пожалуй, вершиной эволюции визуального символа является товарный знак. Он подобен генетическому коду фирмы, обеспечивающему ее экспансию в мир метастазами рекламной продукции.

Товарный знак является как бы фокусом магнита, центром кристаллизации сознаний потребителей. Использованные в начертании знака символические элементы, композиционные сочетания, пластические особенности графического решения и составляют воздействующую на наше сознание программу. Эта программа осознанно или неосознанно закладывается в знак художником и весьма существенно влияет на судьбу фирмы. Недаром трудно найти процветающую компанию с безобразным товарным знаком и, напротив, немало можно привести примеров, когда удачная символика и умелое ее использование приносило фирме успех.

Логотип фирмы обычно содержит в себе сочетание качеств короткой мантры и визуального знака, выраженного особенностями начертания шрифтов. Фирменный стиль собирает в единую систему все средства воздействия, облекает сольную партию рекламного символа оркестровым аккомпанементом.

Продолжительность действия магнетических сил рекламной символики зависит от того, насколько глубоко внедряется она в сознание потребителя. Воздействуя на астральном плане, знак может инициировать лишь короткую вспышку интереса, а может и длительное время поддерживать чувство эстетического удовольствия, оптимизма, уверенности, энергетически подзаряжать потребителя. Ведь для того, чтобы сделать выбор, решиться потратить деньги, потребитель должен затратить определенное количество энергии. И рекламная продукция выступает в роли энергоносителя, носителя энергии выбора.

Продуманность, внутренняя логика в композиции рекламной продукции положительно влияет на ментальное тело потребителя, устанавливает с ним интеллектуальную связь, создает ощущение осознанности сделанного выбора.

Как можно видеть из иллюстрирующих текст авторских работ, автор данной статьи, сам художник-оформитель и рекламист с изрядным стажем, немало грешен в спекуляции символами треугольника, креста, круга, звезды, огня.

Наиболее сильное воздействие оказывает символика, несущая в себе духовный смысл. Вряд ли возможно двоякое восприятие эмблем Олимпиады, Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Организации объединенных наций, знака Красного Креста. Религиозные символы властвуют над сотнями миллионов людей. Вряд ли ошибусь, если скажу, что на этих знаках стоит мир, они печатями своими скрепляют сознание человечества. И задача каждого человека сегодня - научиться ориентироваться в мире знаков, суметь выбрать за множеством лживых и подлых истинные и верные.

Да, мы живем в мире потребления. Но цель этой жизни - не самое потребление, а происходящее в его процессе развитие нашего сознания, нашей души. И очень важно определить правильное направление этого развития, овладеть искусством распознавания, выбора четких, истинных жизненных ориентиров. Преуспевший в этом искусстве обретет способность творить знаком, символом, мыслью.

ВЕСЬ МИР – ТЕАТР

Итак, мы начали разговор о рекламе, как о части тех декораций, среди которых проходит сегодняшний акт нашей жизни. Но в чем суть самого спектакля? Если реклама есть всего лишь средство научиться делать выбор, то какова же цель этого выбора?

Мы все актеры в этой жизни, и должны достойно исполнять порученные нам роли, хотя часто они бывают не очень близки и приятны нам. Ведь каждая роль имеет свое особое значение во вселенской пьесе, а качество ее исполнения влияет на успех всего спектакля, на глубину общего впечатления от преподаваемого им урока.

Воля - талант исполнителя.

Смирение - подчинение воле Драматурга.

Вера - чуткость к указаниям Режиссера.

Надежда - ощущение бесконечности роли своей.

Любовь - созвучие с партнерами.

Мудрость - способность постигать смысл пьесы.

Истина - замысел Автора.

Любое слово из театрального лексикона, любой предмет из театрального обихода имеет глубокий вселенский смысл, является символом, иероглифом, заключающим в себе определенный аспект мироздания. То же самое, впрочем, можно сказать и про любое другое явление нашей жизни. Вся наша жизнь - единая вселенская мистерия. Как мистерия она начиналась и как мистерия должна быть вновь переосмыслена. Как в свое время человек был преобразован из послушной куклы-марионетки в обладающего самосознанием и свободой воли актера, так ныне должен он причаститься к замыслам Драматурга и стать режиссером собственной судьбы. В противном случае он рискует оказаться вычеркнутым из списка исполнителей нового Акта и из числа зрителей его.

Да, подчиняясь логике пьесы, не следует забывать, что все мы не только персонажи, но и зрители, и что истинная, реальная жизнь происходит не в балагане внешних впечатлений, но в глубине нашего духа.

Душа наша - актер, кукловод, тело – всего лишь кукла, марионетка. Дух же - зритель. И именно для него разыгрывается этот спектакль, из которого должен он вынести для себя урок.

Но многие ли из нас являются сознательными зрителями? Многим ли знакомо чувство ответственности исполнителя? Однако, немало среди нас таких, кто и роли своей не знает, и кого неизвестно кто или что дергает за ниточки страстей...

 

ЧТО-ТО НЕ ТАК

Рынок входит в нашу жизнь "победной поступью", "широкими шагами", победа его неизбежна и не вызывает сомнений. Весь этот процесс невольно заставляет вспомнить предрекавшееся не так давно советской пропагандой и наглядной агитацией торжество коммунизма.

Давно уже нет очередей за колбасой, полки ломятся от товаров. Но трудно отделаться от впечатления, что что-то в нашей жизни не так. Что-то, вернее, многое, а еще вернее, почти все.

Бывшие партийные и номенклатурные деятели, жившие ранее, как подпольщики, в условиях "коммунизма для избранных", хапая от общегосударственного пирога по способностям, легализовались и превратились (не все, конечно, но опять-таки по способностям) в буржуазию и бюрократию, власть предержащую не в меньшей степени, чем раньше, но гораздо более циничную и безответственную.

На почве назревшей в народе материальной и социальной неудовлетворенности как грибы после дождя выросли многочисленные нувориши: торговцы-спекулянты, чинуши-хапуги, просто полууголовные и уголовные элементы.

Но есть, как ни странно, вроде бы честные бизнесмены. Во всяком случае, кажется, что есть... Ведь должны же быть?

До предела "демократичная", а вернее, до беспредела беспринципная массовая культура прозападного образца, но самого низкого пошиба, вытеснила рафинированный, регламентированный "от и до" соцреализм.

И куда-то делась, где-то затерялась среди праздничной мишуры, клипов, лейблов, сникерсов и тампаксов душа, живая и трепетная душа нашего народа, необъятная по широте своей, как наши бескрайние просторы, достигавшая некогда глубин и высот, неведомых и недоступных остальному миру.

Где же ты, душа наша, которая всегда, несмотря на рабство крепостничества, "проклятые ужасы царизма", братоубийство величайшей в истории человечества гражданской войны, ад сталинских лагерей и лицемерную ложь якобы "коммунистической" идеологии, всегда осеняла весь мир крестом своей неиссякаемой веры в торжество добра в человеке, освещала его светом надежды и любви. Где же ты, душа наша?

Растерялся актер в непривычных декорациях, прибалдел зритель. И жизнь превратилась в карнавал масок, сумасшедший бессмысленный триллер...

 

КТО СПАСЕТ?

А никто. Ни добренький дядюшка Сэм с козлиной бородкой и в полосатых штанишках, ни расплывающийся сладкой сахарной улыбкой японский дяденька-сан, ни расчетливый немецкий бюргер. Только сами. Своими ручками и ножками. Своей головкой. А главное - своим сердцем. Спасение извне пристало разве что слабеньким и убогим, а мы не такие уж хилятики и идиоты.

А может быть, как это уже бывало не раз, придется и других спасать. Спасать от бездуховности, от мертвящего засилья массовой культуры, выхолащивающей искренность и человеческое тепло. Заслонять от блеска рекламных этикеток и клипов, слепящего, утомляющего глаза, делающего их неспособными к восприятию истинной жизни. Вызволять из болота пороков, свойственных рыночной экономике: расчетливости и продажности, жадности и приземленности. Лечить от гипертрофии "самости", алчущей нахапать побольше и побыстрее чего-нибудь пестренького, блестящего, шуршащего в свой маленький и духовно убогий мирок.

Мы привыкли оглядываться на Запад, более динамичный, более свободный в своем выборе. Как там у них? Как они решили? Но Запад сделал свой выбор когда-то. Так сказано об этом в Апокрифе Иоанна:

29.30/ Они принесли золото, и серебро, и дар, и медь, и всякого рода вещи. И они совратили людей, которые следовали за ними,

30. в великие заботы, сбили их с пути многими обманами. Они ста­рели, не имея досуга. Они умирали, не найдя истины и не познав Бога истины. И

5/ так все творение было порабощено навеки, от сотворения мира и доныне. И они брали женщин и рождали детей во тьме по подобию их духа. И они заперли свои сердца,

10/ и они затвердели в твердости духа обманчивого доныне.

Может быть, лишь то, что мы выбрали противоположный, тернистый путь, спасло Запад от неминуемого, согласно классической теории, загнивания. А нас - от порабощения, поглощения Западом. Всю земную цивилизацию спасли мы от энтропийного разложения самости.

Миром движут противоположности. И сейчас Запад с надеждой и тревогой смотрит на нас. Мы не имеем права идти чужим путем. Наше место не в массовке, а в главных ролях. Настала нам пора снова сделать свой выбор, записать новое, веское слово в исторической пьесе. А иначе:

31.30/...И спаситель дал ему это, чтобы он записал это, чтобы он записал это и положил надежно. И он сказал ему: "Да будет проклят

35/ всякий, кто обменяет этот дар, или на пищу, или на питье, или на одежду, или на какую-нибудь другую вещь

32. подобного рода".

 

РОССИЯ - БАБА, ИЛИ О ДУХОВНОСТИ

Россия всегда была щитом. Она заслоняла своей широкой грудью, своей могучей плотью западную цивилизацию от кочевников-степняков. Она ограждала и Восток от западной культуртрегерской, а вернее хищнической, разрушающей национальные устои местных культур, экспансии.

Но вместе с тем, грудь эта, по-женски чуткая и трепетная, оставалась восприимчивой к каждому прикосновению чужого опыта, чужого сердца, иного мировосприятия и самосознания. А вечно горячая и жадная до ласки новых впечатлений, необычных мироощущений плоть доверчиво открывалась и впитывала в себя все добрые и не очень добрые семена, и с Запада, и с Востока. Плоть культуры нашей подминалась и осеменялась и варяжской властностью, и татарской безудержностью, и византийским пра­вославием, и болгарской письменностью, и итальянской архитектоникой, и французской утонченностью, и восточным стоицизмом, и немецкой идеологией, и еврейским артистизмом, и цыганским романтизмом. А теперь вот - американским практицизмом. Всего не перечислить. И из всех этих семян вырастали удивительные плоды, поражавшие весь мир своей красотой и богатством. А их незадачливый родитель зачастую бывал гоним, поруган или даже уничтожен.

Такая, видно, суждена России судьба - стать тем сосудом, той ретортой, в которой произойдет сплав, единение, совокупление всех культур, всех сознаний, всех религий в единое, всепланетное космическое сознание.

Не случайно, здесь, в России, достигло рассвета православие - религия соборности. Здесь век назад возникли концепции русского космизма о единстве мира, о космической созидательной роли человека. Здесь появилось учение В.И.Вернадского о ноосфере – всепланетной сфере разума. Здесь стремительно развивается синергетика - наука о саморазвитии сложных систем, всего сущего. Через Россию дается новое Учение, Учение о Единстве: Живая Этика, Агни Йога. Это стремление к единству - новый виток спирали после целостного античного мировосприятия.

Нам словно бы самим Богом поручено чувствовать себя хозяевами на планете. Но вот беда, пока мы не можем стать ими даже на своей собс­твенной Родине. Но, может быть, это потому, что нам и не дано никогда установить порядок в одной отдельно взятой стране? Может быть, роль наша - найти такой порядок, который упорядочил бы весь мир?

Но только поймите меня, пожалуйста, правильно. Я отнюдь не за насаждение мирового порядка насильственным путем. Я не за великодержавные политические спекуляции, а за стремление к единству духовному, единству истинно свободных субъектов.

Мы забыли, что такое духовность. Духовность - это осознание единства с миром, космосом, Богом. Это способность во всем видеть проявление единого, бессмертного Начала, действовать соответственно зако­нам Его, по воле Его, дышать с Ним единым дыханием.

Нет людей в мире, способных глубже нас постигнуть свою единосущность с миром, со всеми его болями и красотами, со всей греховностью и святостью его. Нет людей, более склонных болеть душой за судьбу планеты. Нет людей, более способных ради общечеловеческого блага отрешиться от своего благополучия, от своего спокойствия, даже от своей веры. Наверное потому, что "свое" для нас - это нечто большее, чем то, что близко, привычно, видимо. Как знать, быть может, "свое" для нас - это "ВСЕ"…

Возможно, не напрасно так долго и так стойко воздерживались мы от сношений с соблазнительным Западом, уклоняясь от его навязчивых объятий. Надо было созреть, набрать силы, освободиться от старых привязанностей, чтобы обрести способность воспринять новое семя. И вырастить из него новый, невиданный плод, не похожий ни на что, ранее произраставшее на Земле. Каким он будет? И какие силы участвуют в его творении? И кто Режиссер?

И, может быть, сценарием нам предначертано привить себе все самые страшные, смертельные болезни современной цивилизации, массовой культуры. Привить для того, чтобы переболев ими, преоборов их своею широкой душой, вылечить, спасти от них весь мир.

 

ЧЕГО ЖДАТЬ?

Однако, нам свойственно разинув рот ждать, когда грядет добрый Режиссер, или когда Драматург напишет для нас хорошую пьесу со счастливым концом. И не задумываемся, а доросли ли мы до нее, сможем ли ее исполнить? Способны ли мы понять, что может двигать действие в такой пьесе, каков должен быть уровень ее героев, а соответственно, и уровень мастерства исполнителей? Может быть, мы и не потянем ее? Может быть, для того, чтобы сыграть в настоящей пьесе, надо научиться сначала быть режиссером собственной судьбы, не ропща на ту роль, которая нам досталась, а стараясь с честью, талантливо, исполнить любой замысел. И лишь тогда, но не ранее, нам может быть даровано право выбора роли, или даже пьесы...

А доверенная нам роль - дана ведь нам не для нашего удовольствия, не для нашего развлечения. Она такова, именно такова, чтобы в кратчай­шие сроки и наилучшим образом, с наименьшими потерями развить наше исполнительское мастерство. И только. Но это не мало. И надо ли нам больше? Так будем же благодарны Драматургу...

Да, нам не всегда дано менять ситуацию, в которой мы находимся: планету, эпоху, страну, место жительства. Требует определенных усилий изменение социального и семейного положения, профессии. Да что говорить, даже гардеробчик сменить - и то проблема! Да и отнюдь, отнюдь не всегда изменение внешних обстоятельств жизни приносит счастье и умиротворение.

Но зато всегда мы можем изменить себя. Это иногда бывает нелегко осознать, очень трудно сделать первый шаг, но когда начинаешь худо-бедно двигаться по намеченному пути, выясняются неожиданные вещи, открываются неограниченные перспективы. Как только нам удастся изменить отношение к жизни, она сама начинает поворачиваться к нам совсем другими гранями. И из застойной суводи бесперспективности и безвыходности вдруг удается выскочить на бурную стремнину. А там - только успевай поворачиваться... Ну что ж, как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Так играй, актер, роль свою радостно, покажи, на что ты способен. Докажи хотя бы самому себе, что ты что-то умеешь, что что-то зависит и от тебя.

 

ГЛАВНЫЙ ЗРИТЕЛЬ

Все мы должны стать зрячими зрителями спектакля жизни, понять его смысл. Но всегда есть Главный Зритель, он же - Главный Исполнитель. Обычно он молчалив, сдержан, терпелив. До него туго доходит, часто с запозданием на многие десятилетия. Но иногда он становится импульсивен и вспыльчив и заводится с пол-оборота. И когда он прекращает тупо пялиться в рампу и начинает наконец действовать, действовать сам, то трещит по швам пьеса, рушатся декорации, начинают суетиться и путаться в словах пытающиеся выступать от его имени паяцы. И тогда часто приходится без антракта переходить к новому акту, спешно скорректировав сюжет с учетом мнения, воли этого Главного Зрителя - Народа.

Это Его право. Никак не в меньшей степени, чем свобода выбора Человека, священна свобода выбора Народа. Хотя часто, ох как часто в своих решениях Он бывает неправ и недальновиден. И Он отнюдь не отличается высоким художественным вкусом. К сожалению, обычно Ему удается это понять только потом, когда становится ясно, что получилось в результате Его вмешательства. Да и то, если дадут разглядеть, да ежели еще сам захочет... Но может быть, когда-то Он научится, наконец, чему-нибудь?

Есть моменты радующие, хотя и немного их. Так, например, в августе 91г. Главный Зритель сказал свое веское слово, остановив сомнительный сюжетный ход. Но потом те паяцы, которые возомнили себя Его спасителями, а на самом деле были Им спасены, жестоко обманули Его, надругались над Ним, а некоторые - откровенно Его предали. Ну что же. Неумолимая логика Спектакля в конце концов всему подведет свой итог. Но только до слез бывает обидно, когда Главный Зритель становится ма­рионеткой в руках паяцев. А кем-то уже разыгрывается новый бездарный акт в спешно сколоченных цветастых фанерных декорациях...

Но каков же рецепт? Боюсь показаться однообразным, но все тот же. Духовность. Осознание своего неразрывного единства, своей значимости, своей божественной сущности. Осознание таланта своего, роли своей. Осознание замысла Высочайшего Автора и воли Великого Режиссера как необходимые условия своего успеха. И лишь тогда наступит прозрение. Исчезнут вопросы и придут ответы. Станет, наконец, ясно, что не надо делать того, что никому не нужно. И надо делать то, что необходимо. Работы много. Навалом. Работать некому. Все ведь хотят сначала получить, а потом, быть может, как-нибудь отработать. Так не будет больше. Бог не подаст нерадивому.

Но много ли среди нас таких осознавших, зрячих? Все мы хорошо помним, с каким свистом, с какой злобой толпа слепых паяцев согнала с трибуны одного из немногих имеющих глаза - Дмитрия Сахарова. Согнала в могилу. И чего это стоило и России и всему десятилетиями сложившемуся вокруг нее братству народов. Сколько бед и крови можно было предотвратить, если бы тогда выслушали, поддержали его, знавшего, видевшего далеко вперед. В конце концов, рано или поздно, мы все равно придем к тому, что он предрекал. Вопрос только, какой ценой. Ну что же, наверное ровно такой, какая потребуется, чтобы нам поумнеть, чтобы выбить, выжечь из нас всю глупость и злобу, хамство и подлость. К сожалению, чудес не бывает. За хорошую жизнь неизбежно приходится расплачиваться избавлением от своих дурных качеств. Жить хорошо, конечно, хочется. Но готовы ли мы платить? И не слишком ли большой покажется нам цена?

Но за уклонение от платы сейчас придется расплачиваться еще дороже потом. Цены растут и проценты набегают быстро. Ведь инфляция в нашей экономике - в сущности лишь следствие инфляции совести нашей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: