Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины




Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Модуль 1 Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков

6.1.1.1. Контрольные вопросы

1. Какие классификации форм государства содержались в произведениях Платона, Аристотеля, Полибия, Макиавелли, Бодена, Гоббса, Спинозы, Татищева, Монтескье, Руссо, И. Канта? Сравните эти классификации. Воспроизводятся ли эти классификации в современной теории государства и, если да, какие именно?

2. Какие существовали критерии деления форм государства на "правильные" и "неправильные" в концепциях Платона, Аристотеля, Полибия, Монтескье? В чем особенности взглядов Мора, Кампанеллы и Морелли на ту же проблему? В чем своеобразие взглядов на соотношение форм государства и классовых противоречий гражданского общества в теории фон Штейна?

3. Каковы доводы Бодена и Гоббса против деления форм прав­ления на "правильные" и "неправильные"? Убедительны ли эти доводы?,

4. Кто из политических мыслителей выдвинул идею "смешанной формы правления"?

О соединении каких форм правления писали Платон и Арис­тотель? В чем заключается, по Платону, различие основных форм правления? Каким образом взгляды Аристотеля на основные формы правления связаны с его представлением о классовой струк­туре общества?

5. Кто из политических мыслителей был сторонником идеи "смешанной республики"? В чем суть этой идеи? Каковы особенности взглядов на устройство "смешанной республики" Полибия, Цицерона, Макиавелли, Мора, Кампанеллы?

6. Какие доводы против понятия смешанной формы правления выдвинул Боден?

7. Можно ли рассматривать современное представительное государство как "смешанную республику" и, если да, то, в каком из институтов государственного права выражен каждый из ее элементов?

6.1.1.2. Задания для проведения текущего контроля успеваемости

Все практические задания представлены в учебном пособии: Кочеткова Е.А. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие. Оренбург, 2010.

 

Модуль 2 Политические и правовые учения Нового времени

6.1.2.1. Контрольные вопросы

1. Когда возникла теория естественного права? Перечислите ее главных представителей.

2. В чем состоит качественное отличие теории естественного права XVII и последующих веков от суждений о "праве природы", "естественном праве" некоторых античных и средневековых мыслителей?

3. Назовите первых представителей теории естественного права в России. Какие противоречия имелись в теории Татищева? Как по-разному эти противоречия были преодолены в учении Щербатова и в учении Радищева?

4. Каковы причины возрождения теории естественного права в наше время? Назовите представителей. Почему актуальность этой теории резко возросла после второй мировой войны? Изменились ли в ХХ веке представления о естественных правах?

5. Кем впервые выдвинута и обоснована идея естественных прав человека? Какие Вам известны политико-правовые доктрины, включающие и обосновывающие эту идею? Объясните, пожа­луйста, как соотносятся права человека и права гражданина.

6. Назовите статью современной Конституции нашего госу­дарства, в которой выражена идея естественных прав человека (т.е. прав, принадлежащих человеку по природе).

7. Перечислите (в хронологическом порядке) известных Вам представителей теории разделения властей.

6.1.2.2. Задания для проведения текущего контроля успеваемости

Задания к ПЗ-2

1. Дайте характеристику взглядам Г. Гроция на сущность естественного права:

«Естественное право состоит в том, чтобы предоставить другим то, что им уже принадлежит, и выполнить возложенные на нас по отношению к ним обязанности»

«Мать естественного права есть сама природа человека»

«Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом…»

Что он называл источником естественного права? По каким критериям он разграничивал естественное и волеустановленное право?

2. «Первоначально люди объединялись в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведёт своё происхождение гражданская власть» (Гуго Гроций). Проанализируйте данное высказывание. Почему он отстаивал договорную теорию происхождения государства? Каковы были, по мнению Г. Гроция, цели и функции государства?

3. «По природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки» (Гуго Гроций). Охарактеризуйте данное положение.

Каким статусом в государстве, по мнению Г. Гроция, обладают граждане? Имеют ли они право на сопротивление властям? Могут ли они изменить форму правления?

4. «…ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей», «Ибо свобода или твердость души есть частная добродетель, добродетель же государства – безопасность» (Баруха Спиноза). Проанализируйте данные высказывания.

Проведите сравнительный анализ понимания содержания общественного договора, причин формирования государства в учениях Г. Гроция и Б. Спинозы.

5. Раскройте сущность и содержание понятий imperium, civitas в учение Б. Спинозы. Существуют ли границы верховной власти? Почему он считал, что отношения государственной власти к подданным должны носить только приказной характер?

6. «Государство наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нём каждый переносит своё естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет» (Баруха Спиноза). О какой форме правления говориться в данной цитате?

Дайте характеристику классификации форм правления, выделенной Б. Спинозой. Чем обусловлена его критика абсолютной монархии? В чем он видел положительные моменты демократической республики?

7. «Итак, под правом природы я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т.е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивидуума простирается так далеко, сколь далеко простирается их мощь. Значит, все то, что каждый человек совершает по законам своей природы, он совершает по высшему праву природы и имеет в отношении природы столько права, какой мощью обладает» (Б. Спиноза «Политический трактат»). Проанализируйте понимание сущности естественного права Б. Спинозой. Сопоставьте его взгляды с позицией Гуго Гроция.

 

8. Дополните следующие высказывания голландских мыслителей

«Государство – это совершенный союз…

«Гражданская война хуже…

«Война и мир есть…

«Законы не заглушаются…

«Справедливой причиной начала войны может быть ни что иное, как....

«Войны ведутся ради…

«Нельзя противиться носителям верховной власти, не совершая при этом…

«Совокупное тело верховной власти называется…

«Верховная власть не связывается никаким законом, но …

«Право каждого простирается так далеко, как …

«Только тот свободен, кто не кривя душой, живёт…

«Все обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять…

«Война должна вестись только в целях…

«Итак, как преступление и повиновение в строгом смысле могут быть представлены только…

«Естественное право каждого в гражданском состоянии…

«Человек свободен лишь постольку, поскольку он…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: