Требования к уровню подготовки школьников




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По Истории (профильный уровень)
учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), класс
 
Хрущёва Дина Александровна
Ф.И.О. учителя

 

 

Учебный год


Пояснительная записка

 

(конкретизируются общие цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; дисциплины (модуля) и пр)

 

 

Учебная программа разработана на основе Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории России (профильный уровень), 2004 год.

Обозначенная учебная программа имеет практико-ориентированный характер. Она рассчитана на 136 учебных часов

Историческое образование на III ступени общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Изучение истории на III ступени общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, в связи с этим предпочтительной формой текущего контроля является тестирование, по ключевым темам мониторинги, и итоговые контрольные работы.

 

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует государственному стандарту по предмету. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

Требования к уровню подготовки школьников

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

 

Планирование составлено на основе:

  • Обязательного минимума содержания образования;
  • Примерной программы по истории для основной (общей) школы;
  • Федерального базового учебного плана 2004 года;

Учебно- методического комплекта Программа курса «История России ХХ – начала ХХI века» для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений – М. «Русское слово» 2003 год. Программа курса «Всемирная история. XX век» для 11 класс – М. «Русское слово» 2005 год. С.И. Козленко Методические рекомендации по использованию учебника Н.В. Загладин, С.И. Козленко, Минакова С.Т., Петрова Ю.А. «История Отечества ХХ – начала ХХI века. 11 класс. Методические рекомендации по использованию учебников Загладин Н.В. «Всемирная история XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне, М. «Русское слово», 2005 год. Учебники: Н.В. Загладин «Всеобщая история. ХХ век». 11 класс М. «Русское слово» 2006 год, Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минакова Ю.А. Петров История России. ХХ – начало ХХIвека. 11 класс, М. «Русское слово, 2007 год, Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Тестовые задания по истории России М. «Русское слово» 2008 год.


Описание места учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане

 

(Информация об общем количестве часов, на которое рассчитана Рабочая программа; недельное количество часов)

 

Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели.

Всего 136 часов; часов в неделю 4.

ü Вводные уроки – 2 часа

ü Раздел 1. Мир в 1900 – 1920-х годах - 8 часов

ü Радел 2. Россия в 1900 – 1922 годах – 16 часов

ü Раздел 3. Мир между двумя мировыми войнами – 6 часа

ü Раздел 4. СССР в 1922 – 1941 годах – 13 часов

ü Раздел 5. Вторая мировая и Великая Отечественная война – 11 часов

ü Раздел 6. Мировая культура первой половины ХХ века – 4 часа

ü Раздел 7. Зарождение информационной цивилизации – 23 часов

ü Повторение курса Всеобщей истории – 4 часа

ü Раздел 8. СССР в 1945 – 1991 годах – 18 часов

ü Раздел 9. Россия на рубеже ХХ – ХХI веков – 7 часов

ü Повторение истории России – 9 часов

ü Подготовка к ЕГЭ – 10 часов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: