Управляемость или организационная патология.




Лекция №1.

Социология рассматривается, как наука об отношениях в обществе. Социология управления одна из отраслей социологии. Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях, рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные профессиональные территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общество в целом, каждая из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Социология управления – отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе социальных отношений. Изучает органы управления, прежде всего, как социальные системы.

Социология управления – другая группа проблем социологии управления, социальные цели управления с точки зрения их социальных критериев, их соответствие интересам и желанием управляемых, анализ социальных последствий, принимаемых управленческих решений, отношений к ним исполнителей, система учета интересов, мнений и предложений.

Социальная проблема – противоречие, возникающая объективно или в результате субъективного вмешательства в социальную систему в ходе развития общества. Социальные проблемы безотносительны к особенностям отдельных индивидов. Они касаются социальных групп и личностей по степени вовлеченности в эти группы.

При постановке проблемы решаются две задачи:

1. Констатация противоречия.

2. Ориентировка на пути решения.

Проблемная ситуация – ситуация, вызывающая дискомфорт, побуждающая к ее снятию.

Эмоц.

вовлеч. III IV

 

I II

 


Выч. слож.

I – «сбор яблок». В этой ситуации ставить цель надо максимально и наиболее четко

II – «шахматная задача». В этой ситуации стоит максимально четко ставить проблему с опорой на аналитическую поддержку.

III – «бракоразводный процесс». Постановка проблемы может быть некорректной из-за высокой эмоциональной вовлеченности людей.

IV – «проклятые ситуации/межнациональный конфликт». Проблема не ставится, поскольку постановка конкретной проблемы невозможна. Рекомендуются «мягкие модели» или пошаговая алгоритмы.

Семинар №1.

Доклады: минимум 7 страниц, источники – не менее 5, 2 из которых свежие (за 2010, 2011, 2012). Сноски обязательно (или ссылки).

Литература:

1. Бабосов Е.М. «Социология управления».

2. Тощенко Ж.Т. «Социология управления», «Учебник социологии».

3. Чупров В.И. «Социология управления».

4. Курбатов, Курбатова «Социальное проектирование».

5. «Рабочая книга по прогнозированию» Бестужев.

 

Малые группы – тесная связь.

Большие группы – связи опосредованы.

 

Лекция №2.

Постановка проблем носит констатирующую и ориентирующую функцию. Констатирующая – формулировка противоречия.

В одной и той же проблемной ситуации может иметься некоторое количество вариантов постановки проблемы.

Факторы, характеризующие проблему:

1. Лицо, принимающее решение (персона или коллегиальный орган, наделенный полномочиями).

2. Управляемые переменные, ситуация или условие, охватываемые проблемой.

3. Не управляемые перемены.

4. Внутренние и внешние ограничения на возможные значения управляемых и не управляемых переменных.

5. Выбор переменных или процесс принятия решений.

6. Возможные последствия исполнения того или иного решения.

Методы постановки проблем:

1. Метод функциональных соответствий – подразумевает оценку прошлых действий по критериям эффективности:

А. Проанализировать те линии управленческого поведения, которые не принесли ожидаемого результата в прошлом.

Б. Определить, почему эти линии не имели успеха.

В. Четко сформулировать исходную проблему с учетом изменившихся условий.

2. Метод проблемного моделирования – составляется модель проблемы, при этом учитывается тенденция изменения проблемной ситуации.

3. Метод причинной редукции – подразумевает последовательное сведение проблемы к одной или нескольким исходным, устранение которых приведет к решению данной проблемы.

4. Метод расширения управляемых переменных – подразумевает расширение пространства управляемых переменных как за счет более корректной постановки проблемы, так и за счет привлечении сторонних к ее решению.

5. Метод расширения учитываемых переменных.

6. Экспериментальный метод – производится уточнение действия объективных закономерностей на относительно небольшой и репрезентативной площадке в достаточной степени обеспеченной ресурсами.

7. Метод позиционного анализа – подразумевает выявление интересов, которые в различных формах содержатся в высказываемых позициях.

8. Метод генетической редукции – позволяет определить своевременность постановки проблемы посредством выявления ее необходимых и достаточных оснований.

9. Метод структурной редукции – определяет своевременность постановки проблемы на основе ее структурного анализа.

Лекция №3.

Факторы, влияющие на правильную постановку проблемы:

1. Установка на незамедлительный результат.

2. Соображение экономии.

3. Установка на наименьшее сопротивление (любое решение проблемы будет приводить к какой-то ситуации изменений).

4. Стремление выдать желаемое за действительное (как мы можем диагностировать ситуацию, которая была предоставлена заведомо ложно).

5. Социально-психологические стереотипы, предрассудки, идеологические барьеры.

Критерии разрешимости проблемы:

1. Информационный – выражает наличие необходимой достаточной информации для разрешимости проблемы.

2. Детерминационный – выражает оценку причин, блокирующих достижение цели.

3. Ресурсный – выражает оценку и необходимых достаточных ресурсов для решения проблемы.

4. Инструментальный – оценивает степень разрешимости проблемы в зависимости от наличия необходимых и достаточных способов решения проблемы.

5. Мотивационный – связан с наличием мотивов, побуждающих людей к достижению конкретной цели.

6. Экономический – выражает оценку допустимых затрат при решении проблемы.

Способы решения проблем:

1. Преобразование проблемы, ее переформулировка.

2. Расширение пространства проблемной ситуации, а так же системы переменных, в которых рассматривается проблемная ситуация.

3. Преобразование переменных, нахождение способов преобразования неуправляемых переменных в управляемые.

4. Способ комбинирования переменных.

5. Гибкие ограничения, изменение ограничений, накладываемых на управляемые и неуправляемые переменные.

6. Мотивация, то есть способ побуждения людей к активности, участия в сфере управления.

Тема №3: Социальные институты.

Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и не формальных норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующие их в систему ролей и статусов.

Социальный институт – это специфический вид человеческой деятельности, отрегулированный своей специфической системой формальных и не формальных норм (наличие формальных норм является обязательным).

Каждый институт предполагает свою систему институциональных ролей являющихся разновидностью социальных ролей, посредством восприятия данных институциональных ролей, осуществляется взаимодействие в процессе выполнения институциональных видов деятельности.

В той степени, в какой в социальных институтах воплощены ценности общества, а институциональные роли в свою очередь включены в мотивационные структуры членов этого общества, можно судить о степени интеграции данного общества, как социально-политической системы.

Деятельность социального института определяется следующим:

1. Набором специфических норм и предписаний, регулирующих социальное поведение в данной сфере.

2. Интеграция его в социально-политическую, идеологическую, ценностную систему общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности осуществлять социальный контроль.

3. Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Основные функции института:

1. Реляционная.

2. Регулятивная.

3. Культурная.

4. Интегративная.

Институционализация.

Институционализация – процесс формирования различных видов социальной деятельности в качестве социальных институтов. Важнейшими этапами и предпосылками этого процесса являются следующее:

1. Возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий.

2. Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регулятивов поведения.

3. Интернализация (освоение, восприятие) индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе, потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

Социальная организация.

Организация – единство структуры и функции, единство ассиметричное.

Функции организации:

1. Достижение целей тех лиц, которые создали организацию.

2. Поддержание существования самой организации.

Структура организации:

1. Техническая – совокупность материальных объектов и процессов, включает в себя все материальные объекты, с которыми приходится работать, а так же технологии.

2. Социальная – совокупность участников, людей, и связи между ними. Включает в себя формальные и не формальные группы, ценности, служебные и личные связи, линии подчинения и другое.

3. Социотехническая структура – совокупность технологически связанных рабочих мест. Деление структуры на социальную и техническую допустимо в случае относительной простоты производственного процесса.

Признаки организации:

1. Наличие цели – цель может быть активная (связана с достижением чего-либо) или пассивная (обеспечение условий).

2. Обособленность – замкнутость внутренних процессов, наличие границ отделяющих организацию от внешнего окружения.

3. Наличие взаимосвязей между отдельными элементами, обеспечивающие целостность всей системы.

4. Способность к саморегулированию (самостоятельному решению тех или иных вопросов внутренней жизни), осуществляется внутриорганизационном центре, координирующий деятельность участников и обеспечивающих их интеграцию.

5. Организационная культура (единство 5-ти элементов: нормы, ценности, убеждения, поведение, психологический климат).

6. Устойчивость к внутренним и внешним возмущениям, относится как к структуре, так и к функциям.

Законы организации:

1. Закон синергии (возможности в целом должны превосходить возможности ее отдельных частей).

2. Закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленных.

3. Закон сохранения пропорциональности между организацией и ее частями при любых возможных изменениях.

4. Закон композиции – функционирование всех частей организации подчинено общей цели, частные цели уточняют и детализируют основную.

5. Закон самосохранения – любая организации так же, как и ее структурная единица, стремятся сохранить себя как целое.

6. Закон информированности – в организации не может быть большим порядком, чем больше у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей принимать осмысленные решения.

7. Закон необходимого разнообразия – устойчивость требует, чтобы организация выполняла некий минимальный набор различных видов деятельности и располагала бы специалистами различного профиля и уровня подготовки.

8. Закон онтогенеза – организация проходит определенный жизненный цикл, состоящий из разных фаз (становление, развитие, угасание).

Разновидности организаций:

По происхождению:

1) Естественные.

2) Искусственные.

Цели организации формируются внутри организации. В искусственных – извне.

Взаимоотношения между личностью и структурой:

Организации могут быть первичными и вторичными (:корпоративные, ассоциативные).

Отношения к человеку определяется позицией в структуре, люди не имеют право изменять структуру. Вторичная – участники организации могут изменять отношения внутри организации. В корпоративное структуре участники жертвуют своей независимостью(акционерное общество). Ассоциативная организация – горизонтальная структура.

По целям:

Общественные (удовлетворение социальных потребностей в общении и взаимопомощи) и деловые (связаны с конкретной производственной целью).

По степени легализации:

Легальные; нелегализованные.

По особенностям взаимодействия между элементами:

1) Механистические (жесткая организация, работает как часы, эффективная структурированность).

2) Органические (организация гибкая, формализованность минимальная, оценка результативности по конкретному эффекту, а не по нормализованным показателям).

 

Управляемость или организационная патология.

Управляемость – та степень контроля, которая осуществляет управляющую систему над управляемой, а также та степень автономии, которой управляемая система сохраняет по отношению к управляющей. Главный критерий - реализуемость управленческих решений.

Расхождение между формальными и неформальными структурами:

1. Принятый процесс принятия решения.

2. Ограничение на количество людей в подчинении.

1-ая форма организационной патологии:

Господство структуры над функцией.

2-я форма:

Гипертрофия контроля.

3-я форма:

Увеличение объема отчетности снизу, бюрократизм.

4-я форма:

Доминирование заданий над стимулами.

5-я форма:

Образование «клик» (производственный конфликт с образованием неформальной группы, противопоставляющей себя либо официальной, либо большинству линии поведения)

Тема №4: Организационная культура (единство 5-ти элементов:норма,ценности, убеждение, поведение, психологический климат.

 

Организационная культура - совокупность, разделяемых участниками организации всех перечисленных элементов.

Разделяемая позиция членами организации относительно того, что является важным в их деятельности.

Основные функции организационной культуры:

1) Для человека:

1. Осознание себя в организации.

2. Коммуникационная система, язык общения.

3. Внешний вид, одежда и т.д.

4. Осознание времени.

5. Привычки, связанные с приемом и ассортиментом пищи.

6. Влияние различия между людьми на их отношении.

7. Ценности и нормы.

8. Мировоззрение.

9. Развитие и самореализация работников.

10. Трудовая этика и мотивация.

2) Для организации в целом:

1. Охранная.

2. Интегрирующая.

3. Регулирующая.

4. Адаптивная.

5. Ориентирующая.

6. Мотивирующая.

7. Формирования имиджа организации.

 

Лекция №4.

Тема №5: Социальное прогнозирование и проектирование.

Механизм социального управления состоит из следующих этапов:

1. Цель.

2. Информация об объекте.

3. Диагноз.

4. Предвидение.

5. Прогноз.

6. Проект.

7. План.

8. Выполнение плана.

9. Контроль.

10. Механизм обратной связи.

Предвидение – интуитивный этап, предшествующий составлению прогноза, основная задача предвидения – определить возможные направления развития объекта управления, выяснить, что для него реально, а что нет.

Основные требования к процессу социального предвидения:

1. Выявление главной тенденции, определение перспективы развития социального процесса, установление тех генеральных направлений, которые будут характеризовать состояние общества, его отдельных сфер и направлений.

2. Не отвлекаться на «мелочи», следует помнить, что в основе успешного предвидения лежит не накопление известных переменных, а учет индикаторов, характеризующих возможность появления нового качества.

3. Оптимальное сочетание рационального и интуитивного.

4. Выводы социального предвидения как не должны абсолютизироваться, так и согласовываться друг с другом за счет потери качественных характеристик.

5. Максимально полно использовать информацию о процессе как прямую, так и косвенную.

Социальное прогнозирование – определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Это работа с альтернативами, анализ степени вероятности возможных решений, учет их многовариантности.

Прогноз – вероятностное утверждение о будущем, с относительно высокой степенью достоверности. Прогноз бывает как многовариантным, так и одновариантным.

Прогноз не предусматривает решение проблем будущего, его задача – содействовать научному обоснованию планов и программ развития.

Особенности социального прогнозирования:

1. Формулировка цели – носят сравнительно общий и абстрактный характер; это цель, правильное определение вероятностных количественных и качественных параметров развития в перспективе исследуемой системы, раскрыть варианты ситуации, в которой она окажется.

2. Социальное прогнозирование не обладает директивным характером, ограничиваясь указанием на возможность того или иного развития будущего.

Типы прогнозов:

По масштабам:

1. Гипер-прогнозирование.

2. Общенациональное, общегосударственное: макроэкономическое, проектирование решения крупных национальных задач.

3. Межрегиональное (межотраслевое).

4. Прогнозирование развития народно-хозяйственных комплексов.

5. В отрасли или регионе.

6. На предприятии, воспроизводственным объединениям.

7. Какого-либо продукта.

По времени (по глубине):

1. Оперативные (до месяца).

2. Краткосрочный (до года).

3. Среднесрочный (до 3-5 лет).

4. Долгосрочный (от 5 до 10-15 лет).

5. Дальнесрочный (свыше 15 лет).

Лекция №5.

1. Народонаселение.

2. Расселение.

3. Формирование личности.

4. Социальное развитие.

5. Социальные институты.

6. Большие социальные группы.

7. СМИ и общественное мнение.

8. Политика.

По функциональному признаку:

Поисковые:

1. Определение будущего состояния объекта прогнозирования исходя из его прошлого и настоящего состояния.

Нормативный:

2. Поиск путей достижения состояния объекта прогноза заданного нормативно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: