Лекция №1.
Социология рассматривается, как наука об отношениях в обществе. Социология управления одна из отраслей социологии. Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях, рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные профессиональные территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общество в целом, каждая из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.
Социология управления – отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе социальных отношений. Изучает органы управления, прежде всего, как социальные системы.
Социология управления – другая группа проблем социологии управления, социальные цели управления с точки зрения их социальных критериев, их соответствие интересам и желанием управляемых, анализ социальных последствий, принимаемых управленческих решений, отношений к ним исполнителей, система учета интересов, мнений и предложений.
Социальная проблема – противоречие, возникающая объективно или в результате субъективного вмешательства в социальную систему в ходе развития общества. Социальные проблемы безотносительны к особенностям отдельных индивидов. Они касаются социальных групп и личностей по степени вовлеченности в эти группы.
При постановке проблемы решаются две задачи:
1. Констатация противоречия.
2. Ориентировка на пути решения.
Проблемная ситуация – ситуация, вызывающая дискомфорт, побуждающая к ее снятию.
Эмоц.
вовлеч. III IV
I II
Выч. слож.
I – «сбор яблок». В этой ситуации ставить цель надо максимально и наиболее четко
II – «шахматная задача». В этой ситуации стоит максимально четко ставить проблему с опорой на аналитическую поддержку.
III – «бракоразводный процесс». Постановка проблемы может быть некорректной из-за высокой эмоциональной вовлеченности людей.
IV – «проклятые ситуации/межнациональный конфликт». Проблема не ставится, поскольку постановка конкретной проблемы невозможна. Рекомендуются «мягкие модели» или пошаговая алгоритмы.
Семинар №1.
Доклады: минимум 7 страниц, источники – не менее 5, 2 из которых свежие (за 2010, 2011, 2012). Сноски обязательно (или ссылки).
Литература:
1. Бабосов Е.М. «Социология управления».
2. Тощенко Ж.Т. «Социология управления», «Учебник социологии».
3. Чупров В.И. «Социология управления».
4. Курбатов, Курбатова «Социальное проектирование».
5. «Рабочая книга по прогнозированию» Бестужев.
Малые группы – тесная связь.
Большие группы – связи опосредованы.
Лекция №2.
Постановка проблем носит констатирующую и ориентирующую функцию. Констатирующая – формулировка противоречия.
В одной и той же проблемной ситуации может иметься некоторое количество вариантов постановки проблемы.
Факторы, характеризующие проблему:
1. Лицо, принимающее решение (персона или коллегиальный орган, наделенный полномочиями).
2. Управляемые переменные, ситуация или условие, охватываемые проблемой.
3. Не управляемые перемены.
4. Внутренние и внешние ограничения на возможные значения управляемых и не управляемых переменных.
5. Выбор переменных или процесс принятия решений.
6. Возможные последствия исполнения того или иного решения.
Методы постановки проблем:
1. Метод функциональных соответствий – подразумевает оценку прошлых действий по критериям эффективности:
А. Проанализировать те линии управленческого поведения, которые не принесли ожидаемого результата в прошлом.
Б. Определить, почему эти линии не имели успеха.
В. Четко сформулировать исходную проблему с учетом изменившихся условий.
2. Метод проблемного моделирования – составляется модель проблемы, при этом учитывается тенденция изменения проблемной ситуации.
3. Метод причинной редукции – подразумевает последовательное сведение проблемы к одной или нескольким исходным, устранение которых приведет к решению данной проблемы.
4. Метод расширения управляемых переменных – подразумевает расширение пространства управляемых переменных как за счет более корректной постановки проблемы, так и за счет привлечении сторонних к ее решению.
5. Метод расширения учитываемых переменных.
6. Экспериментальный метод – производится уточнение действия объективных закономерностей на относительно небольшой и репрезентативной площадке в достаточной степени обеспеченной ресурсами.
7. Метод позиционного анализа – подразумевает выявление интересов, которые в различных формах содержатся в высказываемых позициях.
8. Метод генетической редукции – позволяет определить своевременность постановки проблемы посредством выявления ее необходимых и достаточных оснований.
9. Метод структурной редукции – определяет своевременность постановки проблемы на основе ее структурного анализа.
Лекция №3.
Факторы, влияющие на правильную постановку проблемы:
1. Установка на незамедлительный результат.
2. Соображение экономии.
3. Установка на наименьшее сопротивление (любое решение проблемы будет приводить к какой-то ситуации изменений).
4. Стремление выдать желаемое за действительное (как мы можем диагностировать ситуацию, которая была предоставлена заведомо ложно).
5. Социально-психологические стереотипы, предрассудки, идеологические барьеры.
Критерии разрешимости проблемы:
1. Информационный – выражает наличие необходимой достаточной информации для разрешимости проблемы.
2. Детерминационный – выражает оценку причин, блокирующих достижение цели.
3. Ресурсный – выражает оценку и необходимых достаточных ресурсов для решения проблемы.
4. Инструментальный – оценивает степень разрешимости проблемы в зависимости от наличия необходимых и достаточных способов решения проблемы.
5. Мотивационный – связан с наличием мотивов, побуждающих людей к достижению конкретной цели.
6. Экономический – выражает оценку допустимых затрат при решении проблемы.
Способы решения проблем:
1. Преобразование проблемы, ее переформулировка.
2. Расширение пространства проблемной ситуации, а так же системы переменных, в которых рассматривается проблемная ситуация.
3. Преобразование переменных, нахождение способов преобразования неуправляемых переменных в управляемые.
4. Способ комбинирования переменных.
5. Гибкие ограничения, изменение ограничений, накладываемых на управляемые и неуправляемые переменные.
6. Мотивация, то есть способ побуждения людей к активности, участия в сфере управления.
Тема №3: Социальные институты.
Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и не формальных норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующие их в систему ролей и статусов.
Социальный институт – это специфический вид человеческой деятельности, отрегулированный своей специфической системой формальных и не формальных норм (наличие формальных норм является обязательным).
Каждый институт предполагает свою систему институциональных ролей являющихся разновидностью социальных ролей, посредством восприятия данных институциональных ролей, осуществляется взаимодействие в процессе выполнения институциональных видов деятельности.
В той степени, в какой в социальных институтах воплощены ценности общества, а институциональные роли в свою очередь включены в мотивационные структуры членов этого общества, можно судить о степени интеграции данного общества, как социально-политической системы.
Деятельность социального института определяется следующим:
1. Набором специфических норм и предписаний, регулирующих социальное поведение в данной сфере.
2. Интеграция его в социально-политическую, идеологическую, ценностную систему общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности осуществлять социальный контроль.
3. Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.
Основные функции института:
1. Реляционная.
2. Регулятивная.
3. Культурная.
4. Интегративная.
Институционализация.
Институционализация – процесс формирования различных видов социальной деятельности в качестве социальных институтов. Важнейшими этапами и предпосылками этого процесса являются следующее:
1. Возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий.
2. Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регулятивов поведения.
3. Интернализация (освоение, восприятие) индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе, потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.
Социальная организация.
Организация – единство структуры и функции, единство ассиметричное.
Функции организации:
1. Достижение целей тех лиц, которые создали организацию.
2. Поддержание существования самой организации.
Структура организации:
1. Техническая – совокупность материальных объектов и процессов, включает в себя все материальные объекты, с которыми приходится работать, а так же технологии.
2. Социальная – совокупность участников, людей, и связи между ними. Включает в себя формальные и не формальные группы, ценности, служебные и личные связи, линии подчинения и другое.
3. Социотехническая структура – совокупность технологически связанных рабочих мест. Деление структуры на социальную и техническую допустимо в случае относительной простоты производственного процесса.
Признаки организации:
1. Наличие цели – цель может быть активная (связана с достижением чего-либо) или пассивная (обеспечение условий).
2. Обособленность – замкнутость внутренних процессов, наличие границ отделяющих организацию от внешнего окружения.
3. Наличие взаимосвязей между отдельными элементами, обеспечивающие целостность всей системы.
4. Способность к саморегулированию (самостоятельному решению тех или иных вопросов внутренней жизни), осуществляется внутриорганизационном центре, координирующий деятельность участников и обеспечивающих их интеграцию.
5. Организационная культура (единство 5-ти элементов: нормы, ценности, убеждения, поведение, психологический климат).
6. Устойчивость к внутренним и внешним возмущениям, относится как к структуре, так и к функциям.
Законы организации:
1. Закон синергии (возможности в целом должны превосходить возможности ее отдельных частей).
2. Закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленных.
3. Закон сохранения пропорциональности между организацией и ее частями при любых возможных изменениях.
4. Закон композиции – функционирование всех частей организации подчинено общей цели, частные цели уточняют и детализируют основную.
5. Закон самосохранения – любая организации так же, как и ее структурная единица, стремятся сохранить себя как целое.
6. Закон информированности – в организации не может быть большим порядком, чем больше у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей принимать осмысленные решения.
7. Закон необходимого разнообразия – устойчивость требует, чтобы организация выполняла некий минимальный набор различных видов деятельности и располагала бы специалистами различного профиля и уровня подготовки.
8. Закон онтогенеза – организация проходит определенный жизненный цикл, состоящий из разных фаз (становление, развитие, угасание).
Разновидности организаций:
По происхождению:
1) Естественные.
2) Искусственные.
Цели организации формируются внутри организации. В искусственных – извне.
Взаимоотношения между личностью и структурой:
Организации могут быть первичными и вторичными (:корпоративные, ассоциативные).
Отношения к человеку определяется позицией в структуре, люди не имеют право изменять структуру. Вторичная – участники организации могут изменять отношения внутри организации. В корпоративное структуре участники жертвуют своей независимостью(акционерное общество). Ассоциативная организация – горизонтальная структура.
По целям:
Общественные (удовлетворение социальных потребностей в общении и взаимопомощи) и деловые (связаны с конкретной производственной целью).
По степени легализации:
Легальные; нелегализованные.
По особенностям взаимодействия между элементами:
1) Механистические (жесткая организация, работает как часы, эффективная структурированность).
2) Органические (организация гибкая, формализованность минимальная, оценка результативности по конкретному эффекту, а не по нормализованным показателям).
Управляемость или организационная патология.
Управляемость – та степень контроля, которая осуществляет управляющую систему над управляемой, а также та степень автономии, которой управляемая система сохраняет по отношению к управляющей. Главный критерий - реализуемость управленческих решений.
Расхождение между формальными и неформальными структурами:
1. Принятый процесс принятия решения.
2. Ограничение на количество людей в подчинении.
1-ая форма организационной патологии:
Господство структуры над функцией.
2-я форма:
Гипертрофия контроля.
3-я форма:
Увеличение объема отчетности снизу, бюрократизм.
4-я форма:
Доминирование заданий над стимулами.
5-я форма:
Образование «клик» (производственный конфликт с образованием неформальной группы, противопоставляющей себя либо официальной, либо большинству линии поведения)
Тема №4: Организационная культура (единство 5-ти элементов:норма,ценности, убеждение, поведение, психологический климат.
Организационная культура - совокупность, разделяемых участниками организации всех перечисленных элементов.
Разделяемая позиция членами организации относительно того, что является важным в их деятельности.
Основные функции организационной культуры:
1) Для человека:
1. Осознание себя в организации.
2. Коммуникационная система, язык общения.
3. Внешний вид, одежда и т.д.
4. Осознание времени.
5. Привычки, связанные с приемом и ассортиментом пищи.
6. Влияние различия между людьми на их отношении.
7. Ценности и нормы.
8. Мировоззрение.
9. Развитие и самореализация работников.
10. Трудовая этика и мотивация.
2) Для организации в целом:
1. Охранная.
2. Интегрирующая.
3. Регулирующая.
4. Адаптивная.
5. Ориентирующая.
6. Мотивирующая.
7. Формирования имиджа организации.
Лекция №4.
Тема №5: Социальное прогнозирование и проектирование.
Механизм социального управления состоит из следующих этапов:
1. Цель.
2. Информация об объекте.
3. Диагноз.
4. Предвидение.
5. Прогноз.
6. Проект.
7. План.
8. Выполнение плана.
9. Контроль.
10. Механизм обратной связи.
Предвидение – интуитивный этап, предшествующий составлению прогноза, основная задача предвидения – определить возможные направления развития объекта управления, выяснить, что для него реально, а что нет.
Основные требования к процессу социального предвидения:
1. Выявление главной тенденции, определение перспективы развития социального процесса, установление тех генеральных направлений, которые будут характеризовать состояние общества, его отдельных сфер и направлений.
2. Не отвлекаться на «мелочи», следует помнить, что в основе успешного предвидения лежит не накопление известных переменных, а учет индикаторов, характеризующих возможность появления нового качества.
3. Оптимальное сочетание рационального и интуитивного.
4. Выводы социального предвидения как не должны абсолютизироваться, так и согласовываться друг с другом за счет потери качественных характеристик.
5. Максимально полно использовать информацию о процессе как прямую, так и косвенную.
Социальное прогнозирование – определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Это работа с альтернативами, анализ степени вероятности возможных решений, учет их многовариантности.
Прогноз – вероятностное утверждение о будущем, с относительно высокой степенью достоверности. Прогноз бывает как многовариантным, так и одновариантным.
Прогноз не предусматривает решение проблем будущего, его задача – содействовать научному обоснованию планов и программ развития.
Особенности социального прогнозирования:
1. Формулировка цели – носят сравнительно общий и абстрактный характер; это цель, правильное определение вероятностных количественных и качественных параметров развития в перспективе исследуемой системы, раскрыть варианты ситуации, в которой она окажется.
2. Социальное прогнозирование не обладает директивным характером, ограничиваясь указанием на возможность того или иного развития будущего.
Типы прогнозов:
По масштабам:
1. Гипер-прогнозирование.
2. Общенациональное, общегосударственное: макроэкономическое, проектирование решения крупных национальных задач.
3. Межрегиональное (межотраслевое).
4. Прогнозирование развития народно-хозяйственных комплексов.
5. В отрасли или регионе.
6. На предприятии, воспроизводственным объединениям.
7. Какого-либо продукта.
По времени (по глубине):
1. Оперативные (до месяца).
2. Краткосрочный (до года).
3. Среднесрочный (до 3-5 лет).
4. Долгосрочный (от 5 до 10-15 лет).
5. Дальнесрочный (свыше 15 лет).
Лекция №5.
1. Народонаселение.
2. Расселение.
3. Формирование личности.
4. Социальное развитие.
5. Социальные институты.
6. Большие социальные группы.
7. СМИ и общественное мнение.
8. Политика.
По функциональному признаку:
Поисковые:
1. Определение будущего состояния объекта прогнозирования исходя из его прошлого и настоящего состояния.
Нормативный:
2. Поиск путей достижения состояния объекта прогноза заданного нормативно.