Социальное проектирование.




Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности созданием прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса, посредством специфических методов. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту. Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а так же систему параметров, составляющих его подсистем, блоков, элементов и их связей. Всем научно-социальным проектам присуще следующее:

1. Наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают.

2. Параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа.

3. Характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени.

Требования к проекту:

1. Проект должен быть создан на научной основе.

2. Проект не должен противоречить нравственным нормам.

3. Проект должен выражать общепринятые социальные ценности.

4. Проект должен выражать социальный заказ.

5. Проект не должен содержать противоречий.

6. Проект должен быть предназначен для реализации и быть эффективным с точки зрения реализации.

Методы проектирования:

1. Матричный – на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений, просчитывая эти варианты можно определить наиболее эффективные пути для реализации проекта в заданных условиях.

2. Метод вживания в роль – включение проектировщика в систему проектируемых отношений, позволяет лучше определить, что нужно сделать в процессе проектирования, лучше учесть интересы людей.

3. Аналогия – на основе подобия сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках и отношениях формулируется предположение, прогноз о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.

4. Ассоциации – идентичен методу аналогии, в качестве образца берется проект в другой сфере.

5. Мозговой штурм.

6. Синектика – несколько предложенных идей рассматриваются независимо друг от друга, после чего между ними устанавливается взаимосвязь. Что не взаимосвязано, то отбрасывается, что связывается, принимается как вариант.

Социальное планирование.

План – согласованный по срокам, ресурсам и исполнителям (ответственным лицам) документ, содержащий последовательность действий.

Социальное планирование – научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развитие социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь.

Требования к планированию:

1. Планирование должно ориентироваться на цели, которые вытекают из объективных тенденций организации жизни людей и предусматривают удовлетворение текущих и перспективных их потребностей, их согласованием между собой и меры по активизации созидательной деятельности как самого человека, так и социальных институтов общества.

2. Должны использоваться показатели, по которым можно судить об эффективности достижения поставленной цели. Этими показателями могут быть сроки, темпы, уровни, объемы, степень достижения намеченных рубежей, которые позволяют осуществить сравнение с предшествующим этапом или с аналогичными объектами планирования.

3. Исследование средств достижения целей – материальных, финансовых, косвенных рычагов в виде льгот или ограничений для создания условий, при которых наиболее рационально и оптимально развивался планируемый социальный процесс.

Факторы, дискредитирующие планирование.

1. Отход планирования от конкретных нужд людей, доминирование технократического подхода.

2. Доведение до абсурда системы распределительных отношений.

3. Абсолютизация административно-командного управления.

Уровни планирования:

1. Общества в целом – разрабатываются перспективные планы решения значимых социальных проблем, которые определяют его жизненность и устойчивость.

2. Отдельных сфер общественной жизни – экономической, социальной, политической, духовной. Решаются проблемы улучшения условий и содержаний труда, профессиональная квалификационная подготовка, престижность сфер приложения труда, структура рабочего и свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в политической жизни.

3. Региональный – целенаправленное регулирование социальных процессов в республике, крае, области и других территориальных единицах, решаются проблемы регулирования миграционных потоков, рационального использования трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей, основная цель – воссоздание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни с учетом специфики региона.

4. Производственные организации трудовых коллективов – побуждение человека к творческой работе, обеспечение максимально благоприятных условий для трудовой и повседневной деятельности.

Методы планирования:

1. Аналитический – социальный прогресс разделяется на составные части и на этой основе определяется направление реализации намеченной программы.

2. Варианты – определение нескольких возможных вариантов по теме решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации.

3. Комплексный – разработку программы с учетом всех главных факторов материальных, финансовых, экономических, социальных, а так же с определением исполнителей и сроков; необходимо определение темпов и пропорций развития социальных процессов, его статической и динамической модели и выработка основных показателей планов.

4. Проблемно-целевой – решение ключевых задач общественного развития вне зависимости от их ведомственных принадлежностей.

5. Социальный эксперимент – уточняется механизм действия объективных законов и особенностей их проявления в условиях деятельности одного или нескольких социальных институтов.

6. Методы количественного анализа (математические методы) – линейное программирование, математическое моделирование, многофакторный анализ, теории игр, недопустима абсолютизация количественных данных.

 

Лекция №6.

Социальная технология – это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов, программ, проектов, для получения оптимального социального эффекта. Технология предусматривает формализацию социального явления, разделения его на составляющие элементы с помощью операций и процедур. Основные характеристики социальных технологий:

1. Определенный способ достижения общественных целей.

2. Сущность социальных технологий состоит в кооперационном осуществлении деятельности.

3. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно.

4. Разработка проводится на основе и с использованием научных знаний.

5. При разработке необходимо учитывать специфику области, в которой осуществляется деятельность.

6. Выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуру и операции и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.

Основные этапы:

1. Теоретический. Связан с определением цели, объекта технологизации, аналитическим разделением социального объекта на составляющие его компоненты, изучением его взаимосвязи и взаимодействий выявлением тенденций его развитий.

2. Методический. Выбор методов, средств получения информации о социальном объекте, ее обработки, анализе, принципов верификации, способов ее трансформации в конкретные выводы и практически применяемые рекомендации.

3. Процедурный. Практическая деятельность по разработке социальных технологий, включает ряд процедур, каждая из которых представляет собой совокупность операций. Выделяется 4 основные процедуры: формирование цели развития (диагноз, прогноз, формирование конечной цели, стратегия действия, тактика решения конкретных задач), принятие решения (выявление проблемной ситуации, обоснование вариантов действия, выбор оптимального варианта, принятие решения), организация социального действия (распределение задач между исполнителями, теоретическое, психологическое и управленческое обеспечение исполнения, координация и регулирование процесса исполнения), анализ результатов (сопоставление затраченных ресурсов, финансовых средств, трудовых усилий с полученным результатом, сравнение запланированных и достигнутых результатов, выдвижение новых проблемных ситуаций, переход к формированию новых или старых целей деятельности).

Социальные технологии можно моделировать по средствам имитационных моделей.

Методы прогнозирования.

Существует 2 группы прогнозирования: экстраполяционные методы, экспертные (интуитивные) методы, есть дополнительные методы моделирования и учет прогностических эффектов.

Экстраполяция – распространение на будущие моменты времени выводов сделанных по прошлому и настоящему, а так же распространение выводов сделанных по одной части системы на другую часть, либо на всю систему в целом. Основой такого метода является исследование рядов динамики, описывающих развитие во времени прогнозируемого процесса.

 

Лекция №7.

Экспертные методы прогнозирования – базируются на интуиции экспертов.

Задачи:

1. Сформировать репрезентативную экспертную группу. Есть определенные требования к экспертам. Нужно измерить компетентность эксперта и для этого вводится индивидуальная шкала для исследователя. Минимальное число экспертов группы определяется их условий стабилизации средней оценки. Максимальное число экспертов в группе выбирается из условий высокой средней компетенции.

2. Подготовка и проведение экспертизы. При подготовке самый важный момент – составление анкеты, выступает в роли измерительного инструмента. Требования к анкете: должна соответствовать прогнозной модели, вопросы должны задаваться в общепринятых терминах, формулировка вопроса должна исключать смысловую неопределенность и многозначность.

3. Работа с экспертами. 3 этапа: эксперты привлекаются для уточнения прогнозной модели, уточнения анкеты; эксперты работают с анкетами, проводится предварительный анализ полученных результатов.

4. Обязательно рассчитывается коэффициент ранговой корреляции (показывает согласованность экспертной группы как целого), а так же коэффициенты парной (согласованность мнений двух отдельно взятых экспертов) корреляции (+дисперсия, средние значения и т.д.).

Процедуры:

1. Метод комиссий.

2. Дельфи.

3. Мозговой штурм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: