Какую роль играют методы интуитивного поиска в системе методов исследования управления?




Тема 12. Метод "мозгового штурма"

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ;

Почему метод "мозгового штурма" получил столь широкое распростра­нение?

В чем особенность и содержание этого метода?

Всегда ли он оказывается достаточно эффективным?

Как использовать этот метод в исследовании систем управления?

12.1. Содержание метода "мозгового штурма"

Метод "мозгового штурма" имеет большую известность и практическое распространение. Использование его показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных исследовательских и не только иссле­довательских проблем. Он применяется при разработке управленческих ре­шений различного класса. Вот почему о нем говорится и в учебниках по менеджменту, и в специальных учебниках по проблемам разработки управ­ленческих решений.

Исследование — это всегда освоение неизвестного, поиск будущего, объяснение сложного. Поэтому в исследованиях метод "мозгового штурма" имеет особое значение. С его помощью можно достигнуть таких результа­тов, которые оказываются невозможными при использовании традиционных методов анализа.

Метод "мозгового штурма" построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельного использования усилий исследователей фантазеров и инуицивистов с исследователями аналити­ками, системщиками, скептиками, практиками.

Основной целью "мозгового штурма" является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за грани­цы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей богатым прошлым опытом и определенным служебным поло­жением.

Люди различных специальностей, практического опыта, научного темпе-раметра, индивидуальных качеств, как правило, владеют различными мето­дами исследования. Соединение этих методов может быть очень полезно в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключается суть "мозгового штурма". Другое его качество — соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета.

12.2. Использование метода "мозгового штурма"

"Мозговой штурм" проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей.

Каждый из этапов осуществляется по конкретным принципам, отражающим его назначение и суть, определяющим его эффективность(схема 48).

Первый этап (генерации идей) предполагает следующие принципы:

1. Принцип формирования группы по способностям к научному вообра­жению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, интеллектуальной раскованности, разнообразию знаний и научных интере­сов, позитивному скептицизму.

2. Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специ­ального тестирования, которое позволит выявить и учесть критерии этого принципа. Кроме того, можно и весьма полезно учитывать дру­гие социально-психологические характеристики человека, такие как увлеченность, коммуникабельность, независимость.

3. Все это нужно для того, чтобы создать в работе этой группы атмосфе­ру непринужденности, творчества, взаимоприемлемости.

4. Принцип строго запрещения всякой критики. Она может ограничить полет фантазии, создавать опасения в высказывании идей, ухудшать социально-психологическую атмосферу, заставлять анализировать идеи, сковывать мышление, переключать внимание и концентрировать его на какой-либо одной идее и тем самым уменьшать их количество и разно­образие. Ведь главной задачей первого этапа "мозгового штурма" явля­ется поиск как можно большего количества различных вариантов ре­шения проблемы, путей достижения цели, идей и мыслей. И вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их кри­тику. объяснение, обоснование. Поэтому следует сформулировать и еще один принцип.

5. Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. Надо исключить эту естественную потребность человеческого общения. Можно предла­гать лишь дополнительные идеи, отличные от высказанной. Нельзя "присоединяться к мнению" или "расшифровывать" свои или чужие идеи.

6. Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по обла­сти знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, соци­альному положению. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.

7. Такая мотивация определяется подбором группы и организацией ее ра­боты. В группу могут входить специалисты в различных областях зна­ний, разного опыта и научно — практического статуса. Разнообразие участников работы способствует генерации идей.

8. Принцип регламента времени на выдвижение идей. Желательно, чтобы идеи выдвигались на основе озарения, эврики, поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исклю­чить возможность "зацикливания" в противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.

На втором этапе "мозгового штурма" (этапе анализа) также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

1. Принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не долж­на исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это помогает освобо­дить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекаю­щих факторов. Именно аналитическое обобщение идей иногда дает очень удачные результаты.

2. Принцип аналитического потенциала. Группа должна состоять из ана­литиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследо­вания. Это должны быть люди, обладающие чувством повышенной от­ветственности, терпимостью к чужим идеям, четким логическим мыш­лением.

3. Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей. Для обес­печения объективности оценки и анализа идей, должны быть сформу­лированы предельно четкие критерии, которыми должны руководство­ваться все члены аналитической группы. Основными из них должны быть: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе, — а иногда и главным образом — ресурсом времени.

4. Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации. Мно­гие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы, при­няты либо исключены из анализа только после соответствующей дора­ботки.

5. Принцип позитивизма в анализе идей. Можно проводить анализ на ос­нове различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый прово­дится по установке на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев. Второй — по поиску рационального, пози­тивного, конструктивного в любых их проявлениях.

6. Принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий, осуществлять увязку идей.

В практическом использовании метода "мозгового штурма" большое зна­чение имеет личность и деятельность ведущего. Ведь работа и первой, и вто­рой групп должна быть соответствующим образом организована и регулиро­ваться в процессе их проведения. Эту роль выполняет ведущий. Возможны раз­личные варианты: ведущий может быть для первой и второй групп один и тот же или можно дифференцировать ведущих. Но и в том и в другом случае ве­дущим должен быть человек, обладающий большой творческой активностью, доброжелательностью, глубоким пониманием решаемой проблемы, способ­ностью организовывать и поддерживать интеллектуальный процесс.

Целесообразность использования метода "мозгового штурма" определяет­ся оценкой сложности и оригинальности исследовательской проблемы и на­личием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах "мозгового штурма". Чаще всего это люди, подобранные по специальным те­стам и прошедшие необходимое обучение.

Большое значение в успехе "мозгового штурма" имеет постановка и формулировка цели исследования, а также его предмета — проблемы.

Проблема может быть поставлена в обобщенном виде, либо в конкретно-практическом. Возможна постановка проблемы также в виде проблемы — аналога (антипроблемы) или из смежной области деятельности, или в "инверстной" формулировке (изменение, смещение или перестановка акцен­тов для нарушения привычного мышления, выделения новых граней пробле­мы, стимулирования творческого ее осмысления).

Формулирование проблемы предполагает также и различную степень ее конкретности. Это может быть также полезным для обеспечения "свободы" творческого процесса, раскованности мышления.

Выбор формы постановки проблемы и формулировки ее содержания зави­сит от профессионального состава группы, ее структуры по психологическим данным, сложившимся или несуществующим человеческим отношениям (незна­комые люди), организационным условиям работы группы, целям исследования (первый подход к проблеме или конкретное ее решение, фактор времени и пр.).

12.3. Группа "мозгового штурма"

При подборе группы для генерирования идей следует учитывать, что по способностям к творческому генерированию люди бывают различными. Можно выделить три типа личностей.

Активный генератор быстро реагирует на поставленную проблему, проявля­ет заметный интерес к решению проблемы, позитивно реагирует на критику, не "въедается" в содержание проблемы, проявляет притязания к лидерству.

Инертный генератор не обладает высоким уровнем притязаний, но имеет значительные способности к творческой работе. Он стремится вникнуть в суть проблемы, ощутить ее глубину, понять ее истоки и содержание, не то­ропится высказывать идеи, анализирует собственные мысли, требует в боль­шей степени "разогрева" в генерировании идей.

Латентный (скрытый) генератор склонен к индивидуальной творческой работе, проявляет большой интерес к постановке проблемы, осторожен в высказывании идей, чувствителен к формулировке идеи, любит высказывать­ся в неформальной обстановке и предлагать идеи после неформальной апро­бации.

Очень важную роль в успехе "мозгового штурма" играет деятельность ве­дущего. На первом этапе он должен регулировать поле поиска, создавать творческую атмосферу и мотивировать генерацию как можно большего ко­личества идей.

Это достигается путем включения в проблему, информационного напол­нения ее содержания, процедурного регулирования работы группы, психоло­гической поддержки творческой активности, регулирования поля поиска (расширение, ограничение или сужение), концентрации внимания на ключе­вых факторах поиска. Все это механизм управления коллективным творче­ством, используемый ведущим.

На втором этапе "мозгового штурма" деятельность ведущего должна быть иной, потому что здесь главным становится не идея как таковая, а вы­явление возможности ее реализации, оценка эффективности, перспективнос­ти, практической значимости, оценка связей идей и возможностей их пред­ставления в обобщенном виде, конкретизация и дальнейшее развитие выска­занных идей.

Именно на это и должна быть направлена деятельность ведущего. Он должен стимулировать полемику и критику, точность аргументации, практи­ческую направленность, предельную конкретность, сравнительный анализ, использование расчетов. Этими критериями он регулирует творческую дея­тельность аналитиков и направляет ее на позитивные результаты.

Метод "мозгового штурма" как метод исследования проблем и поиска их решения имеет множество разновидностей. Одной из них является метод коллективного обсуждения фиксированных идей. Суть его заключается в том, что все участники творческого процесса фиксируют на специальных карточках свои идеи относительно решения какой-либо проблемы. Далее карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам. Каждый из них должен дать гласную оценку попавшей к нему идее. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволяет отточить идею или ее отбросить как нереальную. В процессе полемики могут возникать и новые идеи.

Существует также метод "обратного мозгового штурма", при котором группа генерации идей проводит как бы обратную работу. Она выявляет проблемы при оценке ситуации, не оценивая возможности их решения. Ведь в практике исследования немаловажное значение имеет распознавание про­блемы и определение ее роли в развитии управления.

Метод "двойного мозгового штурма" предполагает подготовительную ра­боту в генерации идей, затем их постановку без анализа и оценки наконец, и далее аналитическое обсуждение. Здесь, как правило, параллельно с твор­ческой группой работает группа экспертов, следящих за ходом полемики и улавливающих ценные мысли.

Существует и метод "конференции идей", который реализуется по спе­циальной технологии их презентации.

Использование метода "мозгового штурма" может быть эффективным только в условиях творческого отношения к этому методу. Он является не только методом использования и стимулирования творчества в исследовании, но предполагает и творческий подход к реализации самого метода.

Вопросы

1. Для каких проблем метод "мозгового штурма" оказывается наиболее эффективным?

2. Какие существуют технологические схемы использования метода "мозгового штурма".

3. Как подбираются участники для групп "мозгового штурма".

4. Как строится взаимодействие исследователей в группах "мозгового штурма"?

Тема 13. Метод синектики в исследовании управления

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Как мобилизовывать и мотивировать творческий потенциал исследователя?

Какую роль формирование группы играет в мобилизации творчества исследователя?

Как социально-психологические факторы совместной деятельности исследователей влияют на ее результат?

13.1. Понятие и идеи синектики

Синектика — греческое слово. Оно означает соединение различных, даже несовместимых элементов.

Идея синектики возникла в практике использования метода "мозгового штурма" и в процессах изучения индивидуального и коллективного творче­ства. Суть ее заключается в поиске и реализации возможности аккумулиро­вания творческой активности исследователей на основе включения бессозна­тельных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной дея­тельности.

Идея синектики по замыслу ее автора и основателя этого метода амери­канского ученого Уильяма Гордона заключается в формировании "группо­вого мышления", в специально созданной "группе синекторов". Он считал, что каждая организация должна иметь такие группы, чтобы непрерывно ис­следовать проблемы развития, постоянно вести поиск нового.

Главным отличием синектики от метода "мозгового штурма" является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление неза­вершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, обра­зов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливается отказ от стан­дартных подходов. Это определяется не только двумя факторами: подбором группы и организацией ее работы.

В отборе группы главным критерием является эмоциональный строй че­ловека, способность "включить" эмоции в процессы интеллектуальной сов­местной деятельности. На это способен не каждый человек. Необходимо ис­пользовать специальные тесты для формирования группы. Конечно, не ис­ключаются наличие разнообразных знаний, определенный уровень образова­ния и практический опыт исследовательской деятельности.

В состав группы часто включают эксперта, который является специалис­том в той области знаний, к которой относится проблема или которая отра­жает наиболее существенные черты проблемы. Роль эксперта в исследова­тельской деятельности группы может быть различной. В зависимости от си­туации он выполняет или роль "энциклопедии", корректируя понятия и да­вая справки об их специфике, или роль "адвоката дьявола", внося возмуще­ние в идеи, понятия, образы и т. д.

В организации работы группы главным фактором является достижение определенных психологических ее состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности, эмоционального единства, социаль­но-психологического взаимодействия. Это состояние, во-первых, отрешен­ности — вовлеченности, во-вторых, откладывания — осторожности, в-третьих, размышления — раскованности, в-четвертых, достижения — удов­летворенности.

Первое состояние характеризуется отчуждением, дистанцированием от проблемы и постепенным вхождением в ее суть, содержание, особенности.

Второе проявление осторожности в суждениях, отказ от категоричес­ких и окончательных выводов, сдержанность в оценках.

Третье ощущение раскованности в размышлениях, обыгрывание раз­личных ситуаций и подходов к решению.

Четвертое ощущение близости рационального решения, удовлетво­рения совместной деятельностью и ее результатом.

Эти состояния не обязательно чередуются в представленной последова­тельности, однако всегда существуют в работе синектической группы.

В синектической группе, как правило, нет (и может быть, лучше, если нет) явного лидера. Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера настроить группу на творческое восприя­тие проблемы, отключить стереотипы мышления, социально-психологически активизировать деятельность. Это достигается следующими действиями пси­хофизиологической активизации.

1. Анализ понятий, их значений и дефиниций, преобразование проблемы посредством обобщения понятий или их инверсии, трансформации, комбинации.

2. Попытки отрицания существующего понятия, закономерности или за­кона, отрицания тенденции или принципа.

3. Поиск аналогов проблем и понятий, их образного выражения отожде­ствления или противопоставления, попытка сделать известное неизве­стным и наоборот.

Эти действия характеризуют операторы синектики или механизм, сред­ства синектической деятельности.

Главное в синектике — добиться превращения некоторых бессозна­тельных механизмов в сознательно используемые тогда, когда в этом воз­никает необходимость. Этому можно научиться и научить.

В синектике результаты исследования рациональны, но процесс их до­стижения нерационален.

Группа должна влиять на творческую активность индивида таким обра­зом, чтобы каждый в нее входящий стремился отказаться от стандартных подходов, был готов к риску в высказывании идей, боролся за психологиче­ский престиж.

13.2. Операторы синектики

Операторы синектики — это конкретные психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс синектической группы. Их следует отличать от психологических состояний — эмпатия, аффект, вовле­ченность, игра и пр., которые являются следствием этих факторов. Операторы предназначены для пробуждения и мотивации этих состояний.

Технология синектики предполагает три этапа ее осуществления:

• превращение неизвестного в якобы известное;

• превращение известного в якобы неизвестное;

• превращение неизвестного в известное.

Когда возникает проблема, то первым подходом к ее решению всегда яв­ляется стремление ее понять, осмыслить, т. е. свести к чему-то уже известному. Но это сведение всегда является условным, ограниченным, ибо в противном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости ее решения. Вот почему мы это рассматриваем как сведение неизвестного к якобы известному. Всегда пер­вый шаг, первая реакция на проблему проявляются как попытка ее объяснения в рамках привычных моделей, известных знаний.

Но далее возникает сомнение в том, что этого достаточно для решения проблемы и исследователь стремится превратить известное в якобы неизве­стное, т. е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний. Здесь тоже существует некоторая условность, потому что осмысление существующих знаний осуществляется с позиций новой, еще не решенной проблемы.

В этой работе всегда есть перенос знаний из одного поля проблем в дру­гое. Это перенос делается сначала с сохранением существующих трактовок, потом с их трансформацией или модификацией. В этом процессе и проис­ходит возникновение нового знания.

Может показаться, что знание само дает новое знание, достаточно только сформулировать и поставить проблему и реализовать технологию синектического поиска решений. Но в действительности это не так. При переносе знаний и их трансформации, при поиске решений проблем большую роль играет информация о практике возникновения, проявления и существования проблемы. Трансформация знаний и происходит на основе практической или экспериментальной их проверки по признакам и факторам новой про­блемы.

Информационная база творческой работы предполагает использование не только багажа знаний, но и оперативной информации, в том числе специ­ально запрашиваемой и инициируемой. Эта информация играет важную роль в стимулировании творчества.

Для того чтобы превратить известное и якобы неизвестное, необходимо, быть может, даже искусственно, исказить существующее представление, пе­ревернуть привычный взгляд на вещи и явления действительности. В творче­ской деятельности всегда необходимо уметь взглянуть на известное как на неизвестное, усомниться в истинности существующих знаний.Здоровый скептицизм — основа творчества.

Существует пять операторов превращения известного в якобы неизве­стное(схема 49):

• субъективная аналогия;

• прямая аналогия;

• символическая аналогия;

• образная аналогия;

• фантастическая аналогия.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Субъективная аналогия заключается в своеобразном "перевоплощении" исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противопо­ложные силы противоречия, в противодействующие аспекты проблемы. Бе­зусловно, это не легкая операция, она отражает определенные стороны ис­кусства исследовательской деятельности, способности творческого вообра­жения, индивидуальные особенности личности. Но практика показывает, что при некоторых обстоятельствах и при определенном классе проблем это может быть очень продуктивной операцией поиска решений и исследования. Такой оператор помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их — это значит увеличить вероят­ность решения проблемы.

Можно привести такой пример субъективной аналогии из области иссле­дования системы управления. Исследователь представляет в своем воображе­нии систему управления как разветвляющиеся потоки информации. При на­растании ее количества размываются каналы движения. А это установленные связи подразделений, звеньев, отделов и пр. Неумеренное накопление ин­формации в том или ином звене переполняет резервуары. Информация по­добна воде в период весеннего паводка — мутная, грязная, засоренная. Ис­следователь, воображая такую ситуацию, отождествляет себя с щепкой, плы­вущей в мутной воде, и остро ощущает опасность, возникающую во всей си­стеме движения информации, т. е. в системе управления. Он пытается пере­плыть из одного потока в другой, ищет необходимый островок, думает: "Где и как можно укротить стихию, как перестроить систему управления, чтобы упорядочить это захлестывающее движение?"

Такой прием субъективной аналогии возбуждает мысли и чувства, стиму­лирует поиск и, что самое важное, будит интуицию, включает ее потаенные механизмы.

Аналогичный пример можно привести и из области, скажем, исследова­ния инфляционных явлении: угроза банкротства. А разве менеджер, обдумы­вающий стратегию развития, не может перевоплотиться в птицу, летящую осенью на юг, распределяющую свои силы и определяющую направление и ориентиры для передышки. А некоторым, может быть, ближе аналогия с движением самолета или космического аппарата. Все это определяется субъ­ективными качествами исследователя.

Этот оператор можно использовать не только в регулировании индивиду­альной творческой деятельности. Наибольший эффект он может дать при групповом исследовании, когда воображение отдельного человека мотивиру­ется и включается в групповое воображение.

Прямая аналогия заключается в сравнении фактов из двух параллельно су­ществующих областей знании или процессов, ситуации, проблем. Эта аналогия работает на механизмах памяти, анализе подобии и тождества, переносе параме­тров с одного объекта на другой. Наиболее известным примером использования прямой аналогии в исследовательской деятельности является перенос свойств биологического объекта на объекты техники, природы в целом или даже обще­ства. Именно так возникала идея кибернетики

Для эффективного использования прямой аналогии необходимо иметь широкое образование, разносторонние знания, богатые творческие интересы Специалист узкопрофильной подготовки и сугубо специализированной дея­тельности, как правило, ограничен в возможностях успешного использова­ния прямой аналогии, потому что он не может выйти за границы своей спе­циализации, посмотреть на проблему с позиции другой области знании, ква­лифицированно перенести свойства одного явления на другое. В этом польза широкой образованности. Конечно, понятие образованности не тождествен­но поверхностности понимания окружающей действительности.Не "понемногу обо всем и ничего о конкретном", а "главное о многом и все о конкретном" — вот формула образования современного менед­жера исследовательского типа.

Применение оператора прямой аналогии является ассоциативным поис­ком тождеств среди явлений окружающего мира.

Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий в известном, неясного в ясном, бесспорном. Это оператор здорового скептицизма.

Механизм символической аналогии заключается в превращении любого заключения в парадокс, противоречие. Можно привести такой пример: управление — насилие. Отсюда возникает потребность более глубокого пони­мания того, что такое управление. Иначе: управление — пламя. Здесь воз­никает ощущение теплоты, света, маяка, фактора объединения людей, общ­ности интересов и пр. Какую роль играет управление в жизни и деятельнос­ти людей? Каким должно быть управление? Как оно развивается? Каковы закономерные тенденции этого развития? Как изменяются свойства управле­ния и почему? Каково разнообразие его типов? Вот какие вопросы рождает эта символическая аналогия.

Подобный эксперимент символической аналогии можно провести с лю­бой категорией науки управления и увидеть посредством таких операций новые проблемы, или новые грани известных проблем, неизвестное в извест­ном. А именно это и нужно исследователю.

Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта и, опираясь на нее, определить, имеются ли у него противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание, что добавляет нам это сочетание в более глубоком понимании сущности исследуемого объекта.

Соединение субъективной и символической аналогии дает нам еще один оператор — образную аналогию. Ее особенность заключается в превращении первоначального объекта исследования в некоторый образ, который сопос­тавляется в последующем с образом — критерием, с образом функциональ­ного тождества, образом — развития и т. д.

В использовании этого оператора большую роль играет художественное воображение, возникающее из эмоциональных посылок. Особенностью опе­ратора является построение целостного образа объекта, совокупности его основных свойств и качеств и сопоставление с подобным образом. "Фирма подобна морскому лайнеру","Государство — это я" (Людовик XVI), "Экономика — это среда обитания человека", "Информация — это поле коммуникаций людей"и т.д.

Фантастическая аналогия отличается предельной свободной оперирования символами, образами. Здесь ведущую роль играет символ или образ-идеал, то, что является явлением желаемого будущего, недостижимым в реальном, но рождаемым реальностью, противоречащим объективным законам, кото­рые "мешают" найти решение. Это помогает увидеть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли. Например, управление (менеджер) только мешает работать, современная техника уничтожает чело­века, чем совершеннее управление, тем оно опаснее для природы и т. д.

13.3. Формирование и деятельность синектических групп

Синектическая группа — это коллектив людей, которые по своему со­ставу, индивидуальным качествам и при определенной организации совме­стной деятельности способны включать механизмы творчества, интуиции, фантазии и находить оригинальные решения сложных, неординарных про­блем.

Синектика не облегчает процесс творческой деятельности, наоборот она его активизирует, повышает его напряженность, увеличивает вероятность решения проблем, мотивирует удовлетворенность исследовательской рабо­той. Синектика обогащает исследователя и повышает его творческий потен­циал.

Но эти ее качества возможны в своем проявлении при условии опреде­ленных правил или принципов деятельности синектических групп.

Существует принцип трехэтапного формирования группы(схема 50).

Группа должна формироваться в три этапа:отбор по потенциалу знаний, образования и опыта это первый этап; второй —отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный строй, сис­тема ценностей); третий —отбор по потенциалу коммуникативности.

Для каждого этапа должны существовать определенные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов.

Для первого этапа наиболее важными являются критерии уровня и харак­тера образования. Группа должна содержать специалистов из разных отрас­лей знаний, в том числе и той отрасли, в которой находится проблема или объект исследования. Уровень образования, конечно, должен соответствовать сложности решаемой проблемы.

Каждому человеку присущ определенный энергетический потенциал. Он должен быть высоким для участника синергического процесса, потому что, как было уже отмечено, эти процессы характеризуются напряженной рабо­той, да и характер работы требует большой отдачи интеллекта и души.

Энергетический потенциал — это не просто склонность к активному поведению, это способность включения всех средств интеллектуальной де­ятельности, рационального их использования, это выдержка, воля, мобили­зация сил.

Существуют и возрастные требования. В синектическую группу должны входить люди разных возрастных категорий, но в пределах определенного диапазона возрастных значений. Чаще всего это от 25 лет до 50.

Важным фактором является также потенциал профессионализма. Он проявляется в опыте профессиональной деятельности, глубоком практичес­ком знании управления. Это накопленный, успешный опыт разработки и принятия типовых, текущих, оперативных, нормативных решений. Можно сказать, что потенциал профессионализма — это обладание знаниями, лично проверенными практической деятельностью.

Здесь также можно указать и на фактор психологической основы творче­ской деятельности индивида. Есть люди, которые склонны к творческой дея­тельности и желают работать в группе. Но их психологическими особеннос­тями является ярко выраженная интровертируемость поведения. Она прояв­ляется в повышенной критичности к чужим мыслям, в стремлении к самоут­верждению через противопоставление себя группе, амбициозности, болез­ненном самолюбии, зависти и пр Такое поведение может нарушать гармо­ничность совместной интеллектуальной деятельности, рождать атмосферу неуверенности у других участников. Ему группа нужна не для поиска исти­ны, а для самоутверждения, наслаждения лидерством, чаще всего мнимым.

Это факторы отбора членов группы, которые действуют на первом этапе. Второй этап построен на оценке способностей человека к творческой дея­тельности. Главными факторами оценки здесь являются следующие.

1. Способность к образному восприятию и метафорическому мышле­нию. Эти способности легко можно выявить специальным тестирова­нием, в процессе собеседования, при решении специальных кроссвор­дов.

2. Эмоциональная зрелость, которая проявляется в способности удив­ляться, восхищаться, эмоционально реагировать на проблему или си­туацию, но при этом проявлять способность к конструктивному дей­ствию Более того, эмоции должны "работать" на конструктивизм, восхищение переходить в интеллектуальный подъем, творческую ак­тивность

3. Способность к риску также характеризует одно из важных качеств кандидата в синектическуго группу. В любой деятельности есть риск, но каждый человек по-разному относится к риску. Один стремится его обойти, переждать, другой считает его естественным фактором всякой работы. В творческой, исследовательской работе отношение к риску проявляется через отношение к парадоксам, оценкам "бредовых" идеи со стороны других участников работы, опасение вы­звать негодование и пр.

4. Большое значение имеет также способность кандидата к обобщению, тип мышления, позволяющий видеть целое, составлять из разрознен­ных фактов целостную картину, обобщать факты или мысли, выде­лять главное и отсеивать второстепенное относительно целей исследо­вания. Эти способности также можно проверить и установить. Суще­ствуют специальные тесты. Человеку даются три-четыре факта, по ко­торым надо сделать обобщающее заключение. Эти задачи могут быть разной степени сложности. Возможны компьютерные варианты таких тестов.

На третьем этапе проверяются коммуникационные данные кандидата. От степени их развитости и вида зависит эффективность его работы в синекти-ческои группе. Здесь предметом оценки являются следующие характеристи­ки.

1. Кинестатические позиции, или реакция на координационные действия. Она может быть замедленной, неуклюжей, инертной. Это не всегда свидетельствует о низком творческом потенциале, однако для успеш­ной работы в группе может оказаться отрицательным фактором. Ино­гда некоординируемость действии может быть следствием внутренней неуверенности, скованности.

2. Очень важным качеством является ответственность. Может ли человек отождествить свою деятельность с общими результатами работы, ощу­тить их как собственные удачу или неудачу, объективно оценить свою деятельность и роль в группе, признать порицание или одобрение. От­ветственность проявляется в обязательности.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!