Ценовая система
- это единая, упорядоченная совокупности различных видов цен.
Ценоваясистема |
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания |
Дифференциация по степени участия государства в ценообразовании |
Дифференциация по стадиям ценообразования |
Дифференциация по характеру ценовой информации |
-оптовые цены -рыночные цены -оптовые цены -аукционные цены
на продукцию изготовителя
промыш-сти -свободные цены -биржевые цены
-оптовые отпускные
-закупочные це- -монопольные цены цены
ны на продук- - цены фактичес
цию с/х -демпинговые -оптовые цены ких сделок
закупки
-цены на проду- -регулируемые цены
кцию строит-ва -розничные цены -справочные цены
-фиксированные
цены -ценовые индексы
-тарифы грузо-
вого и пассаж-го
транспорта
-цены на потре-
бит. товары
-тарифы на
слуги
-внешнетор-ые
цены
-экспортные
-импортные
Рыночная цена – складывается под влиянием спроса и предложения.
Цена свободная – цена, устанавливаемая производителем товара самостоятельно или на договорной основе с потребителем.
Цена монопольная – цена на товар, произведенная предприятием-монополистом в данной отрасли производства. Характеризуется завышенным уровнем цен из-за отсутствия конкурентов аналогичного товара, что позволяет получать дополнительную прибыль.
Цена демпинговая - цена на импортную продукцию, которая ниже, чем цена такой же продукции, произведенной внутри страны.
Цена регулируемая - цена, уровень которой регулируется государством. Колеблется в определенных пределах, не превышая заданного уровня. Номенклатура регулируемых цен определяется на правительственном уровне.
Цена фиксированная - также устанавливается государством, но не имеет пределов в цене, т.е. устанавливается конкретная цена, не подлежащая изменениям.
Цена аукционная - цена, определяемая на аукционе.
Цена биржевая - цена, по которой товар реализуется в ходе биржевой торговли. В бюллетенях биржи публикуются цены предложения и цены покупки.
Цена фактических сделок – цена за конкретную сделку.
Цена справочная – официальная цена поставщика, сведения о которой содержатся в справочниках, журналах, ежегодниках. («Справочник цен», н-р).
Ценовые индексы – коррективно цены на индексы. Индексы устанавливаются в результате инфляции, устанавливается стат. управлениями. Определяется в результате сопоставления динамики цен за определенный период.
Цена и ценообразование
Цена выступает как связующее звено между производителями и потребителями как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.
Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции, основанное на элементах формирования цен.
Функции рынка
Рынок – сфера потенциальных обменов.
Фукции:
1) определение эквивалентности обмена.
Общественное разделение труда (выделение земледелия, скотоводства) вызвало к жизни постоянный обмен продуктами труда, т.е. необходимость товарного производства.
Обмен – это движение товара от одного товаропроизводителя к другому и предполагает эквивалентность (т.е. приравненность), что требует соизмерения разных по виду, качеству, форме, назначению товаров. Это соизмерение разных товаров единой их основы. Такой основой является стоимость товаров, т.е. общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в этом товаре.
Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию.
Рынок определяет эквивалентность обмена через цены.
2) стимулирование в производстве.
Например, входят в моду дубленки – цены растут – производство начинает работать более интенсивно.
3) очищающая функция, т.е. очистка экономического пространства от слабых компаний.
Цена растет – но затраты всех производителей разные и в зависимости от уровня затрат цены растут или падают. В какой-то момент цены равны затратам, а может быть и меньше затрат. Следовательно, - убыток у производителя. Те предприятия, которые несут убыток необходимо убирать с рынка.
4) стимулирование научно – технического процесса.
Существуют три формы ценообразования и множество методов:
1) формирование цены на основе затрат
2) формирование цены, ориентированной на потребителя
3) формирование цены, ориентированной на конкурентов
Формирование цены на основе затрат
В основе данной формы ценообразования лежат собственные затраты производителя на изготовление товаров. Этот способ наиболее прост для расчета.
Отрицательная сторона: не принимаются во внимание ценностные представления покупателя о предлагаемом товаре, т.е. покупатель может оценивать товар выше цены, назначенной предпринимателем – в этом случае предприниматель упускает собственную выгоду, не подозревая об этом.
Если же цена, по мнению покупателя, оказывается завышенной – товар не будет востребован на рынке.
Существует два уровня формирования цены:
- на уровне предприятия
- розничная цена
Цены предприятия различаются в зависимости от следующих признаков:
1)по полноте учета затрат и прибылей выделяют оптовую цену предприятия и торговую наценку.
Оптовая цена - это цена, по которой реализуется и закупается товар в оптовом обороте.
Цопт=с/с+П+Н |
с/с – себестоимость
П – прибыл, Н - налоги
Для предприятий торговли в качестве их оптовой цены выступает торговая наценка.
Тнаценка= Издержки обращения в торговых организациях +П+Н |
2) розничная цена: цена, по которой товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.
Црозн =Цопт + Тнаценка |
По степени государственного регулирования цены могут быть:
1) фиксированные - цену устанавливает государство. (например, оборонная промышленность)
2) регулируемые - регулируются по уровню рентабельности (например, регулируют цены предприятия – монополисты).
3) свободные – устанавливаются рынком.
Цены могут различаться по полноте разработки изделия:
1) лимитные – цены на изделия, устанавливаемые на стадии проектирования.
2) производственные – полная цена после изготовления продукции
По территориальным характеристикам:
Цены могут быть поясные и зональные. Такие цены обычно вводятся в отраслях, где затраты на производство продукции зависят от природных условий.