Программа
для абитуриентов УО «ПГУ»
специальности 1- 69 01 01
«Архитектура» приём 2013 г.
1. Общие указания.
Целью вступительного испытания по предмету «Творчество» является выявление способностей и степени подготовки абитуриентов к обучению по специальности «Архитектура».
Вступительное испытание по предмету «Творчество» состоит из трёх этапов:
1. Рисунок
2. Композиция
3. Черчение.
Задачи вступительного испытания по рисунку:
1. За 6 часов (360 минут) абитуриент должен выполнить простым карандашом изображение гипсовой головы при ее искусственном освещении на листе бумаги формата А-2 (40х60 см).
2. Выполнить линейно-конструктивное построение головы в соответствии с законами линейной перспективы.
3. Передать пластику формы средствами светотени.
Задачи вступительного испытания по композиции:
1. За 4 часа (240 минут) абитуриенту надлежит создать и изобразить на вертикально или горизонтально расположенном листе бумаги формата А-3 (30 х 40 см) художественно-выразительную объёмно-пространственную композицию из взаимопересекающихся геометрических тел в количестве от 7 до 20. Обязательными являются 5 геометрических тел, указанных в экзаменационном билете в соответствии с приложением к нему;
2. Правильно показать в перспективном сокращении геометрические тела и линии их взаимного пересечения;
3. Передать объём и пространство композиции графическими средствами (линии различной толщины, светотень).
Задачи вступительного испытания по черчению:
1. За 4 часа (240 минут) абитуриент должен на листе формата А-3 (30 х 40 см) по аксонометрическому изображению объекта, выполненному в прямоугольной изометрии в масштабе 1:1 со всеми необходимыми размерами и надписями, вычертить три его проекции: фронтальную, горизонтальную и профильную в том же масштабе 1:1;
2. Композиционно правильно расположить ортогональные проекции объекта на листе;
3. При графическом оформлении чертежа соблюсти типы линий, чётко и аккуратно выполнить сопряжения и углы.
2. Программные требования к вступительному испытанию.
2.1. Рисунок.
Экзаменационная работа по рисунку должна отвечать критериям, которые можно разделить на три группы:
Первая группа – композиционные требования к работе: рисунок гипсового слепка головы классической скульптуры должен быть закомпонован на листе бумаги таким образом, чтобы изображение было соразмерно формату листа и гармонично в него вписывалось.
Вторая группа – правильность построения рисунка: линейно-конструктивное построение предполагает выявление пропорциональных соотношений отдельных частей гипсовой головы и особую точность соблюдения пропорций лицевых объёмов: носа, глаз, рта, ушей, лба, подбородка и т.д. При рисовании необходимо учитывать перспективное сокращение головы, имея в виду, что изображение последней строится по законам линейной перспективы.
Третья группа – графическое исполнение рисунка: светотеневое решение изображения должно учитывать насыщенность и направленность дополнительного освещения, которое способствует выявлению формы головы, даёт представление о соотношении её освещённой и теневой частей и таким образом способствует более чёткому видению объекта рисования. Тушёвка используется для выявления объёма и пластики головы.
Конечным результатом экзамена является рисунок античной головы, со светотеневой моделировкой, дающий полное представление о её объёме, пропорциях отдельных частей и материале из которого она сделана. При этом в рисунке должна быть достигнута портретная узнаваемость головы.
2.2. Композиция.
Требования к экзаменационным работам по композиции и, соответственно, критерии их оценки, сводятся к следующим трём группам:
Первая группа – композиционные требования к работе. Представленная на оценку композиция должна быть правильно расположена на листе, обладать такими качествами, как целостность, выразительность и оригинальность.
Под целостностью композиции понимается выявленность и гармоничность иерархической соподчиненности, как отдельных элементов (геометрических тел) так и их сочетаний.
Под выразительностью композиции подразумевается её привлекательность, достигаемая созданием пластически разнообразного, запоминающегося и гармоничного целого. Использованные в композиции геометрические тела должны хорошо «читаться», располагаться по отношению к зрителю своей наиболее характерной частью, а их соединения и врезки должны быть зримыми. При этом геометрические тела должны иметь гармоничные пропорции. В композиции должны быть выявлены главные и второстепенные элементы.
Под оригинальностью композиции понимается использование в работе самостоятельно продуманных автором и не имеющих аналогов сочетаний геометрических форм, а также нахождение нестандартных точек обозрения включенных в композицию элементов.
Кроме того, оценивается правильность компоновки изображения на листе бумаги, которое должно быть расположено в центральной части листа, по возможности равномерно заполняя его поле и максимально концентрируясь в средней его части. Геометрические тела не должны изображаться у самой кромки листа и не быть смещены в какую-либо одну сторону.
Вторую группу требований составляют оценки правильности изображения геометрических тел и построения линий их взаимных пересечений.
Изображения геометрических тел должны соответствовать своим названиям, которые обозначены в приложении к экзаменационному билету, иметь необходимые оси симметрии, а грани тел должны быть ясно очерчены. Линии взаимного пересечения геометрических тел (как видимые, так и невидимые) должны быть правильно построены и изображены на листе.
Третью группу составляют оценки мастерства графического исполнения композиции.
Здесь оценивается умение абитуриента правильно передать особенности перспективного построения различной степенью тушевки, дополнить изображение видимых граней и рёбер предметов композиции невидимыми линиями и вспомогательными линиями построения, а также - общая графическая культура изображения.
2.3. Черчение.
Экзаменационная работа должна отвечать следующим требованиям, которые можно разделить на три группы.
Первая группа – требования правильного и точного выполнения проекций, то есть недопущения проекционных ошибок в чертеже. К ним относятся: ошибки в расположении трёх проекций объекта, неточность изображения видимых и невидимых линий объекта, неполнота и неточность соответствия аксонометрического изображения и ортогональных проекций объекта, несовпадение проекционного изображения элемента более чем на 1мм, несоблюдение симметрии.
Вторую группу составляют требования к композиционному решению работы. На листе необходимо представить равновесное расположение всех элементов чертежа, то есть элементы чертежа должны равномерно заполнить лист, не смещаясь в какую-либо сторону.
В третью группу входят требования к графическому оформлению чертежа (качество выполнения линий и сопряжений). Прежде всего, на чертеже должна быть чётко видна разница толщин трёх видов линий: линии видимого контура -0,5мм, линии невидимого контура – 0,2 – 0,3 мм, остальные линии (осевые, линии построения и т.д.) – 0,1 мм. Абсолютно точного соответствия указанным размерам не требуется, но необходимо, чтобы эти толщины были различимы на глаз. Сами линии должны быть однотонными с ровными краями, толщина линий одного вида должна быть одинаковой по всему полю чертежа, тонкие линии – без разрывов, пересечения линий в углах и местах стыковки – чистыми, с ровными кромками и острыми углами, сопряжения – без видимых утолщений и уступов, а также без заметных переломов.
3. Критерии оценки вступительного испытания.
Работы оцениваются по 10-балльной шкале.
3.1. Критерии оценки работ по рисунку.
10 баллов | Заслуживает рисунок, в котором соблюдены все экзаменационные требования. Отсутствуют ошибки в композиции, линейно- конструктивном построении, соблюдена перспектива, верно взято светотеневое решение, достигнута полная портретная узнаваемость изображения. |
9 баллов. | Заслуживает рисунок, в котором соблюдены все экзаменационные требования. Отсутствуют ошибки в композиции, линейно - конструктивном построении, соблюдена перспектива, достигнуто портретное сходство, имеются незначительные недоработки в светотеневом решении. |
8 баллов. | Заслуживает рисунок, в котором соблюдены все экзаменационные требования. Отсутствуют ошибки в линейно - конструктивном построении, соблюдена перспектива, имеется не более двух незначительных ошибок в композиции и светотеневом решении. |
7 баллов. | Заслуживает рисунок, в котором допущены три незначительные ошибки в линейно – конструктивном построении, композиции, светотеневом решении. |
6 баллов. | Заслуживает рисунок, в котором допущена одна значительная и не более трёх незначительных ошибок в линейно – конструктивном построении, перспективе, композиции, светотеневом решении. |
5 баллов. | Заслуживает рисунок, в котором допущено не более двух значительных и четырёх незначительных ошибок в светотеневом решении, перспективе, линейно – конструктивном построении композиции. |
4 балла. | Заслуживает рисунок, в котором допущено до четырёх значительных и трёх незначительных ошибок в линейно – конструктивном построении, перспективе, ошибки в светотеневом решении, не достигнуто портретное сходство. |
3 балла. | Заслуживает рисунок, в котором допущено более четырёх значительных и пяти незначительных ошибок в линейно-конструктивном построении, в перспективном и светотеневом построении рисунка, не достигнуто портретное сходство. |
2 балла. | Заслуживает рисунок, неправильно расположенный на листе, в котором отсутствуют перспективные и линейно-конструктивные построения. Светотеневое решение не выявляет объём гипсовой головы, не достигнуто портретное сходство. |
1 балл | Заслуживает рисунок, неправильно расположенный на листе, в котором полностью отсутствуют перспективные и линейно-конструктивные построения, не выполнено светотеневое решение. |
0 баллов Работа не начата.
3.2. Критерии оценки работ по композиции.
10 баллов | Безупречно выполнены композиционные требования, построение геометрических тел и линий их пересечения. Графическое исполнение на высоком уровне. Экзаменационная работа отличается оригинальностью композиционного решения. |
9 баллов. | Правильно выполнены композиционные требования построения геометрических тел и линий их пересечения. Графическое исполнение на высоком уровне. Однако экзаменационная работа не отличается оригинальностью композиционного решения. |
8 баллов. | Правильно выполнены композиционные требования, построение геометрических тел и линий их пересечения. Графическое исполнение на хорошем уровне. Имеется незначительная погрешность или недоработка светотеневого решения. |
7 баллов. | В целом соблюдены все композиционные требования, но в работе присутствует не более двух незначительных ошибок по следующим критериям: компоновка на формате, композиционное решение самой работы, светотеневое решение. |
6 баллов. | В целом соблюдены все композиционные требования. Однако в работе присутствует одна значительная ошибка в построении геометрических тел или линий их пересечения, либо три незначительные ошибки при выполнении трёх основных экзаменационных требований. |
5 баллов. | В работе имеются две значительные ошибки в построении геометрических тел или линий их пересечения, а также присутствуют незначительные ошибки по двум из трёх критериев оценки. |
4 балла. | В работе имеются три значительные ошибки в выполнении двух из трёх основных критериев оценки. А так же присутствуют незначительные ошибки по всем трём критериям оценки. |
3 балла. | Присутствуют четыре и более значительных ошибок по всем трём основным критериям оценки. |
2 балла. | В работе полностью не выполнены экзаменационные требования двух из трёх основных критериев оценки. |
1 балл 0 баллов | Работа не соответствует заданию. Не выполнены все экзаменационные требования. Работа не начата. |
3.3. Критерии оценки работ по черчению
10 баллов | Нет ошибок, (идеальная графика) |
9 баллов | Нет проекционных ошибок, допущена одна графическая ошибка, например: 1) нечетко видна разница толщин трех линий (основная, штриховая и осевая); 2) некачественное сопряжение; 3) отсутствует или плохо вычерчена рамка |
8 баллов | Допущена одна проекционная ошибка, например: 1) нет одной оси; 2) нет невидимой линии на одной из проекций, при правильном построении на двух других проекциях. |
7 баллов | Допущены две проекционные ошибки, например: 1) ошибка в повороте стены: а) неправильно отложен угол поворота; б) неправильно отложен размер повёрнутых элементов (по горизонтали или вертикали); 2) ошибки на проекциях: а) нет стыковки; б) нет врезки; в) нет невидимой линии; г) нет видимой линии 3) неправильно отложен размер: а) детали в одной из проекций; б) всей конструкции в одной из проекций |
6 баллов | Допущены три проекционные ошибки, либо имеет место несоответствие формы детали аксонометрическому изображению: а) на одной из проекций; б) на нескольких проекциях. |
5 баллов | Допущены четыре проекционные ошибки; допущены три проекционные ошибки + 1-2 графические; допущены две проекционные ошибки + 2-3 графические; |
4 балла | Допущено пять проекционных ошибок |
3 балла | Допущено шесть проекционных ошибок, либо нет одной проекции, но две из трех построены правильно; |
2 балла | Не выявлена форма; допущено семь и более проекционных ошибок |
1 балл 0 баллов | Проекции выполнены с несоблюдением размеров и значительными ошибками в изображении видимых и невидимых линий объекта, с несоблюдением требований к графическому оформлению чертежа. Работа не начата. |
Итоговой оценкой вступительного испытания по предмету «Творчество» является арифметическая сумма баллов, полученных за рисунок, композицию и черчение.
Если на одном из трех этапов вступительного испытания (рисунок, композиция, черчение) абитуриент получает 0; 1 или 2 балла, то к последующей сдаче остальных предметов он не допускается.
Ответственный секретарь
приёмной комиссии В.Д. Щербик
Председатель предметной
комиссии А.С. Давидович