Как мы будем внедрять эту идею?




Нормативы

Международные и региональные организации, в ряды которых входят 400 тысяч журналистов в разных странах мира, объединились после консультативных встреч, проведенных под эгидой ЮНЕСКО в 1978 году.

Международные принципы были утверждены на консультативных встречах ряда организаций в период с 1978 по 1983 год. Это Международная организация журналистов (JOI-МОЖ), Международная федерация журналистов (IFJ-МФЖ), Международный католический союз прессы (UCIP), Латиноамериканская федерация журналистов (FELAP), Латиноамериканская федерация работников прессы (FELATRAP), Федерация арабских журналистов (FAJ), Союз африканских журналистов (UAJ), Конфедерация журналистов АСЕАН (CAJ).

Международная федерация журналистов не принимала участие в заключительной встрече в Париже ноябре 1983 года, где был принят данный манифест.

Общие правила описаны в таких документах как «Международная декларация принципов поведения журналистов» (которая была принята Конгрессом Международной федерации журналистов в 1954 году и отредактирована на сессии Конгресса МФЖ в 1986 года) и «Международные принципы профессиональной этики журналиста» (приняты на консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций в Париже 20 ноября 1983 года).

Вторая консультативная встреча (в Мехико в 1980 году) одобрила Декларации ЮНЕСКО об Основных принципах вклада средств массовой информации в укрепление мира, международного взаимопонимания, развития прав человека и противостояния апартеиду, расизму и призывам к войне.

На четвёртой консультативной встрече в 1983 году (в Париже и Праге) была конкретизирована роль, которую «информация и коммуникация играют на национальном и международном уровне, учитывая возросшую социальную ответственность средств массовой информации и журналистов».

Там были выработаны принципы профессиональной этики:

  • Принцип № 1. Право граждан на достоверную информацию
  • Принцип № 2. Объективное освещение событий — долг журналиста
  • Принцип № 3. Социальная ответственность журналиста
  • Принцип № 4. Профессиональная честность журналиста
  • Принцип № 5. Общественный доступ к информации и участие в СМИ
  • Принцип № 6. Уважение частной жизни и достоинства
  • Принцип № 7. Уважение общественных интересов
  • Принцип № 8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур
  • Принцип № 9. Борьба против войн и других бед, грозящих человечеству
  • Принцип № 10. Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка:

Журналист работает в современном мире в условиях продвижения к новым международным отношениям в целом и новому информационному порядку, в частности. Будучи частью Нового Международного Экономического Порядка, он нацелен на деколонизацию и демократизацию в области информации и коммуникации как на национальном, так и на международном уровне. Базой для нового устройства призвано служить мирное сосуществование между народами и полное уважение их культурной самобытности. Долг журналиста — способствовать демократизации международных отношений в области информации, в частности, защищать и развивать мирные и дружеские отношения между странами и народами.

В России на базе указанных манифестов разработаны два кодекса: «Кодекс профессиональной этики журналиста» (принят первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года) и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года).

Профессиональная мораль

Профессиональная мораль сводится к конкретизации общепринятых стандартов нравственности применительно к репортёрской работе с учётом своеобразия социальной роли данной профессии и регулирует поведение журналиста.

Журналистское сообщество по определению числится носителем установки на общественно полезное поведение, поэтому профессиональное чувство долга регулирует поведение работника СМИ.

Нормы поведения российского журналиста проговорены в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве.

Источники информации

Умалчивать о своей профессиональной принадлежности репортёр вправе только до конкретного вопроса о характере его деятельности (Закон «О СМИ», ст.49 п. 9).

Служебная этика

Этика служебных взаимоотношений не тождественна профессиональной этике. Репортёр в идеале должен не забывать о престиже профессии, соблюдать нормативы редакционных отношений, а редактор обязан уважать право на мотивированный отказ от задания.

Примеры

Джордж Оруэлл отмечал:

Главную опасность для свободы мысли и слова представляет вовсе не прямое вмешательство Министерства информации или какого-нибудь другого официального органа. Если издатели и редакторы так стараются не допустить в печать некоторые темы, то не потому, что опасаются преследования, а потому, что боятся общественного мнения. Самый худший враг, с которым у нас в стране сталкивается писатель или журналист, — это интеллектуальная трусость

  • Газета The Washington Post в годы холодной войны, невзирая на протест властей опубликовала статью о подслушивающем устройстве, которое Пентагон разместил под советским подводным кабелем. И как заметил редактор:
Мы опубликовали материал. И знаете что? Солнце на следующий день встало как обычно.  
  • В этой же газете в 1980 году журналистка Джанет Кук опубликовала статью «Мир Джимми», «в которой рассказала о трагедии семилетнего наркомана, подсаженного на героин». Материал был номинирован на Пулитцеровскую премию, а мэр американской столицы Мэрион Барри заявил, что мальчик найден и ему уже оказана медицинская помощь. «После этого юного героя действительно стали искать. И… не нашли. Ибо бедолаги не существовало в природе». Тем самым были нарушены Принципы № 1-4 (см. выше: раздел «Нормативы»).
  • В 1998 году репортёр The New Republic Стивен Глэсс написал о школьнике-хакере, «взломавшем защитные коды компьютерной корпорации, боссы которой решили трудоустроить юное дарование». Но коллеги из Forbes разоблачили авантюриста от журналистики: «юный гений — очередной журналистский миф».

Гонзо-журналистика (англ. Gonzo — рехнувшийся, чокнутый) — направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля.

Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики, движения 60-х, основоположником которого был Хантер С. Томпсон, чьи идеи были подхвачены Лестером Бэнгсом и Джорджем Плимптоном.

Гонзо-журналистикой занимались также писатели Кобос, Джордан, Гудвин, Уильям, Тайбби, Мэтт, Кабал, Алан.

История термина

Впервые термин гонзо был использован редактором американского журнала The Boston Globe, Биллом Кардозо после того, как он прочитал опубликованную в журнале Scanlan’s Monthly в 1970 г. статью «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» (англ. The Kentucky Derby Is Decadent and Depraved), написанную журналистом Хантером Томпсоном, позже популяризовавшим стиль гонзо, и проиллюстрированную английским художником Ральфом Стедманом. Томпсон был отправлен редактором в Кентукки для освещения известных лошадиных скачек (дерби). Присутствуя на скачках, Томпсон был впечатлен поведением зрителей, являвших собой жалкое сборище пьяниц и матершинников, о чем он подробно написал в дневнике. Когда срок сдачи статьи подошел к концу, она ещё не была готова. И Томпсон отправил редактору страницы, вырванные из своей записной книжки, наброски в которых были крайне жесткими и имели глубоко субъективную окраску. Опубликованная статья вызвала большой общественный резонанс.

Кардозо утверждал, что словом Gonzo в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости».

Хантер Стоктон Томпсон – когда нибудь слышали это имя? Вернее, доктор Томпсон? Нет? Молодцы те, кто вспомнил знаменитый фильм прошлого века «Страх и отвращение в Лас-Вегасе»! Да, да, именно отвращение, а не какая нибудь там ненависть! Джонни Депп в коротеньких шортах, огромных очках-лётчиках стискивает зубами мундштук, в то время, как Бенисио Дель Торо уполномочен заявить: «Как твой адвокат, я не могу отпустить тебя одного!». Мало кто знает, что образ наркомана-анархиста, при том доктора журналистики, Рауля Дьюка списан с самого автора этого гонзо-бестселлера.
Начнём с того, что гонзо – это определённое направление современной журналистики, главным отличием которой являются собственные переживания и умозаключения журналиста. «Не события создают репортёра, а репортёр события».
Прибавьте сюда репортёра с крайне радикальными взглядами на всё, что происходит вокруг! Ломающего стереотипы жизни, что было довольно сложно в бунтующие 60-е!
Представьте, что Вы – уважаемый доктор журналистики! Что Вас направили делать репортаж на ежегодный саммит полицейского управления! Представьте, что главной темой саммита является борьба с незаконным оборотом наркотиков! Представьте, что у Вас в руках чемоданчик, до верху набитый всеми известными наркотическими веществами! Представили? Значит, Вы на минутку побывали в шкуре Хантера Томпсона!
Гонзо – это очень честно. Крайне субъективно, но по своей сути выражает общее мнение. Гонзо – это дерзкий репортаж без всяких правил. Репортаж, который противоречит Системе. Репортаж, который ведётся там, где даже нет событий для репортажа!
Четкую характеристику этому направлению дать крайне трудно. Чётких границ жанра просто не существует. Вот пример, как рождаются гонзо-репортажи:
Дорогое издание решает осветить на своих страницах популярное соревнование тех лет. Мотоциклетная гонка по раскалённым пескам американской пустыни. Ничего сверхъестественного, заурядное мероприятие, многодневная гонка. Молодой журналист Томпсон отправляется в Колорадскую пустыню налегке, взяв с собой лишь пишущую машинку и небольшой чемоданчик. Будни гонзо-репортёра начинаются в баре у отеля. После долгих бесед с завсегдатаями заведения, после нескольких стаканов виски и таблеток из чемоданчика, пишущая машинка начинает без устали щёлкать клавишами. Постепенно, абзац за абзацом, страсти трассы уступают место страстям политическим. Поднимается песчаная буря! Банальное совпадение, стечение обстоятельств, но Генри Киссинджер – лидер гонки, носит такое же имя, что и советник национальной безопасности США. Воспалённый мозг доктора, «подогретый» амфетамином, мескалином и виски, цепко ухватился за эту параллель.
«Отчаяная гонка свиней, рвущихся к самолюбованию и кровавому материальному благополучию, наконец представила своего единственного лидера! Вся пост-вьетнамская никсоновская грязь зловонным потоком из Вашингтона бросилась в Колорадскую глубинку! И всё для того, чтобы этот жалкий червяк Генри выиграл гонку тщеславия, гонку семидесятых! Грязь коррупции и насилия накрывает с головой всех участников заезда! Вонючая, липкая, она забивается в выхлопные трубы, в радиаторные щели, в глаза, в уши! Забирается глубже внутрь, в самые мозги и отчаянные гонщики перестают гнаться за неуловимым Генри! Всё, теперь они его слуги, его свиньи!..»
Гонзо, как стиль журналистики, нашел своих поклонников и подражателей. На сегодняшний день «репортёров-анархистов» довольно много. Ярким примером может служить украинское товарищество гонзо-журналистов. Мировое сообщество так и не принимает всерьёз этот вид подачи информации. Ни в одном университете журналистики не преподают гонзо. Хотя многие последователи Томпсона всерьёз борются за это право.
Говоря о развитии этого оригинального направления, нельзя не отметить, что за 40 лет его существования, единственным общепризнанным владыкой «гонзо-пера» является всё тот же Хантер Томпсон. Многие пытались подражать ему. Многие добились многого, подражая ему. Но всё это уже было вторично. И не нужно быть матёрым критиком, чтобы заподозрить очередного «доктора Гонзо» в плагиате. Хантер создал целый мир, одной печатной машинкой и маленьким чемоданчиком. Это его мир. Он, и только он один, мог творить в мире гонзо.

 

Новая журналистика

Что такое "новая журналистика"?

Новая журналистика - это принципиально новое направление в области СМИ, которое стоит на следующих позициях:

· качание светлой, положительной энергии в мир;

· способствование культурному и духовному развитию человека;

· развитие у человека самостоятельного взгляда на вещи, самостоятельного мышления;

· запуск постоянных импульсов к развитию, совершенствованию, осветлению.

Новая журналистика - это не новая форма журналистского жанра. Это новая суть. Новые позиции. Новые цели. Основная цель новой журналистики - не пробуждение бешеного интереса у читателя. Основная цель - развитие личности, развитие способности мыслить, развитие самостоятельности, поднятие на более высокий уровень осознанности и культуры.

Чем она принципиально отличается от "старой журналистики"?
Почему она так актуальна сейчас?

Почти вся современная журналистика стоит на позиции "производство жвачки". Через СМИ в общество качается стрессовая, раздражающая, пугающая информация, очень профессионально и качественно "упакованная" и "поднесенная". Все журналисты любыми методами пытаются "зацепить" читателя, при этом для "зацепки" используются, как правило, плохие струны. Эмоции, транслируемые через эти СМИ - это отрицательные эмоции. "Убийство, воровство, скандалы, войны, политические интриги" - все это профессионально обернуто, вызывает интерес у читателя, т.к. является "больной темой", но это - отрава. Это отравляет общество и личность. Это заведомо формирует у человека отрицательный взгляд на мир, на жизнь. Заряжает отрицательными эмоциями, которые ищут выхода. И выходят в виде этих самых "убийство, воровство, скандалы".

Грубо говоря, эффектами от "старой журналистики" являются:

· повышение стрессовости,

· истощение нервных и эмоциональных ресурсов человека и общества,

· формирование негативного настроения и негативной жизненной позиции,

· "оскотинивание" общества.

Это далеко не все отрицательные эффекты.

Новая журналистика отличается качеством и направлением материалов, а также принципиально другой схемой работы журналиста. Новая журналистика - это эмоциональность, активность, жизнерадостность. Журналисты цепляют не плохие струны, а хорошие. Журналист не критикует, не ругает, не "кусает" - журналист формирует положительный и оптимистичный взгляд на мир. Журналист заставляет задуматься о важных вещах. Какое тебе дело до того, кто там что украл и какие отношения у Клинтона с Бредом Питом? Думай о собственном развитии. О собственном улучшении.

Разумеется, что сейчас практически нет профессиональных журналистов, движущихся в этом направлении. Их нужно выращивать. И это - одна из задач новой журналистики. Журналисты выращиваются на стыке трех направлений:

· Новая журналистика,

· Надпрофессиональное образование,

· Интеллектуальные ресурсы.

Как мы будем внедрять эту идею?

Внедрение идеи происходит посредством создания и продвижения, а также поддержки изданий, разделяющих позиции новой журналистики и движущихся в том же направлении. В настоящий момент существует три издания, стоящих на этих позициях:

· журнал "Zen.Ru",

· газета "Пятое измерение",

· журнал "Иньянка".

Разумеется, что развитие и продвижение этих изданий на начальном этапе - дело сложное. Но постепенно вокруг них будет формироваться читательская среда, информация об изданиях будет распространяться, а интерес к ним - расти.

Ходьков А. В.

 

Журналистика и этика
Журналист находится в одной из азиатских стран, на севере которой прошли ливни, вызвавшие ужасное наводнение. Несколько деревень в низинах оказались затопленными. Спасатели не могли туда добраться в течение почти двух суток из-за плохой погоды – гроз, ливней, ветров…
И вот, в регион направляется первая лодка спасателей. Никто не знает, что их ждет впереди. Вместе со спасателями в район бедствия отправились журналист и телеоператор.
Материал сделан так, что понятно с первых же кадров: собственно рассказ журналиста, то есть звук, записан позднее, уже из студии. Фактически, он рассказывает о своей поездке туда, в район, пострадавший от наводнения.
Репортаж начинается с того, что мы видим журналиста в большой надувной резиновой лодке вместе со спасателями. Их, наверно, человек шесть. Лодка плывет по бурой, мутной и беспокойной воде. Корреспондент рассказывает, что после небывало обильных дождей река, протекающая здесь, разлилась, превратившись в озеро. Деревни, стоявшие на берегу реки, смыло водой, а люди, жившие там, в буквальном смысле слова остались стоять по пояс в воде.
И действительно, лодка подплывает к группе людей, человек семьдесят, кучкой стоящих в воде. За ними видно несколько деревьев, они как бы прижимаются к этим деревьям. И бурая мутная вода кругом…
Лодка медленно подплывает к пострадавшим. Мужчины, женщины, у многих на руках дети. Можно рассмотреть лица – изможденные лица людей, больше суток простоявших в воде. На этих лицах отчаяние, надежда, беспомощность – и даже злость от того, что они ничего не могут сделать.
Мы видим журналиста, сидящего в лодке. «Лодка рассчитана на пятнадцать человек, – рассказывает он, – однако как только мы подплыли к пострадавшим, все бросились на борт».
Камера показывает, как толпа бросается вперед. Мы видим, как люди хватаются за надувные борта, как мужчины подталкивают женщин, которые, в свою очередь, пытаются пристроить на лодку детей.
Ситуация выходит из-под контроля. Мы слышим, как журналист спокойным тоном рассказывает, что на лодке уже около тридцати человек, однако люди продолжают попытки влезть на борт. Спасатели начинают останавливать тех, кто пытается влезть. Это приводит к еще большему хаосу. С лодки – со скандалами и иногда с рукоприкладством – снимают мужчин. Переполненная посудина едва держится на воде. Камера выхватывает лица паникующих людей, женщин с детьми, и видно, что лодка опасно погрузилась в воду и что ее очень неприятно раскачивает.
За кадром журналист рассказывает о том, что в лодке не хватает мест, что на «берегу» – очень условном берегу, потому что все стоят по пояс в воде – остаются женщины и дети.
Камера долго показывает молодого мужчину, который делает крайне оскорбительные жесты в адрес оператора. Не его лице отчаяние…
Наконец, лодка отчаливает. По пути обратно мы видим журналиста, сидящего на корме. Вокруг него спасенные из водяного плена мокрые и продрогшие женщины и дети. Некоторые плачут.
«Повезло лишь немногим, – рассказывает журналист, – лодка вернется за людьми примерно через час. Спасательные операции будут продолжаться до темноты. Ночью их надо будет прервать из-за опасности напороться на корягу или торчащее из воды дерево. Всего в операции задействованы две лодки».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: