Карта компетенций дисциплины




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

(МОДУЛЯ РЕЛИГИЯ, ГОСУДАСТВО И ОБЩЕСТВО)

Уровень основной профессиональной образовательной программы

Бакалавриат

Направление подготовки 48.03.01 Теология

Направление (профиль) подготовки​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​ История конфессии

Форма обучения заочная

Сроки освоения ОПОП 4,5 года

Факультет Русской филологии и национальной культуры

Кафедра теологии

 

 

Рязань, 2016


При разработке рабочей программы дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество») в основу положены:

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 48.03.01 Теология, утвержденный приказом Минобрнауки России от «17» февраля 2014 № 124

 

2. Учебный план направления подготовки 48.03.01 Теология, направленность (профиль) «История конфессии» одобрен Ученым советом РГУ имени С.А. Есенина от «26» сентября 2014 г. Протокол № 2

 

Рабочая программа дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество») утверждена на заседании кафедры

от «29» августа 2016г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой
Кандидат исторических наук
Доцент ________________________ (И.И. Степанов)

(подпись)

Рабочая программа дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество») одобрена Учебно-методическим советом факультета (института) русской филологии и национальной культуры от «29» августа 2016г. Протокол №1

Председатель Учебно-методического совета факультета
Кандидат филологических наук,
Доцент ___________________ (Н.В. Долгова)

(подпись)

Разработчик

доцент ____________________________________ (С.Ю.Рыбаков)

(подпись)

Декана факультета
Кандидат филологических наук,
Доцент______________________________________________________ (К.В. Алексеев)

(подпись)

Директор Научной библиотеки ___________________________________ (Т.А.Устинова)

(подпись)

Начальник УМУ_________(Е.Н. Горохова)

(подпись)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ«ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» (МОДУЛЯ «РЕЛИГИЯ, ГОСУДАСТВО И ОБЩЕСТВО»)

Целями освоения дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество») формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний богословско-теоретических основ, законов и закономерностей развития Государственно-конфессиональных отношений в постсоветский период и на ближайшую перспективу.

2.​ МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ«ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» (МОДУЛЯ «РЕЛИГИЯ, ГОСУДАСТВО И ОБЩЕСТВО») В СТРУКТУРЕ ОПОП ВУЗА

2.1.​ Дисциплина «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество») относится к Б1.Б.15.1 базовой части Блока 1.

2.2. Для изучения данной дисциплины «Концепции современного естествознания» необходимы следующие предшествующие дисциплины:

 

«Нравственное богословие» (модуля «Религия, государство и общество»),

«История архаических и нехристианских религий» (модуль «Религия, государство и общество»)

2.3 Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимо знать, уметь и владеть учебным материалом, формируемым данной учебной дисциплиной:

- «Основы межконфессионального общения» (модуль «Религия, государство и общество»)

- «Догматическое богословие» (модуль «Религия, государство и общество»)

2.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающих общекультурных (ОК) (общепрофессиональных - ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:

№ п/п Номер/индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество») В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть
           
1. ОК-4 способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности Нормы права и основные законы, регламентирующие деятельность религиозных объединений в России. пользоваться методами религиозно-философского анализа для описания правовых вопросов современной религиозной ситуации в России. Методами определения правовых основ жизни конфессий;
2. ПК-8 способностью применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника Основы современных государственно-конфессиональных отношений. использовать категориальный аппарат теологии в решении задач экспертно-консультативной деятельности; методами анализа современных государственно-конфессиональных отношений
3. ПК-9 способность использовать базовые и специальные теологические знания при решении задач представительско-посреднической деятельности Названия, историю и основы вероучений традиционных и нетрадиционных конфессий, действующих на территории России и Рязанской области. использовать категориальный аппарат теологии в решении задач представительско-посреднической деятельности; Методами сопоставления современных и прошлых (древних, средневековых и пр.) типов государственно-конфессиональных отношений.
4. ПК-10 способность использовать полученные теологические знания при организации работы в коллективе в процессе решения задач профессиональной деятельности теолога Методы ведения диалогов с представителями государства, традиционных и нетрадиционных конфессий. использовать понятия и методы современной православной апологетики в вопросах государственно-конфессионального диалога; Полученными теологическими знаниями для организации работы в поликонфессиональном коллективе.

В результате освоения ОПОП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество»):

Знать: Основные труды русских ученых, включенные в программу учебных пособий; наследие античной мысли как базовой по отношению к последующему естествознанию; соотношение религиозной и научной составляющей миропонимания; тенденции развития русской религиозной философии; предметную область курса, элементарные сведения из области истории русской религиозной философии результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира; Основные даты, важнейшие события, связанные с личностью и деятельностью; выдающихся русских мыслителей. Хронологическую последовательность исторических событий, оказавших влияние на формирование философской мысли в России.

Уметь: работать с первоисточниками по конфессиональным отношениям вести дискуссию по вопросам отношения науки и религии. анализировать пути формирования и исторического развития религиозных и научных концепций в различных религиях и научных парадигмах; анализировать разные типы мировоззрений в свете проблем бытия человека его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия. Отличать религиозные и не религиозные социально-культурные и психологические феномены работать с теологическими и историческими источниками, в том числе оригинальными и архивными материалами;

Владеть: формулировать и логически последовательно излагать основные особенности важнейших разделов конфессиональных отношений. Тематикой современных дискуссий о взаимоотношении науки и русской религиозной философии религии; религиозным опытом, используя их для повышения своей богословской культуры в быту и учебе. Основными подходами и методами в различных направлениях религиозной философии умениями и навыками сравнительного, антропологического и политологического анализа религий, использования богословской и философской терминологии; Базовыми представлениями об основах истории, философии понимать взаимообусловленность факторов общественно-исторического процесса.

Карта компетенций дисциплины

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫГосударственно-конфессиональные отношения
Цель дисциплины формирование у будущих специалистов теоретических знаний по наиболее важным проблемам современного естествознания, способствующим более глубокому усвоению специальных дисциплин.  
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
Профессиональные компетенции:
КОМПЕТЕНЦИИ Перечень компонентов Технологии формирования Форма оценочного средства Уровни освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА        
ОК-4 способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности Нормы права и основные законы, регламентирующие деятельность религиозных объединений в России. Изучение литературы, слушание лекций, участие в дискуссиях, подготовка рефератов Устный опрос, консультации, тестирование Коллоквиум, семинарские занятия, рефераты ПОРОГОВЫЙ Показано знание правовой литературы по тематике курса, ПОВЫШЕННЫЙ Знание по предмету демонстрируется готовность применять правовые знания к государственно-конфессиональным отношениям.
ПК-8 способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Принципы толерантного отношения к различным социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям, Изучение литературы, слушание лекций, участие в дискуссиях, подготовка рефератов Устный опрос, консультации, тестирование Коллоквиум, семинарские занятия, рефераты ПОРОГОВЫЙ Показано знание основных категорий и понятий теологии в аспекте основ государственно-конфессиональных отношений ПОВЫШЕННЫЙ Показано умение применять категории и понятия теологии в аспекте различных государственно-конфессиональных отношений
ПК-9 способность использовать базовые и специальные теологические знания при решении задач представительско-посреднической деятельности Названия, историю и основы вероучений традиционных и нетрадиционных конфессий, действующих на территории России и Рязанской области. Изучение литературы, слушание лекций, участие в дискуссиях, подготовка рефератов Устный опрос, консультации, тестирование Коллоквиум, семинарские занятия, рефераты ПОРОГОВЫЙ Показано знание научно-богословского метода его основные характеристики, направления в представительских задачах государственно-конфессиональных отношений ПОВЫШЕННЫЙ Показано умение владения научно-богословского методом в богословских исследований решении представительских задач государственно-конфессиональных отношений
ПК-10 способность использовать полученные теологические знания при организации работы в коллективе в процессе решения задач профессиональной деятельности теолога Методы ведения диалогов с представителями государства, традиционных и нетрадиционных конфессий. Изучение литературы, слушание лекций, участие в дискуссиях, подготовка рефератов Устный опрос, консультации, тестирование Коллоквиум, семинарские занятия, рефераты ПОРОГОВЫЙ Показано знание религиозно-философских основ научного подхода к описанию государственно-конфессиональных отношений ПОВЫШЕННЫЙ Показано умение вводить в научный оборот религиозно-философские понятия и категории для описания государственно-конфессиональных отношений

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.​ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ«ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» (МОДУЛЯ «РЕЛИГИЯ, ГОСУДАСТВО И ОБЩЕСТВО») И ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестр
   
часов часов
       
1.Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)      
В том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)     -
Лабораторные работы (ЛР)      
2.Самостоятельная работа студента (всего)      
В том числе - - -
СРС в семестре:      
Курсовая работа КП - - -
КР
Другие виды СРС:      
Подготовка к письменному отчету-защите по практическим работам      
Подготовка к устному собеседованию по теоретическим разделам      
Подготовка к тестированию знаний фактического материала      
Подготовка к защите электронных рефератов-презентаций      
Подготовка к ролевым деловым играм      
СРС в период сессии      
Подготовка к зачету, экзамену      
Вид промежуточной аттестации зачет (З), Э 9 - Э 9
экзамен (Э)
ИТОГО: Общая трудоемкость часов      
зач. ед.      

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ«ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» (МОДУЛЯ «РЕЛИГИЯ, ГОСУДАСТВО И ОБЩЕСТВО»)

2.1. Содержание разделов дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество»)

№ семестра № раздела Наименование раздела Дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество») Содержание раздела в дидактических единицах
    Святоотеческое Писание и Предание о государственно-конфессиональных отношениях. Цель, задачи и методы изучения курса. Библия об отношении Церкви и государства в Ветхом Завете. Евангельские тексты об отношении Церкви и государства. Апостольские послания о Церкви в иудейском и языческом обществе. Характеристика церковно-общественных отношений в эпоху Вселенских Соборов. Святые отцы Церкви о отношении Церкви и государства.
    Документы РПЦ, в которых отражается характеристика современных государственно-конфессиональных отношений. Состояние общества и государства перед празднованием Тысячелетия Крещения Руси в документах РПЦ. Изменение состояния общества и государственной политики в отношении религии после распада СССР. Характер церковно-государственных и церковно-общественных отношений в характеристиках Патриарха Алексия Динамика государственно-конфессиональных отношений в России при Патриархе Кирилле и в постановлениях Архиерейских Соборов и совещаний.
    Структура общественного сознания в постсоветский период. Религиозное сознание и его стратификация после распада СССР Основные источники влияние на общественное сознание постсоветского общества. Религиозно-философские доминанты в структуре общественного сознания российского общества. Динамика и причины изменения массового сознания в 90-е годы прошлого века. Церковь в восприятии общества в конце XX века. Динамика и причины изменения массового сознания в начале XXI века.
    Принципы современных отношений Церкви, общества и государства в высказываниях церковных, государственных и общественных деятелей. Государственные структуры и деятели федерального и регионального уровней в первом десятилетии XXI века. Высказывания государственных деятелей в официальных документах этого периода. Общественные структуры федерального и регионального уровней и их значение в выстраивании государственно-конфессиональных отношений в России. Позиция Церкви в документах Архиерейских Соборов и совещаний о государственно-конфессиональных отношениях в России.
    Влияние государственных органов на государственно-конфессиональные отношения в России. Государственное регулирование деятельности конфессий за рубежом. Государственная политика, регламентирующая положение общественных и религиозных организаций в постсоветский период. Стремление государства к регламентации церковно-государственных отношений в современной России. Формирование государством позиции общества в отношении Церкви. процессы глобализации и их отражение на государственно-конфессиональные отношения в России. Законодательство стран ЕС о религиях.
      Характер Государственно-конфессиональных отношений в освещении СМИ. СМИ о Церкви и церковные СМИ в период 90-х годов прошлого века. Разнообразие СМИ и основная их классификация в отношении к Церкви. Государственные СМИ федерального и регионального значения и их позиция в отношении к Церкви. Появление церковных СМИ и их влияние на общество. Восприятие СМИ церковного сообщества в отношении наиболее важных вопросов. Динамика отношений светских СМИ и Церкви.
    Влияние Государственно-конфессиональных отношений на государственную политику в сфере религии. РПЦ и другие конфессии в России. Изменение государственной политики как результат сотрудничества Церкви и общества. Рост числа верующих и организация государственно-церковного диалога. Освещение Церковью наиболее важных вопросов государственно-конфессиональных отношений в России. Государственная политика в отношении ислама. Государственная политика в отношении иудаизма и буддизма. Государственная политика в отношении сект и квазисектантских объединений деструктивного характера.
      Русская религиозно-философская мысль о значении Церкви в российском государстве. Анализ взглядов на место Церкви в российском обществе Ф. М. Достоевского. Государственно-конфессиональных отношения в России в учении славянофилов. Значение хозяйственной деятельности в работах прот. Сергия Булгакова, «Пути русского богословия» прот. Георгия Флоровского и оценка в его работе характера государственно-конфессиональных отношений в России, И. А. Ильина и его взгляды на государственно-конфессиональные отношения в России Преодоление последствий государственного атеизма в народном и общественном сознании.
    Образовательная политика государства в аспекте государственно-конфессиональных отношений в России Образовательная политика в постсоветской России в первое десятилетие (в аспекте государственно-конфессиональных отношений) Порядок обучения религии и место религиозного образования в странах Запада. Проблема религиозного образования в России и место этой тематик в структуре государственно-конфессиональных отношений. Конфессионально-ориентированные дисциплины в структуре системы образования России. Духовное образование и его место в аспекте государственно-конфессиональных отношений в России. Перспективы развития конфессионально-ориентированного образования в России.

 

2.2 Разделы дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество»), виды учебной деятельности и формы контроля

№ семестра № раздела Наименование раздела дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество») Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
      л пр срс всего  
               
    Святоотеческое Писание и Предание о государственно-конфессиональных отношениях.         1-6 неделя: Собеседование
    Документы РПЦ, в которых отражается характеристика современных государственно-конфессиональных отношений. -       7-12 неделя: Внеаудиторные чтения
    Структура общественного сознания в постсоветский период. Религиозное сознание и его стратификация после распада СССР -       13-15 неделя: Индивидуальное домашнее задание
    Принципы современных отношений Церкви, общества и государства в высказываниях церковных, государственных и общественных деятелей. - -     16-17 неделя: Тестирование письменное  
    Влияние государственных органов на государственно-конфессиональные отношения в России. Государственное регулирование деятельности конфессий за рубежом. - -     18 неделя: Внеаудиторные чтения  
    Разделы дисциплины с №1 по №5          
    Итого за семестр          
    Характер Государственно-конфессиональных отношений в освещении СМИ.   -     1-6 неделя: Коллоквиум  
    Влияние Государственно-конфессиональных отношений на государственную политику в сфере религии. РПЦ и другие конфессии в России. - -     7-8 неделя Внеаудиторные чтения  
    Русская религиозно-философская мысль о значении Церкви в российском государстве. - -     9-10 неделя тестирование письменное
    Образовательная политика государства в аспекте государственно-конфессиональных отношений в России - -     11-12 неделя собеседование
    Разделы дисциплины с №6 по №9   -      
    ПрАт          
    Итого за семестр          
    Итого          

 

2.3. Лабораторный практикум по дисциплине не предусмотрен.

 

2.4 Примерная тематика курсовых работ

Курсовые работы не предусмотрены учебным планом

 

3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

 

3.1. Виды СРС

 

№ семестра № раздела Наименование раздела дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество») Виды СРС Всего часов
         
    Святоотеческое Писание и Предание о государственно-конфессиональных отношениях. Чтение и конспектирование учебной и научной литературы, аннотирование научных статей. Составление опорных конспектов  
    Документы РПЦ, в которых отражается характеристика современных государственно-конфессиональных отношений Чтение и конспектирование учебной и научной литературы, аннотирование научных статей. Составление опорных конспектов  
    Структура общественного сознания в постсоветский период. Религиозное сознание и его стратификация после распада СССР Чтение и конспектирование учебной и научной литературы, аннотирование научных статей. Составление опорных конспектов Анализ святоотеческой литературы  
    Принципы современных отношений Церкви, общества и государства в высказываниях церковных, государственных и общественных деятелей Чтение и конспектирование учебной и научной литературы, аннотирование научных статей. Составление опорных конспектов Написание реферата, подготовка доклада и электронной презентации к его защите.  
    Влияние государственных органов на государственно-конфессиональные отношения в России. Государственное регулирование деятельности конфессий за рубежом. Чтение и конспектирование учебной и научной литературы, аннотирование научных статей. Составление опорных конспектов Написание реферата, подготовка доклада и электронной презентации к его защите.  
Итого за семестр  
    Характер Государственно-конфессиональных отношений в освещении СМИ. Чтение и конспектирование учебной и научной литературы, аннотирование научных статей. Составление опорных конспектов Чтение Священного Писания  
    Влияние Государственно-конфессиональных отношений на государственную политику в сфере религии. РПЦ и другие конфессии в России. Чтение и конспектирование учебной и научной литературы, аннотирование научных статей. Составление опорных конспектов  
    Русская религиозно-философская мысль о значении Церкви в российском государстве. Чтение и конспектирование учебной и научной литературы, аннотирование научных статей. Составление опорных конспектов  
    Образовательная политика государства в аспекте государственно-конфессиональных отношений в России Чтение и конспектирование учебной и научной литературы, аннотирование научных статей. Составление опорных конспектов  
Итого за семестр  
ИТОГО  

 

 

3.2. График работы студента

Семестр № 8

 

Форма оценочного средства* Условное обозначение
                                         
Коллоквиум Кл                                      
Контрольная работа Кнр                                      
Собеседование Сб   + + + + + +                        
Тестирование письменное, компьютерное ТСп, ТСк                                 + +  
Типовой расчет Тр                                      
Индивидуальные домашние задания ИДЗ                           + + +      
Выполнение расчетно-графических работ (%) РГР                                      
Внеаудиторные чтения (в тыс. знаков) Вч               + + + + + +           +
Реферат Реф                                      
Эссе Э                                      
Контрольный просмотр работ КПР                                      
Защита лабораторных работ ЗРЛ                                      
Курсовая работа КР                                      
Научно-исследовательская работа НИРС                                      
Отчеты по практикам ОП                                      

 

 

Семестр №9

 

Форма оценочного средства* Условное обозначение
                                         
Коллоквиум Кл   + + + + + +                        
Контрольная работа Кнр                                      
Собеседование Сб                       + +            
Тестирование письменное, компьютерное ТСп, ТСк                   + +                
Типовой расчет Тр                                      
Индивидуальные домашние задания ИДЗ                                      
Выполнение расчетно-графических работ (%) РГР                                      
Внеаудиторные чтения (в тыс. знаков) Вч               + +                    
Реферат Реф                                      
Эссе Э                                      
Контрольный просмотр работ КПР                                      
Защита лабораторных работ ЗРЛ                                      
Курсовая работа КР                                      
Научно-исследовательская работа НИРС                                      
Отчеты по практикам ОП                                      

 

3.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Государственно-конфессиональные отношения» (модуля «Религия, государство и общество»):

Пути русского богословия. Флоровский Г. В., прот. М: Институт русской цивилизации», 2009. 1-9
Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: Учебное пособие. Шахов М.О. М.: Изд-во РАГС, 2005. 1-9

 

 

3.3.1 Рефераты

Реферат включает в себя поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.
Требования к работе
Титульный лист, введение, основная часть, заключение, список источников (не менее 5)
1,5 интервал, обычные поля, 14 шрифт, Times New Roman
Во введении прописать цель, задачи, актуальность работы (1 стр.)
В заключении сделать выводы о проделанной работе (1 стр)
Вся работа от 16 до 20 стр.
К ответу подготовить отдельный доклад на 7-10 минут
Примерные темы д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: