Потребление СМИ. Аудиторное поведение





Под понятием «потребление СМИ», которое еще можно назватьаудиторным поведением,мы здесь будем понимать частоту чтения газет, теле- радиосмотрения, объем времени, затраченного на СМИ в целом и на отдельные издания и каналы. Кроме того, здесь учитывается реальный выбор аудиторией газет и журналов, теле- и радиопрограмм. То есть это объективные показатели интенсивности взаимодействия со СМИ и реальный выбор аудитории. Эти характеристики изучались с первых исследований аудитории. В одном из первых опросов, проведенном в 1966 г. «Читатели “Комсомольской правды” о себе и о газете» выяснилось, что в будний день на чтение газеты тратят до 15 минут 11 % опрошенных, 15–30 мин. – 35 %, от получаса до часа – 35 %, более часа 19 % и затруднились ответить 9 % опрошенных.

В начале 70-х гг. почти 24 % практически не читали газет, не слушали радио и 24 % не смотрели телевизор. В самом начале перестройки, по данным Ярославского исследования (1990–1991) уровень потребления СМИ был очень высок (табл. 14).

Таблица 14

Обеспеченность аудиовизуальными средствами и прессой жителей
разного типа поселений
(в % к числу опрошенных в каждой группе)

Варианты ответов Областной город Районный город Село
Наличие радиоточки
Наличие радиоприемника
Наличие цветного телевизора
Наличие черно-белого телевизора
Выписывают одно издание
Выписывают 2–3 издания
Выписывают 4–9 изданий
Выписывают 10 и более изданий
Читают прессу, но не пользуются радио и/или ТВ
Не читают прессы, но пользуются радио и/или ТВ
Вообще не пользуются СМИ 0,5 0,7 1,3
Практически не слушают радио
Практически не смотрят ТВ
Не выписывают ни газет, ни журналов

 


Как видим, в определенной аудитории было меньше 1 % человек, которые вообще не пользуются СМИ, но и они, конечно, через родственников и знакомых были осведомлены о важнейших событиях, передаваемых ТВ, РВ, газетами.

Затем, в связи с подорожавшей прессой и снижением уровня доходов населения, резко сократились тиражи газет, хотя сильно увеличилось их число, и семья сейчас выписывает 1–2 издания, а то и ни оного, тогда как до перестройки и в самом ее начале каждая семья выписывала в среднем 3–4 и больше изданий. Сейчас информационная инициатива перешла к ТВ и РВ, которые для многих являются единственным источником информации.

Это отчетливо показывает репрезентативное исследование ВЦИОМ населения от 16 лет, проведенное в 1993 г.* (табл. 15).

Таблица 15

Чтение газет в России(в % к числу опрошенных)

Варианты ответов Всего Пол Возраст Образование Город Село
М Ж до 29 30–49 50 и ст. Высш. Средн. Ниже ср.
Регулярно (почти каждый день) чи­тают газеты
Читают газеты вре­мя от времени
Практически не читают газет
Не читали и не просматривали за последние 2 ме­сяца ни одной га­зеты

 

Как видно из таблицы, к 1993 г. уже 37 % взрослого населения практически не читали газет, среди сельских жителей этот процент доходил до 44, а среди людей с невысоким уровнем образования – до 55 %.

Выбор изданий

Важный показатель читательского потребления – выбор изданий, количество аудитории, которая читает ту или иную газету или журнал. В советские времена самыми читаемыми из центральных изданий были «АиФ» (который имел тираж 33 миллиона экземпляров, за что был помещен в книгу рекордов Гиннеса), «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда», «Сельская жизнь», «Пионерская правда», которые имели тиражи около 10 миллионов. Большие тиражи были и у других центральных газет: «Советский спорт», «Экономическая газета», «Литературная газета», а также массовых журналов «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Здоровье», «Мурзилка» и других. После перестройки, при обнищании населения и повышении стоимости изданий, тиражи упали практически в десять раз и население, которое не всегда могло выписать даже одну газету, стало предпочитать местную: в районе – районную, в областном центре – областную. Центральные издания в провинции стали распространяться в очень небольшом количестве экземпляров. В Москве они распространялись гораздо активнее.

После начала перестройки эти приоритеты держались некоторое время, но новые массовые издания все более активно завоевывали рынок, главным образом за счет бульварных желтых изданий, удовлетворяя прежде не утоленную жажду к запретным темам, сексу, сенсациям, необычным явлениям, катастрофам и криминалу.

Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр) в мае 2004 г. по выборке, репрезентативной для всего взрослого населения России и отдельно для Москвы, был проведен опрос 2 407 россиян. Ответы сравнивались с результатами аналогичных опросов в мае 2000 и 2003 гг. (табл. 16).

Таблица 16

Ответы на вопрос: «Какие из следующих газет Вы читаете более
или менее регулярно?»
(в % к числу опрошенных)

Издания Россия Москва
АиФ
КП
СПИД-ИНФО
МК
Жизнь -* -
Совершенно секретно
Труд
Спорт-экспресс
Известия
Российская газета
Мегаполис - -
Ведомости
Правда
Российская газета
Московские новости - - - -
Время новостей - -
Новая газета
Независимая газета <1
Другая центральная газета
Областная, городская, районная ежедневная газета общественно-политического содержания
Областная, городская районная еженедельная газета общественно-политического содержания
Другие местные газеты (развлекательные, рекламные и пр.)
Газеты регулярно не читаю

 

Тенденции отчетливы – первые места заняли массовые издания, либо откровенно желтые либо в большим оттенком желтизны, хотя некоторые из них сдают свои позиции. В Москве «МК» обогнал «АиФ». Качественные издания оказались в конце рейтингового списка. Но и процент не читающих газеты стал уменьшаться. Вспомним, что в 1994 г. было 37 % тех, кто не читал или практически не читал газет, сейчас 25 % ответили, что читают нерегулярно.

На информационном рынке возникла принципиально новая ситуация, когда издания повседневного интереса, бульварные, рекламные, спортивные издания, женские и молодежные журналы (у нас, к сожалению, практически нет молодежных газет) лидируют. Серьезная общественно-политическая пресса имеет небольшие тиражи и читается относительно небольшой частью аудитории. С одной стороны, это естественно, с другой стороны, тревожит тот факт, что массовый читатель от нее отвернулся. Тут много причин, связных с финансовыми проблемами читателей, формой подачи публикаций и т. п. Но, может быть, одна из главных – эти газеты не слышат или не хотят слушать и знать, что волнует народ, «под собою не чуют страны». Это газеты для элит, которые решают свои проблемы, главным образом связанные с борьбой за власть, распределение и перераспределение финансовых и материальных ресурсов.

В то же время динамика рейтингов показывает, что часть читателей уже отказывается от наиболее одиозных желтых изданий и начинает предпочитать просветительские журналы. Но, к сожалению, часть аудитории, особенно детской и молодежной, вкусы которой испорчены пошлой прессой, будет нелегко вернуть к полезным и познавательным изданиям.

Выбор телеканалов

По данным«Комкон-Медиа» за II квартал 2004 г., недельные аудитории телеканалов (т. е. количество человек, смотрящих данный телеканал хотя бы один раз в неделю), в %выглядят таким образом (табл. 17, объем аудиторий представлен в процентах от населения России старше 10 лет).

Первый и Второй каналы, как видим,– вне конкуренции. Больше половины аудитории – у НТВ. У остальных аудитория гораздо уже. Это связано и с тем, что они принимаются далеко не во всех регионах России.

 

Таблица 17

Рейтинги каналов ТВ

 

Первый канал 85,8
Россия 77,4
НТВ 55,6
СТС 40,0
ТНТ 30,9
РЕН-ТВ 28,7
ТВЦ 19,6
Культура 16,8
Спорт 10,9
ТВ 3 10,5
MTV 10,7
МУЗ-ТВ 10,8
ДТВ 9,8
7 ТВ 5,8
Рамблер 5,6

 

Источник: R-TGI (Российский Индекс Целевых Групп)

 

Выбор радиостанций

Объем ежедневной аудитории радиостанций Москвы среди слушателей старше 12 лет на октябрь 2004 г. по данным «Комкон-медиа» выглядит так (табл. 18).

Таблица 18

Рейтинги радиостанций

(в % к числу опрошенных)

Радио в целом 71,5 Хит FM 4,0
Эфирное вещание 63,7 Радио Джаз 3,6
Трансляционная сеть 18,6 Говорит Москва 3,5
Радио России (в целом) 14,5 Радио Классик 3,4
Русское pадио 13,9 Радио Монте-Карло 2,7
Маяк (в целом) 11,9 Тройка 2,4
Евpопа Плюс 10,7 Радио Диско 88,7 FM 2,4
Автоpадио 9,7 Маяк 24 2,1
Радио Шансон 8,8 Радио Свобода 1,5
Эхо Москвы 8,7 Спорт FM 1,0
Радио-7 На семи холмах 8,2 Мегаполис 89,5 FM 0,6
Ретро FM 7,8 Юность 0,4
Наше время на МВ 7,5 Радио Куранты 0,4
Сеpебpяный Дождь 7,2 Голос Амеpики 0,4
Love Radio 7,1 Радио Арсенал 0,3
Динамит FM 6,9 До-Радио 0,3
Радио Максимум 5,6 БИ-БИ-СИ 0,3
Наше радио 5,4 Немецкая Волна 0,3
Радио Энергия 5,1 Радио Франс Интернасьональ (RFI) 0,0
Ультра 4,7 Радио России (1 программа) 12,4
Русское pадио-2 4,5 Маяк (2 программа) 7,3
Первое популярное радио (Попса) 4,3 Говорит Москва (3 программа) 3,5

 

Эфирное радио лидирует. А государственный канал «Радио России» имеет сейчас не очень большую аудиторию, тогда как в советское время его аудитория была очень велика и практически равнялась взрослому населению. Сейчас, когда появилось много коммерческих радиостанций, слушатели разбрелись по разным «сусекам». Монополия государственного телевещания разрушена, хотя все-таки государственные станции «Радио России» и «Маяк» по-прежнему на вершине рейтинга вместе с «Русским радио». Далее следуют «Европа плюс», «Авторадио», «Радио Шансон», «Эхо Москвы», «Радио-7 На семи холмах» (все – более 8 %).

Зарубежные радиостанции «Голос Америки», «Би-Би-Си», «Немецкая волна», которые были прежде достаточно популярны из-за отсутствия альтернативных источников информации, сегодня набирают меньше полпроцента голосов.

 





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!